ПЛАТОН

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Платон
(427-347 до н.э.), афин. философ. Ученик Сократа, учитель Аристотеля. Основал собственную школу - Академию. Автор теории неизменных форм (Идей), то есть философии объективного идеализма.

Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

ПЛАТОН
427 — 347 гг. до н. э.) — знаменитый греческий философ, родился в Афинах. В юности он стал учеником и горячим почитателем Сократа. После смерти Сократа Платон отправился путешествовать с целью расширить свои знания, а по возвращении в Афины стал преподавать в гимназиуме, посвященном герою Академу, или в Академии. Платон был учителем Аристотеля. Его философские сочинения написаны в форме диалогов и дошли до нас. Ему принадлежит учение о бессмертии души.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ПЛАТОН
прозвище, от греч. — широкий; настоящее имя — Аристокл; 427 — 347 до н.э.) — др.-греч. философ-идеалист. Сын родовит. афинского гражданина. Ученик Сократа. Вскоре после смерти своего учителя П. уехал из Афин в Мегару, а затем посетил Египет и нек-рое время жил в Юж. Италии и Сицилии, где общался с представит. пифагорейской школы. По возвращ. в Афины (ок. 387 до н.э.) П. основал школу, получившую назв. Академии. От П. до нас дошли многочисл. философские произв., написан. в форме диалогов, и собрание писем. Часть этих произв. принадлежит не П., а представителям его школы. П. написал ряд диалогов, развивавших учение Сократа и получивших вследствие этого назв. «сократических». В зрелый период им было написано «Государство». К позднейшим соч. относятся диалоги, обнаруживающие влияние пифагорейцев («Тимей», «Законы» и др.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Платон
(лат. Plato, 427–347 гг. до н. э.) — древнегреческий мыслитель. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, он приложил все усилия, чтобы разработать проект государственного устройства, основанный на справедливости. Основал в Афинах собственную школу — Академию, члены которой в основном занимались математикой и основанной на ней своеобразной диалектикой. Он опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений. Центральное учение — учение об идеях. Познание — анамнесис (воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом). Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители — мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр», «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей». Диалектический метод Платона оказал огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Платон
Платон (Plato) (ок. 429—347 до н.э.), греч. философ, родоначальник платонизма, испытал большое влияниеСократа. После казни последнего в 399 г. до н.э. много путешествовал; последние 40 лет жизни провел вАфинах, где основал Академию. Его диалоги — первое дошедшее до нас цельное изложение греч. филос. мысли; они оказали сильное влияние на последующие поколения философов и прежде всего на Плотина. В «Апологии» описано безуспешное выступление Сократа в свою защиту на суде в 399 г. до н.э. В ранних диалогах отразились сомнения П. в правильности филос. мышления того периода. Он представляет сократовский метод аргументации в спорах, когда ложность суждений противной стороны доказывается серией логически связанных между собой вопросов и ответов. В более поздних диалогах Сократ служил лишь рупором для идей П. Так, в «Государстве» он уделяет большое внимание идеальной конституции и утверждает, что подлинное единство об-ва обеспечивает не демократия, а просвещенный деспотизм. В «Законах» П. отвергает чрезмерную демократию Афин и предостерегает от крайностей в управлении гос-вом.
П. развил теорию познания, основанную на сравнении абстрактных идей и физ. реальности, из к-рой следовал вывод о бессмертии души, как утверждается в «Федо-не». Учение П. оказало большое влияние на рим. философов, особенно на Цицерона, определило развитие христ. теологии и зап. философии. В кон. 15 в,сочинения П. были переведены на лат. яз. и заняли важное место в науке и философии эпохи Ренессанса.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ПЛАТОН
Platon) (427 до н. э., Афины – 347 до н. э., там же), древнегреческий философ, писатель. Происходил из старинного аристократического рода. Был всесторонне одарен с молодости (драматург, поэт, музыкант, живописец). В 407 г., став учеником Сократа (одного из родоначальников диалектики как метода познания истины), оставил все занятия, кроме философии. После смерти Сократа в 399 г. уехал из Афин и много путешествовал, посетил Италию и Сицилию. Ок. 387 г. основал в Афинах философскую школу – Академию (расположенную рядом с гробницей мифического героя Академа).
Платон оказал большое влияние не только на становление философии, но и на развитие литературы. До нас дошли 13 писем (подлинность большей их части сомнительна), «Апология Сократа» (фиктивная речь в защиту учителя, казненного по обвинению в «поклонении новым божествам» и «развращении юношества»), более 30 диалогов («Федон», «Пир» и др.). Платон первым применил форму диалога для изложения философского и политического учения, создав литературный жанр диалога и доведя его до художественного совершенства. Вклад Платона во всемирную литературу связан еще и с введением в мировую культуру множества тем и образов, напр. образа Сократа (самое полное изложение сократической диалектики и биографических сведений об этом мыслителе – в диалогах Платона), а также с мифотворчеством: многие мифы, изложенные в диалогах Платона, заняли прочное место в сознании человечества. Таковы миф об Атлантиде – островном государстве, погибшем в результате природной катастрофы (его можно считать одним из прообразов многочисленных утопий последующих времен); миф о темной пещере, которую люди созерцают вместо солнечного света, принимая за вещи лишь их бледные отражения – тени; миф об Эросе – воплощении вселенской любви (диалог «Пир»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Платон
430-348 гг. до нашей эры) - великий греческий философ, родоначальник идеалистического направления в философии. Родился в Афинах и принадлежал к богатому и знатному роду. Афинская аристократия переживала в то время состояние упадка, все больше оттесняемая от власти торговыми классами афинского общества, и это обстоятельство отразилось на миросозерцании философа. Согласно основному убеждению Платона, подлинное бытие принадлежит только идеям, т.-е. постигаемым мыслью вечным и неизменным сущностям; изменчивость же чувственно воспринимаемых материальных вещей проистекает из того, что в них бытие идеи каким-то непонятным образом сочетается с противоположным началом небытия. "Душа" является органом постижения идей и, подобно этим последним, нематериальна и бессмертна. Свои философские взгляды Платон излагал не в школьной форме трактатов, а в драматических диалогах, написанных чрезвычайно живо и изящно; лучшие из них ("Федр", "Пир", "Федон") принадлежат к высочайшим образцам античной художественной литературы. Как верный ученик Сократа, Платон уделял особенно большое внимание этическим вопросам и посвятил целую книгу ("Государство") вопросу об идеальном устройстве общества. В этой книге - родоначальнице всех позднейших социальных утопий - ярко сказалась аристократическая ограниченность Платона. Платон резко делит свое мнимо-идеальное общество на два высших привилегированных сословия - правителей-философов и воинов - и на простой народ (земледельцы, ремесленники, торговцы), который должен содержать и кормить своих господ. При этом характерно, что, считая коммунистический строй наиболее благоприятным для создания высшего типа человеческой жизни, Платон требует его введения только для двух господствующих сословий. Учение Платона оказало огромное влияние на дальнейшее развитие философских и религиозных идей. Основные мысли Платона (об идеях как прообразах материальных вещей, о бессмертии души) вошли существенным элементом в вероучение христианской церкви.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

ПЛАТОН
(428/429-348/347 гг. до н.э.) — древне-греческий философ, последователь Сократа, учитель Аристотеля, основатель Академии. Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (обычно собеседником автора выступает Сократ), которые отличаются помимо глубины мысли высокими художественными достоинствами. Есть три способа философствования: аристотелевский метод логического анализа и вывода, создающий систему рационального знания; сократовский метод практического философствования, делающего философию образом жизни; осмысление философских проблем в художественном творчестве с помощью художественных образов. Основоположником третьего способа и стал Платон. Поэтому его произведения изучают-ся не только философами, но и литературоведами. Разумеется, такой способ философствования имеет свои особенности. Важнейшая из них — отсутствие четко сформулированной системы выводов и доказательств. Поэтому основные положения философской концепции Платона приходится реконструировать. В центре внимания философа — создание учения о бытии. В его основе лежит «единое», лишенное каких-либо признаков нача-ло, о котором нельзя ничего сказать. Порождением «единого» является «ум», не имеющий ничего общего с материей, это мысленное обобщение всех живых су-ществ. Этот «ум» воплощен в космосе — извечной природной упорядоченности, подчиняющейся строгим за-конам — логосу. Существует также «мировая душа», представляющая объединение «ума» и телесного мира. Мировая душа, как и индивидуальные души, являющиеся ее образами, бессмертны.
Любая душа, по мнению Платона, обладает трой-ной структурой — чувственной, волевой и разумной. На этой основе он строит свою этику. Создавая поли-тику, учение о государстве, Платон критикует все известные формы государственного правления (монар-хию, аристократию и демократию) и выдвигает свою модель идеального государства, в котором должны пра-вить философы, создавая, таким образом, одну из первых известных в истории утопий. Интересно, что идеи уничтожения частной собственности, общности жен и детей, государственного регулирования браков, общественного воспитания детей, которые позже будут повторяться почти во всех подобных сочинениях, также были изложены Платоном одним из первых.
Много внимания Платон уделяет анализу красоты — основной эстетической категории. У него она не отделя-ется от любви и представляет собой слияние тела, души и ума, идеи и материи на основе меры. Красота жизни для Платона выше красоты искусства. Бытие — это под-ражание идеям, а искусство — подражание бытию. Именно поэтому в идеальном государстве Платона нет места поэтам или музыкантам (нужны лишь военные марши).
Идеи Платона изложены в его сочинениях: ранний период (90-е гг. IV в. до н.э.) — «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Протагор», 1-я книга «Государства» — преобладание моральной проблематики; переходный период (80-е гг. IV в. до н.э. — «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гип-пий меньший» — зарождение учения об идеях; зрелый
 период (70-60-е гг.) — «Федон», «Пир», «Федр»,
II–X книги «государства», «Теэтет», «Парменид», «Со-фист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» — теория познания и диалектика; поздний период (50-е гг.) — «Законы». Философия Платона сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии всей европейской философии, во многом определила круг основ-ных проблем, наметила подходы к их решению. Идеи Платона возрождались в виде платонизма и неоплато-низма на протяжении античности, средневековья, Возрождения и Нового времени.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПЛАТОН
Пlaton) (428 или 427-348 или 347 до н. э.) - др.-греч. философ-идеалист. Ученик Сократа. Происходил из знатного афин. рода Кодридов. После смерти Сократа уехал в Мегару; имеются полулегендарные сведения о посещении им Кирены и Египта. И. путешествовал по Юж. Италии и Сицилии, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины во 2-й пол. 90-х гг. 4 в. до н. э., П. основал школу - Академию, к-рая стала центром филос. идеализма и борьбы с материализмом. Из соч. П. дошли 23 подлинных диалога, речь "Апология Сократа", 13 писем и ряд произв., подлинность к-рых оспаривается. Философия П. в целом представляет собой сложную систему взглядов объективного идеализма. С философией П. связано его этич. учение, в основе к-рого лежит представление о душе, состоящей из трех начал - разумного, волевого и чувственного. Этим началам соответствуют три осн. добродетели - мудрость, мужество и воздержанность. Справедливость - высшая добродетель, являющаяся сочетанием мужества, мудрости и воздержанности. Демос, по П., способен только к добродетели благоразумия (повиновения), а рабы вообще не способны к нравственной жизни. С этич. учением П. связан проект идеального политич. устройства, к-рый он дал в "Государстве" и "Законах". П. считал осн. бедствием совр. ему общества распадение его на два полюса - богатства и бедности, а также нарушение обществ. порядка из-за эгоизма и неумеренной свободы демоса. В его идеальном гос-ве, где идея общественного блага ценится выше всего, гос-во основывается на справедливости, к-рая обеспечивает счастье человеку и обществу в целом. Общество в идеальном гос-ве П. состоит из 3 сословий: философов, воинов и демиургов. Первые на основании "идей" призваны управлять гос-вом. Их следует освободить от всяких забот о материальной жизни. Второе сословие - воины - призвано охранять гос-во. Они тоже не занимаются производительным трудом, живут за счет гос-ва и также, как философы, не имеют семьи и частной собственности. Дети философов и воинов не знают родителей, воспитываются гос-вом. Третье сословие - демиурги (ремесленники, земледельцы, купцы) могут иметь частную собственность и семью, хотя образ их жизни регулируется гос-вом, к-рому они поставляют материальные блага, но не участвуют в политич. жизни. Ниже этой категории находятся рабы. По своей экономич. сущности гос-во П. - аграрное, осн. отрасль х-ва - земледелие; ремесло и торговля развиты мало. По размерам оно не превышает терр. обычного полиса, количество зем. участков и полноправных граждан невелико - 5040 и поддерживается неизменным. По политич. строю - это рабовладельч. гос-во, во многом напоминающее досолоновскую Аттику или ликурговскую Спарту. Проект идеального гос-ва П. возник в условиях кризиса полисного строя, особенно обострившегося после Пелопоннесской войны. В основе его - попытка найти выход из сложных агр. противоречий греч. полиса. Однако в своих проектах идеального гос-ва П. фактически не выходит за пределы полисного строя.

