Платон Малиновский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Платон Малиновский

Платон (Малиновский; умер в 1751 г.) - известный церковный деятель, воспитанник Киевской академии, префект ее и академии Московской, архимандрит и советник Святейшего Синода. В 1732 г. за защиту книги "Камень веры" был предан суду тайной канцелярии, неоднократно подвергаем телесным истязаниям, лишен монашества и сослан в Камчатку. Императрица Елизавета возвратила ему духовный сан и назначила его епископом крутицким, потом архиепископом московским. Управление его московской епархией ознаменовано устройством церковных домов для причтов, отменой телесных наказаний для причетников, учреждением должности благочинных (см. "Истории московского епархиального управления" Н. Розанова , ч. 2, кн. 1-я, стр. 44 - 75). Отдельно изданы шесть "Слов" его, произнесенных в 1742 - 1752 годах (исчислены в обзоре русской духовной литературы, архиеп. Филарета ). См. ст. И.А. Чистович в "Православном Обозрении", 1862, № 2.

Источник: Биографический словарь. 2008

Платон Малиновский

архиепископ Московский и Севский. Образование получил в Киевской Академии, был некоторое время префектом Академии, а в 1724 г. переведен на ту же должность в Московскую Славяно-греко-латинскую Академию. В 1727 г., 15-го марта, уволен за болезнью в Киево-Печерскую Лавру. Отсюда в 1729 г. назначен ректором новооткрытого Харьковского Коллегиума и архимандритом Харьковского Куряжского монастыря. В 1730 г. был назначен архимандритом Киево-Печерским, но тогда же перемещен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря и 21-го июля 1730 г. назначен членом Св. Синода. Есть одно известие, что из Ипатьевского монастыря Платон вскоре был переведен, в Высокопетровский монастырь в Москве. В это время, в тяжелую пору борьбы двух духовных партий, во главе одной из которых стоял архиепископ Феофан Прокопович, архимандрит Платон, как противник Прокоповича, подвергся суду Тайной Канцелярии, был арестован в Петербурге 12-го августа 1732 г., неоднократно при допросах был пытан и 13-го декабря 1738 г. лишен сана и монашества и с мирским именем Павла сослан в Камчатку на всегдашнее пребывание. Местный преосвященный Иннокентий (Неронович) сделал его учителем своей архиерейской школы, и когда вступила на престол императрица Елисавета Петровна, ходатайствовал о возвращении ему сана. Св. Синод, на основании милостивого манифеста о невинно-ссыльных, вернул Платону сан архимандрита и постановил назначить его настоятелем в один из московских монастырей. Но Платон отпросился на уединенное житие в Киево-Печерский монастырь. После коронации, Платон 19-го сентября 1742 года в Успенском соборе, в Москве, в присутствии государыни, хиротонисан был в епископа Сарского и Подонского (Крутицкого), на только что освободившееся место архиепископа Леонида, ушедшего 1-го сентября на покой. В 1744 г. преосвященный Платон был назначен членом Св. Синода и получил сан архиепископа. Оставаясь в Москве, преосвященный Платон был первенствующим членом Московской Св. Синода Конторы и управлял Московской епархией, так как московская кафедра не имела своего архиерея. 21-го марта 1748 г. преосв. Платон был назначен архиепископом Московским; 16-мая для него установлен был титул архиепископа "Московского и Севского" (ранее титул был: Московский и Владимирский). В 1751 г. преосвященный был вызван в Петербург для присутствования в Синоде. В епархиальной истории преосвященный памятен выделением собственного епархиального управления из области бывшего патриаршего, потом синодального управления в Москве; он основал епархиальную кафедру в Чудовом монастыре, вывел из синодального дома епархиальную консисторию, завел иподиаконов, отдельных от синодальных, положил начало своему архиерейскому Чудовскому хору, получившему известность, сохранившуюся до наших дней, назначил особых духовников, экзаменаторов, ставленников и т. п. Как епархиальный администратор, преосвященный Платон был человек просвещенных и гуманных воззрений, заботливый, внимательный. Окружным предписанием по епархии в 1753 г. он обязал духовенство изучить катехизическое учение и все, что касается их должности. Начальствующим монастырей рекомендовал обращаться с подчиненными не жестокосердно, но кротко, утверждая их в житии монашеском не жезлом ярости и биения, но словом кроткого наставления и собственной жизнью; немощи их сносить терпеливо, держать жезл правления без гордости над подчиненными, а в сознании, что держащий такой жезл является кормчим духовного корабля; пасти врученную паству, как своих детей, всем оказывать равную любовь, малодушных утешать, немощных утверждать и врачевать духом кротости. Инструкция благочинным, выданная преосвященным, содержала в себе подробные и заботливые наставления почти по всем сторонам епархиальной жизни. Эта инструкция долго служила руководством, пока не была заменена инструкцией второго Платона (Левшина). Преосвященный, по отзыву историка Московского епархиального управления, был покровителем духовного образования, защитником духовенства от столь обычных в то время притеснений сильных и знатных людей, ревнителем скорого и справедливого суда. Скончался преосвященный в первом часу утра 15-го июня 1754 г. и погребен в Михайло-Архангельской церкви Чудова монастыря. После его кончины осталось только 20 p., и те, по его завещанию, были розданы неимущим. Из поучений преосвященного Платона были напечатаны, сколько известно: "Слово в неделю вторую по Сошествии Св. Духа", M. 1742; два на тезоименитство императрицы Елисаветы, M. 1744 и M. 1746; два на день рождения Елисаветы, M. 1745 и M. 1752; на день восшествия Елисаветы на престол, M. 1747. Письмо с отказом от архиерейства напечатано в соч. Чистовича "Феофан Прокопович".


