(р. 29.10.1943) — спец. по теории познания и филос. религии; д-р филос. наук, проф. Род. в Китае (г. Шанхай) в семье рус. эмигрантов. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (1970), асп. там же (1972). С 1970 работает в Уральском гос. ун-те: ст. преп., доц. кафедры диалектич. материализма филос. ф-та; с 1986 — зав. кафедрой истории и филос. религии на филос. ф-те. Докт. дисс. — "Операционный аспект идеального отражения" (1987). Разрабатываемые проблемы и темы: идеальное и идеал; операционный аспект знания; метод экстраполяции; визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве; неравновесные процессы в открытых нелинейных системах; элементарный объект и элементаристский подход; диалектика субъекта и объекта; религии в основании культур; взаимосвязь космоцентрической, социоцен-трической и эгоцентрической религий; иррациональное в бытии и познании; вера и знание. Согласно П., идеальное есть виртуальное взаимоотражение субъекта и объекта, моментами к-рого являются: выбор репрезентанта некой целостности и признание его за эталон, освоение эталона посредством возможных схем действия, проецирование знания об эталоне на сверхчувственную целостность. Понятие истины, считает П., актуализируется как проблема только в отношении феноменов идеального и идеала и распадается на репрезентативный, креатологич. и экзист. аспекты. Исследуя структуру языка, П. различает в ней: объект-язык, речеоператив-ную деятельность и субъект-язык — речеоперативный образ объект-языка. Культуру он понимает как идеало-образующую сторону человеч. жизни, считая ее базисными компонентами сакрализованные идеалы, а надстройкой — взаимосвязанные множества светских идеалов. Религия определяется П. как священная связь людей с абсолютом. В зависимости от направления поиска Абсолюта, считает П., возникают космоцентрические, социоцентрические и эгоцентрические религии, сакра-лизирующие осн. ценности жизни. П. введены понятия faith — вера (дух. влечение души к предельным основаниям бытия) и belief — вера (признание без достаточного основания истинности образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания). П. — заслуженный деятель науки РФ.
Соч.
: Проблема носителя идеального образа. Свердловск, 1986; Операционный аспект научного знания. [В соавт.]. Иркутск, 1987; Неравновесные системы: целостность, эффективность, надежность. [В соавт.]. Свердловск, 1991; Диалектика субъекта и объекта. [В соавт.]. Екатеринбург, 1993; Дух, душа и смысл жизни человека. Екатеринбург, 1993; Религия как социальная связь: сакрализация основания культуры. Екатеринбург, 1994; Интеллектуальная визуализация сущности. Красноярск, 1998. [В соавт.]; Синтетическая теория идеального. Екатеринбург-Псков, 2000. [В соавт.].