ПИТОЕВА Людмила Яковлевна

Найдено 1 определение
ПИТОЕВА Людмила Яковлевна
урожд. Сманова) (15,12.1895, Тифлис - 15.9.1951, Париж) - актриса. Дочь крупного чиновника. Окончила в Тифлисе пансион Св.Нины, брала уроки музыки, пения, танца, иностранных языков в Париже, готовясь к поступлению в драматический класс консерватории, но не выдержала вступительный экзамен. Летом 1915 Жорж и Людмила вступили в брак и переехали в Швейцарию. Их связала не только семья (у них родилось 7 детей), но и театр. В 1916 Людмила дебютировала в спектакле мужа по пьесе А.Блока «Балаганчик».
Жорж давал благотворительные спектакли на русском языке в пользу русских пленных, но вскоре перешел на французский язык. В 1918 создана первая компания П., в 1919 названная театром П.; театр давал спектакли в пригороде Женевы Пенлеве, в др. городах Швейцарии, трижды гастролировал в Париже.
Сохраняя верность традициям русской сцены (театр единомышленников; подвижническое служение искусству: проникновенный психологизм), Жорж был склонен к постоянному обновлению и эксперименту. Разнообразие репертуара определялось не только материальными трудностями, диктовавшими необходимость частой смены пьес, но и творческой ненасытностью и сознательной установкой на интернациональный театр: за 7 сезонов в Швейцарии Жорж поставил более 70 пьес 46 авторов 15 национальностей, в том числе «Гамлета» (1920) и «Дядю Ваню», которым открылся швейцарский период его творчества. Самая значительная часть репертуара - европейская драма конца XIX - начала XX вв. (АЧехов, М.Горький, Л.Толстой, ЛАндреев, АБлок: Г.Ибсен, АСтриндберг, М.Метерлинк, О.Уайльд, Б.Шоу, ДСинг, ГДАннунцио, С.Пшибышевский, А.Ленорман, особенно близкий Жоржу в этот период).
С 1922 театр П. переехал в Париж; в 1924 создана вторая компания П. В 1923 труппа совершила первое турне по европейским странам, Видные представители французской интеллигенции, с которыми Жорж был связан творческими и дружескими отношениями, активно поддерживали театр П.
помогали преодолевать финансовые трудности. Пьесы Ж.Ануйя, Ж.Кокто, Р.Мартен дю Гара и др. писателей постоянно включались в репертуар театра. Вместе с Ш.Дюлленом, Л.Жуве и Г.Бати Ж.П. участвовал в образовании «Картеля четырех» (1927), направленного на обновление театральной культуры. Театр П. открыл французской публике Чехова, здесь шли все его большие пьесы и несколько миниатюр; «Чайку» режиссер заново поставил в конце жизни (1939), Символом чеховского театра П. стали «Три сестры» (1929), Раскрывая всеобщность Чехова, Жорж трактовал его драматургию как воплощение «любви и человечности», В классической пьесе стремился выявить то, «что именно в ней есть ценного ...для духа нашей эпохи». Отстаивал лаконизм сценографии и утверждал, что только декорация, очищенная от всего лишнего, может дать проявить себя актеру и «объективировать мысль автора». Особенно выразительным было его оформление пьес Шекспира («Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта»). Театр П. прошел путь от реализма к экспрессионизму, место рядом с Чеховым занял Л.Пиранделло: «Шесть персонажей в поисках автора» (1923), «Генрих IV» (1925) и др.
спектакли, действие которых происходило на грани яви и сна, реальности и фантазии. Исключительной любовью зрителей пользовались П.-актеры, парижане воспринимали их как внутренне родных себе людей.
Наиболее известные роли Жоржа - Гамлет, Астров в «Дяде Ване», Левбор в «Гедде Габлер» и доктор Штокман во «Враге народа» Ибсена, Генрих IV; Людмилы Жанна дАрк в «Святой Жанне» Б.Шоу и в др.
драматургических версиях, Офелия, героини чеховских пьес. Одна из величайших актрис межвоенного периода, Людмила покоряла редкой индивидуальностью - сочетанием хрупкости и душевной силы, искренностью, одухотворенностью, глубиной перевоплощения. Крайняя степень самоотдачи привела ее к нервной болезни, Жоржа - к болезни сердца: современники называли их творческую жизнь героической.
После смерти мужа Людмила жила в Швейцарии (1939-4 1), в годы войны - в США и Канаде, по окончании войны вернулась в Париж. Играла в старых или восстановленных спектаклях П., в спектаклях своего сына Саши, занималась педагогикой. Похоронены Жорж и Людмила на кладбище «Cehthod» близ Женевы.
Литературной и артистической одаренностью обладали и дети П. Их третий сын Саши Питоев (11.3.1920 - 1991) дебютировал как актер при жизни отца, после его смерти возобновил многие спектакли; унаследовал любовь отца к Чехову и Пиранделло и чуткость к новым веяниям театрального времени.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции