вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом для рекламных, агитационных, учебных целей.
ПЛАКАТ
ПЛАКАТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Плакат
нем. Plakat от фр. placard - объявление, афиша от plaquei налеплять, приклеивать) – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
"ПЛАКАТ"
творч. группа, осн. в 1979 молодыми художниками, выпускниками ПХУ. В ее состав входили: Б. С. Ананьев, В. Н. Белинский, Н. Н. Волохо, Л. М. Клевицкий, О. А. Корабельникова, В. В. Максимов, Н. М. Мордовин, В. И. Чернышев, Е. И. Соколов, А. А. Стрелов; позже: А. Ю. Заикин, С. А. Уваров, Н. Пенз. Свиридов, Ю. Н. Юдин, А. В. Салычев, А. А. Жучков, А. К. Сошников, С. Г. Пучков, Р. Ш. Ибрагимов. Возглавил работу группы А. Ф. Меркушев. «Пенз.» вел активную методич. и практич. работу по собств. программе. Пенз. художники становятся лауреатами различных конкурсов и выставок в стране и за рубежом. Их работы демонстрировались в Польше и на Кубе, в Австрии и Финляндии, Венгрии и Германии. Большинство чл. группы вступили в Союз художников, и группа «Плакат» стала основой секции плаката в Пенз. орг-ции СХ России. В 1987 в Пенз. прошла Всесоюз. выставка плаката. Лит: Сазонов В. Зовет плакат //ППенз. 1983. 5 июня; Всесоюзная выставка «Плакат СССР». Пенза. 1987 //ППенз. 1987. 17 июня; 7-я Всесоюзная выставка плаката. Пенза. 1987: Каталог. М., 1987; Хайн Ю. Новое и старое //Творчество. 1987. № 10. А. Ф. Меркушев.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ПЛАКАТ
наиболее массовый вид изобразительного искусства с кратким пояснительным текстом, выполняющий задачи наглядной политической агитации и пропаганды или служащий целям информации, рекламы, обучения. В годы Вел. Отеч. войны П. являлись важным средством мобилизации советского народа на борьбу с врагом, на защиту Родины, прославляли героические подвиги воинов и тружеников тыла, разоблачали и высмеивали немецко-фашистских захватчиков, широко популяризировали актуальные политические лозунги. П. военных лет отличались большой жизненностью, народностью, патриотической страстностью, силой эмоционального воздействия. Главными темами плакатов были героизм советского человека, его борьба с фашизмом. Плакаты печатались большими тиражами. Со стен домов, на фронтовых дорогах, на призывных пунктах, в цехах заводов и на колхозных фермах они звали к защите Родины. Лучшие образцы агитационного П. в годы Вел. Отеч. войны создали: Кукрыниксы («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»—1941), В. Н. Дени («На Москву: хох! От Москвы: ох!» — 1941)," Н. Н. Жуков («Выстоять!»— 1942), В. С. Иванов («Вперед! На Запад!»— 1942), А. А. Кокорекин («За Родину!» — 1942, «Первомайский привет героям фронта и тыла»— 1945), В. Б. Корецкий («Воин Красной Армии, спаси!» — 1942), Д. С. Моор («Зверь ранен, добьем фашистского зверя!» — 1943), И. А. Серебряный («Партизаны-лесгафтовцы» — 1942), И. М. Тоидзе («Родина-мать зовет!»— 1941), Д. А. Шмаринов («Не забудем, не простим» — 1942) и др. Художники создавали П. в сотрудничестве с поэтами Д. Бедным, С. Я. Маршаком, М. В. Исаковским, В. И. Лебедевым-Кумачом и др.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
ПЛАКАТ
нем. plakat, от франц. placard – объявление), афиша, разновидность художественной графики, броское изображение рекламного или информационного характера на крупном листе с пояснительным текстом. Плакат тесно связан с торговлей и шоу-бизнесом. Он должен быть ярким, наглядным, запоминающимся. Главная идея должна быть выражена предельно ясно, доступно, мгновенно восприниматься с большого расстояния. Кроме того, плакат должен содержать в себе что-то необычное, способное остановить спешащего в городской суете прохожего, еще издали приковать его внимание.
Плакат в современном понимании появился в кон. 19 в. Первую цветную афишу создал Жюль Шере – рабочий-типограф и художник, живший на Монмартре в Париже. В 1869 г. он начал печатать большие листы с рекламой кабаре и театров. Выдающимся мастером афиши был французский художник А. деТулуз-Лотрек. В творчестве Тулуз-Лотрека, писавшего актрис варьете и театров, искусство плаката впервые обрело собственные средства выразительности: точно найденный силуэт, отточенность линии, контраст между фигурами и фоном, лаконичность и яркую «броскость». Стиль модерн превратил афиши и рекламные листы в произведения большого искусства (А. Муха, Я. Тороп, О. Бердсли, У. Бредли и др.).
Позднее, наряду с рекламными, появились политические плакаты. В основе политического плаката может лежать карикатурный, сатирический или драматический образ. Яркий расцвет пережило искусство политического плаката в послереволюционной России. Традиции сатирической графики и народного лубка соединились в хлестких, запоминающихся листах В. Н. Дени и работавших в «Окнах РОСТА» В. В. Маяковского и М. М. Черемных, в знаменитом плакате Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?». Лаконичный и эмоционально выразительный образ создал Эль Лисицкий, прибегнув к языку геометрической абстракции («Клином красным бей белых!»). Приемы фотомонтажа, необычные ракурсы использовал в рекламных афишах и киноплакатах А. М. Родченко. В годы Великой Отечественной войны (1941–45) плакат служил действенным средством мобилизации на борьбу с врагом. Классикой жанра стали плакаты Кукрыниксов, «Родина-мать зовет» И. М. Тоидзе.
В создании современных плакатов широко используются компьютерные технологии.
Плакат в современном понимании появился в кон. 19 в. Первую цветную афишу создал Жюль Шере – рабочий-типограф и художник, живший на Монмартре в Париже. В 1869 г. он начал печатать большие листы с рекламой кабаре и театров. Выдающимся мастером афиши был французский художник А. деТулуз-Лотрек. В творчестве Тулуз-Лотрека, писавшего актрис варьете и театров, искусство плаката впервые обрело собственные средства выразительности: точно найденный силуэт, отточенность линии, контраст между фигурами и фоном, лаконичность и яркую «броскость». Стиль модерн превратил афиши и рекламные листы в произведения большого искусства (А. Муха, Я. Тороп, О. Бердсли, У. Бредли и др.).
Позднее, наряду с рекламными, появились политические плакаты. В основе политического плаката может лежать карикатурный, сатирический или драматический образ. Яркий расцвет пережило искусство политического плаката в послереволюционной России. Традиции сатирической графики и народного лубка соединились в хлестких, запоминающихся листах В. Н. Дени и работавших в «Окнах РОСТА» В. В. Маяковского и М. М. Черемных, в знаменитом плакате Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?». Лаконичный и эмоционально выразительный образ создал Эль Лисицкий, прибегнув к языку геометрической абстракции («Клином красным бей белых!»). Приемы фотомонтажа, необычные ракурсы использовал в рекламных афишах и киноплакатах А. М. Родченко. В годы Великой Отечественной войны (1941–45) плакат служил действенным средством мобилизации на борьбу с врагом. Классикой жанра стали плакаты Кукрыниксов, «Родина-мать зовет» И. М. Тоидзе.
В создании современных плакатов широко используются компьютерные технологии.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007