ПЯТИДЕСЯТНИЦА
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Другое название праздника – Сошествие Святого Духа на апостолов. Событие произошло на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и его название. См. Сошествие Святого Духа на апостолов.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Пятидесятница
Деян 2.1; 20.16; 1Кор 16.8)-праздник жатвы первых плодов (Исх 23.16), праздник седмиц и праздник начатков жатвы пшеницы (Исх 34.22; Вт 16.10), седмицы и день первых плодов (Чис 28.26), праздник, который праздновался на пятидесятый день после первого снопа жатвы (см.), и потому этот праздник, как и праздник первого снопа жатвы, не был фиксированным. В этот праздник, независимо от дня недели, требовалось оставить все работы, созвать священное собрание (Чис 28.26) и принести особые жертвы (Лев 23.17-18; Чис 28.27-30). В этот праздник требовалось принести новое хлебное приношение (Лев 23.16; Чис 28.26). В день Пятидесятницы, вскоре по вознесении Иисуса Христа (после Пасхи через 40 дней плюс несколько дней-Деян 1.3,5) во время собрания на Апостолов сошел Дух Святой (Деян 2.1-4). (См. праздники)
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
День Св. Троицы), православный праздник. Называется Пятидесятницей потому, что сошествие Св. Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: во славу Пресвятой Троицы и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего Новый вечный Завет Бога с человеками.
Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник, - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцем Небесным и ради Великой Жертвы Сына Его испрашиваем помилования, просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ наших и, наконец, молимся об усопших отцах и братиях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища березовыми ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа, а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.
Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник, - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день. На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцем Небесным и ради Великой Жертвы Сына Его испрашиваем помилования, просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ наших и, наконец, молимся об усопших отцах и братиях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойне.
В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища березовыми ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа, а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.
Пятидесятница
праздник Православной Церкви, принадлежащий к двунадесятым и совершаемый в 50й день после праздника Воскресения Христова (Пасхи). Иначе называется Днем Святой Троицы. Праздник П. посвящен памяти сошествия Духа Святого на апостолов (см. Деян. 2, 2–4), состоявшегося на 50й день после Пасхи и на 10й день после Вознесения Господня. П. – необходимое продолжение Вознесения, поскольку Христос перед восхождением на Небо обещал апостолам послать свыше Святого Духа. Сошедшие в П. с неба языки пламени исполнили каждого апостола духовной силой и дали каждому знание иноплеменных языков для христ. проповеди среди различных народов. Сошествие Святого Духа на апостолов положило начало бытию Церкви, которое проникнуто с тех пор непрерывностью апостольского преемства и действия благодати Божией. П. имеет также огромное значение для понимания многообразия путей воплощения новозаветной истины в жизни человечества, ибо апостолы были призваны Святым Духом к проповеди в среде многих народов на их языках. Поприще христ. служения расширяется с момента П. до всемирных масштабов, однако оно при этом духовно конкретизируется, дабы ввести христианство в культурную ткань исторически сложившихся этносов. Открывается перспектива воцерковления языческого культурного наследия, государственных, общественных форм, развитых в дохристианскую эпоху. Таким образом, самим Духом Божиим предполагается путь христ. просвещения всех естественно возникших, самобытных рас, народностей, наций, в целях конечного преображения человечества.
Источник: Краткий православный словарь.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Праздник седмиц, также праздник жатвы (Исх 34:32) см Праздники Еврейские. В этот праздник кроме молитв и жертвоприношений преимущественно читались места из книг Закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара. В Христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Св. Духа на Апостолов. Это один из величайших Христианских праздников от времен апостольских (Деян 2:1-22). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Свящ. Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое следует сряду после литургии, и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв Св. Василия Великого. В молитвах этих Церковь молится Триипостасному Богу о даровании и всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды — телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших, чтобы Господь всем нам простил грехопадения наши и отшедшим дал свободу и ослабление, а пас здесь благословил, и дал нам мирный конец и всех удостоил небесного Своего царствия. В Троицын день Восточная церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божий и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами (Григ. Богосл. Слово 44). Обычай этот перешел к нам из Иудейской Церкви, в которой Иудеи в память Синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали впоследствии синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травою и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы эти, как начатки обновляющейся весны, напоминая нам о Синайском законодательстве и о событии сошествия Св. Духа на апостолов в этот день, должны вместе служить для нас знаком и выражением живейшей нашей радости и благодарности Богу — Зиждителю нашему, устрояющему наше спасение, и с обновлением природы обновляющему и освящающему самые наши поля и все обильно дарующему нам для наслаждения.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Пятидесятница
1) второе название праздника Святой Троицы, относящегося к числу двунадесятых преходящих праздников. Пятидесятницу (Троицу) празднуют в пятидесятый день по Пасхе. Праздник посвящен сошествию на апостолов Святого Духа. Его события таковы: на пятидесятый день после воскресения Христова апостолы собрались в одном доме и «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния апостолов, 2, 2–4); 2) пятьдесят дней, проходящих от Пасхи до Троицы. Первое воскресение по Пасхе называют Неделей Фоминой в честь явления Спасителя апостолу Фоме, который не хотел верить, что Учитель воскрес, пока не увидел Его собственными глазами (Евангелие от Иоанна, 20, 24–29). В следующий за Неделей Фоминой вторник Православная церковь отмечает Радоницу: дань поминовения всех усопших, который еще называют Пасхой для умерших. Третье воскресение по Пасхе посвящено памяти женмироносиц, пришедших ко гробу Спасителя и не обнаруживших Его тела (Евангелие от Матфея, 28, 1–6). Четвертая неделя Пятидесятницы посвящена воспоминанию исцеления Спасителем расслабленного, который более тридцати лет ждал чуда у Овчей купели (Евангелие от Иоанна, 5, 115). Пятое воскресение – память о встрече Иисуса Христа и самаряныни, пришедшей к колодцу за водой, которой Спаситель обещал воду жизни (Евангелие от Иоанна, 4, 542). В шестое воскресение церковь вспоминает исцеление Иисусом слепого (Евангелие от Иоанна, 9, 138). В сороковой день Пятидесятницы, который выпадает на четверг шестой недели, Церковь празднует Вознесение Господне (Евангелие от Луки, 24, 50–52). Суббота седьмой недели – это Троицкая родительская суббота, когда Церковь вспоминают всех усопших. Седьмое воскресенье Пятидесятницы – день памяти отцов I Вселенского собора. В восьмую неделю по Пасхе Церковь празднует День Святой Троицы, который также является днем сошествия на апостолов Святого Духа. На следующий день, то есть в понедельник, Церковь отмечает День Святого Духа. Первое воскресенье по Пятидесятнице – неделя Всех святых, а с понедельника второй недели начинается Петров (Апостольский) пост. Во второе воскресенье по Пятидесятнице Русская православная церковь вспоминает Всех святых, в земле Российской просиявших. Все богослужения Пятидесятницы, вплоть до дня Всех святых, написаны в цветной Триоди.
Источник: Православная энциклопедия.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
1. Ветхозаветный праздник, у евреев назывался также праздник седмиц, праздник жатвы (см. Исх. 34, 32). В этот праздник вспоминалось дарование синайского законодательства, кроме молитв и жертвоприношений, преимущественно читались места из книг Закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара. 2. В христианской Церкви под Пятидесятницей подразумевается: а) пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы. В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение усомнившегося в воскресении апостола Фомы (см. Ин. 20, 24-29). Во вторник второй недели (седмицы) в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница. Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено святым женам-мироносицам (см. Мк. 15, 43-16). В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного (парализованного) при Овчей купели (см. Ин. 5, 1-15). В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 4, 5-42). Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (см. Ин. 9, 1-38). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне.
В седьмое воскресенье вспоминаются святые отцы I Вселенского Собора. Суббота седьмой недели – Троицкая родительская суббота.
В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели, празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день иначе называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди; б) праздник Православной Церкви из числа двунадесятых. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения). Kогда апостолы собрались вместе, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Священного Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое в настоящее время следует сразу после литургии и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв свт. Василия Великого. В этих молитвах Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды – телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших. В день Троицы Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божии и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами. Обычай этот пришел из Иудейской Церкви, в которой иудеи в память синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травой и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, как начатки обновляющейся весны, напоминая о синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов, должны вместе служить знаком и выражением живой радости и благодарности Богу Зиждителю, устраивающему спасение людей, с обновлением природы обновляющему поля и обильно дарующему все для полноты жизни.
В седьмое воскресенье вспоминаются святые отцы I Вселенского Собора. Суббота седьмой недели – Троицкая родительская суббота.
В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели, празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день иначе называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа. В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память всех святых. С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память всех святых, в земле Российской просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди; б) праздник Православной Церкви из числа двунадесятых. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе называется днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения). Kогда апостолы собрались вместе, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Священного Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое в настоящее время следует сразу после литургии и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв свт. Василия Великого. В этих молитвах Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды – телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших. В день Троицы Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божии и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами. Обычай этот пришел из Иудейской Церкви, в которой иудеи в память синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травой и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, как начатки обновляющейся весны, напоминая о синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов, должны вместе служить знаком и выражением живой радости и благодарности Богу Зиждителю, устраивающему спасение людей, с обновлением природы обновляющему поля и обильно дарующему все для полноты жизни.
Источник: Православие. Словарь-справочник.