, Джованни Баттиста (Pittoni, Giovanni Battista) 1687, Венеция — 1767, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. Учился у своего дяди, известного декоратора Ф. Питтони и, возможно, у А. Балестры. Луиджи Ланци отмечал, что художнику особенно удавались алтарные образы, а А. М. Дзанетти подчеркивал "изящество" этих произведений. Алтарные композиции небольшого размера (Благовещение, Венеция, галереи Академии; Святое Семейство, Будапешт, Музей изобразительных искусств; Поклонение Младенцу, Лондон, Нац. галерея) полны особого шарма. Работы Питтони нравились заказчикам, и он их часто повторял; поэтому многие из них существуют в нескольких вариантах. Граф Ф. Альгаротти, рекомендуя произведения Питтони коллекционерам, писал о нем: "Это художник, достигший утонченности и законченности в композиции, охотно уютно украшающий архитектурой свои произведения". Излюбленные цвета Питтони — розовые, белые, синие, светло-зеленые — исполнены нежной тональной гармонии, кажется, словно разбелены в ярком свете. Удлиненные изящные фигуры святых изображены в грациозных позах, полных доверительности и лиризма (Св. Рокк; Св. Елизавета Венгерская раздает подаяние, обе — Будапешт, Музей изобразительных искусств. Эскизы художника зачастую превосходят по свободе живописного исполнения законченные произведения. Легким прозрачным мазком в светлой рокайльной гамме исполнен эскиз Поклонение Мадонны Младенцу (Ровиго, Пинакотека семинарии). Он более непосредственно фиксирует замысел художника, ту гамму чувств, которую он хотел воплотить в своей работе. Прием широкой сценической компоновки пространства Питтони заимствует у С. Риччи. В сценах на сюжеты из античной истории он изображает большое количество фигур на фоне архитектуры. В эскизах Бракосочетание Плацидии, сестры императора Гонория с Констанцием (1730—1740, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и Император Гонорий делает Констанция своим соправителем (1730—1740, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) переходы света и тени, как и в маленьких алтарных образах, плавные и мягкие. Звучные лимонно-желтые, розовые, красные цвета оживляют светлый холодный колорит. В пластической определенности фигур ощущается влияние Дж. Б. Пьяцетты, которое особенно проявилось в некоторых ранних алтарных и станковых картинах (Жертвоприношение Поликсены, Стокгольм, Нац. галерея; Казнь св. Фомы, ок. 1722, Венеция, церковь Сан Стае; Жертвоприношение Исаака, 1720, Венеция, церковь Сан Франческо делла Винья). Трактовка многофигурных сцен выглядит в них более сухо, чем в произведениях С. Риччи, обладавшего талантом свободной импровизации. В 1738 Дж. Б. Питтони сменил Тьеполо на посту президента Академии живописи и скульптуры Венеции. Похоронен в Венеции, в церкви Сан Джакомо, для которой исполнял свою последнюю работу — Св. Семейство со святыми, где сказалось уже влияние неоклассицизма.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Donzelli C. I pittori veneti del Settecento. Firenze, 1957; Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960.
Е. Федотова