Н. Розанов. "Платон I (Малиновский), архиепископ Московский и Севский" — в "Московских Епарх. Ведомостях" 1869 г. (№№ 22 и 23); Н. Розанов. "История Моск. епарх. упр." II; Прот. П. Островский. "Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря", Кострома. 1870; И. А. Чистович. "Феофан Прокопович и его время", СПб. 1868; Архиеп. Филарет. "Обзор русск. дух. литературы", изд. 3-е, СПб. 1884.


С. Рункевич.


{Половцов}





Платон Малиновский


(† в 1751 г.) — известный церковный деятель, воспитанник киевской академии, префект ее и академии московской, архимандрит и советник Св. Синода. В 1732 г. за защиту книги "Камень веры" был предан суду тайной канцелярии, неоднократно подвергаем телесным истязаниям, лишен монашества и сослан в Камчатку. Имп. Елизавета возвратила ему духовный сан и назначила его епископом крутицким, потом архиепископом московским. Управление его московскою епархией ознаменовано устройством церковных домов для причтов, отменою телесных наказаний для причетников, учреждением должности благочинных (см. "Истории моск. епархиального управления" Н. Розанова, ч. 2, кн. 1-я, стр. 44—75). Отдельно изданы шесть "Слов" его, произнесенных в 1742—1752 гг. (исчислены в обзоре русс. дух. литературы архиеп. Филарета). См. ст. И. А. Чистович в "Православном обозрении" 1862, №2.


{Брокгауз}





Платон Малиновский


(Павел) — архиепископ Московский и Севский.


Образование получил в Киевской духовной академии.


С 1722 года — префект Киевской духовной академии.


В 1724 году переведен в той же должности в Московскую Славяно-греко-латинскую академию.


С 1726 года — архимандрит Харьковского Покровского монастыря.


15 марта 1727 года по болезни уволен в Киево-Печерскую лавру.


В 1729 году назначен ректором новооткрытого Харьковского коллегиума и архимандритом Старо-Харьковского Куряжского Преображенского монастыря.


С 21 июля 1730 года — член Святейшего Синода.


14 апреля 1731 года перемещен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря.


12 августа 1732 года арестован и предан суду за обвинение архиепископа Феофана (Прокоповича, † 1736) в ереси и за издание книги митрополита Стефана (Яворского, † 1722) "Камень веры". При допросе в Тайной канцелярии его подвергали пыткам.


27 июля 1734 года уволен из членов Святейшего Синода.


13 декабря 1738 года лишен сана и монашества и под именем Павла Малиновского сослан на вечное пребывание в Сибирь. Местный преосвященный епископ Иркутский Иннокентий (Неронович, 11746) сделал его учителем своей архиерейской школы.


28 апреля 1740 года по ходатайству епископа Иннокентия ему возвращен сан.


19 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского. Хиротония происходила в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.


С 5 апреля 1744 года — член Святейшего Синода; 16 (17) июля того же года возведен в сан архиепископа, назначен членом Московской Синодальной конторы и управляющим Московской епархией.


5 апреля 1748 года назначен архиепископом Московским, а с 16 мая стал называться архиепископом Московским и Севским.


В 1751 году вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.


С 1753 года архиепископ Платон стал первоприсутствующим в Святейшем Синоде.


Скончался 14 июня 1754 года.


Погребен в Михаило-Архангельской церкви Московского Чудова монастыря.


Архиепископ Платон был человек просвещенный и гуманных воззрений, заботливый и внимательный.


Он рекомендовал настоятелям монастырей обращаться с подчиненными не жестокосердно, но кротко, утверждая их в житии монашеском не жезлом ярости и биения, но словом кроткого наставления и собственною жизнью, всем оказывать равную любовь, малодушных утешать, немощных утверждать и врачевать духом кротости.


Преосвященный Платон, по отзыву историка Московского епархиального управления, был покровителем духовного образования, защитником духовенства, ревнителем скорого и справедливого суда.


После его смерти осталось только 20 рублей, но и те, по его завещанию, были розданы неимущим.


Есть предание, что будущий Московский митрополит Платон (Левшин, † 1812) получил монашеское имя в память архиепископа Платона (Малиновского).


Труды:


Слово в неделю вторую по сошествии Святого Духа. — М., 1742.


Два слова на тезоименитство императрицы Елизаветы Петровны. — М., 1744; 1746. Два слова на день рождения Елизаветы. — М., 1745,1752.


Слово на день восшествия Елизаветы на престол. — М., 1747.


Письмо с отказом от архиерейства // Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. — СПб., 1868. На 5 сентября. — М., 1746.


Литература:


Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721—1821): в 3 т. (5 кн.). — М., 1869—1870. — Т. 2, с. 42—75; прилож. с. 6—7,27—48, §107,110 и др.


Розанов Н. П. Платон I (Малиновский), архиепископ Московский и Севский // Московские епархиальные ведомости. — М., 1869. — № 22 и 23.


Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. — СПб., 1868.


Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. — Кострома, 1870.


Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 29.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 131, 853, 967, 968,1037.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 14, 40.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 324. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 66. Труды Киевской духовной академии. — 1868, июль, с. 109—146. — 1870, июль, с. 555. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 6, с. 66.


Православный собеседник. — Казань, 1907, ноябрь, с. 698.


Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1877, август, с. 513, 523.


— 1879, апрель, с. 750; май, с. 28. — 1907, январь, с. 191. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1602,1815. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 14, с. 55—56. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23-а (кн. 46), с. 852.





Платон Малиновский


архиепископ крутицкий и с 1748 г. московский, † 1754 г. 14 июня.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008