Соч.: Platonis quae extant opera, ed. F. Ast, v. 1-11, Lipsiae, 1819-32; Platonis dialogi, ed. С F. Hermann, M. Wohlrab, v. 1-6, Lpz., 1921-27; в рус. пер.: Соч., пер. Карпова, 2 изд., ч. 1-6, СПБ - М., 1863-79; Творения, пер. В. Соловьева (и др.), т. 1-2, М., 1899-1903; Полн. собр. творений в 15 тт., под ред. С. А. Жебелева (и др.), т. 1, 4, 5, 9, 13, 14, П., 1922-29; Избр. диалоги, (М., 1965).

Лит.: Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1, М.-Л., 1928; Лурье С. Я., История античной общественной мысли, М.-Л., 1929; Фельман Э., История античного коммунизма и социализма, (пер. с нем.), СПБ, 1910; Томсон Дж., Исследования по истории др.-греч. общества, т. 2 - Первые философы, пер. с англ., М., 1959; Bisinger J., Der Agrarstaat in Platons Gesetzen, Lpz., 1925; Morrow G. R., Plato´s law of slavery in its relation to Greek law, Urbana, 1939; Friedl?nder P., Platon, 2 Aufl., Bd 1-3, В., 1954-60; Crombie J. M., An examination of Plato´s doctrines, v. 1-2, N. Y., 1962-63; Barker E., Political thought of Plato and Aristotle, N. Y., 1959; Gaiser K., Piatons ungeschriebene Lehre, Stuttg., 1963.

Л. Н. Казаманова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Платон
великий греческий философ первой половины IV в. до Р.Х. Родился в Афинах в 427 г., умер в 347 г. до Р.Х. Его настоящее имя – Аристокл, а прозвище «Платон» (широкий) он получил в молодости за особенности своего телосложения. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. В молодости писал стихи, увлекался музыкой, живописью, атлетикой. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Целых 8 лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. После судебного процесса в Афинах, приговорившего Сократа к смерти в 399 г., Платон, опасаясь за собственную жизнь, покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. В дальнейшем он много путешествовал, посетил Египет и Кирену, а затем в Южную Италию, повсюду общался с жившими там наиболее выдающимися учеными своего времени. Около 388 г. Платон покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Приверженцем его философии стал родственник Дионисия, молодой Дион, но Платон не нашел общего языка с сицилийским тираном и отплыл в Балканскую Грецию. По возвращении в Афины он основал в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где преподавал философию не взымая платы с учеников. В 367 г. в Сиракузах умер Дионисий Старший, и Платон, по просьбе Диона, во второй раз побывал в Сиракузах, в надежде, что новый правитель Дионисий Младший под его влиянием воплотит в жизнь мечту Платона о философе на троне и о государстве, управляемом мудрым и справедливым царем. Но и эта миссия не удалась. Дионисий Младший сначала гостеприимно принял философа и заинтересовался его учением, но, в конце концов, как и его отец вынудил Платона покинуть Сицилию, а также отправил в изгнание Диона, заподозрив его в подготовке заговора. В 361 г. Платон предпринял третье и последнее путешествие на Сицилию, попытавшись упросить Дионисия Младшего разрешить возвратиться Диону. Однако тиран не только не поддался на уговоры, но и конфисковал имущество Диона. Платон возвратился в Афины и там руководил Академией до самой смерти в 347 г. Считается, что все сочинения Платона сохранились до нашего времени. Полное их собрание насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий. Среди них находятся диалоги, авторство Платона для которых сомнительно. Все произведения Платона, кроме «Апологии» и писем, являются диалогами. Он считается творцом этого жанра литературной прозы. Деятельность Платона в Академии, которая стала школой будущих политиков и юристов, три его путешествия в Сиракузы и два величайших произведения: «Государство» и «Законы» свидетельствуют, что одну из главных задач своей жизни он видел в работе по исправлению государственного устройства греческого мира. Произведения Платона отличают прекрасный стиль, выдержанная композиция, живой, полный неожиданных поворотов и напряжения диалог, а также поэтическое воображение и полет мысли. Они стали образцом философского диалога, нашли многочисленных подражателей и оказали огромное влияние на европейскую философию и литературу. В качестве исторического источника выделяются письма Платона, содержащие важные сведения о Сицилийской державе Старшего и Младшего Дионисиев. Кроме того, содержащаяся в его диалогах «Тимей» и «Критий» легенда об Атлантиде с давних пор занимает умы исследователей древнейших цивилизаций. По словам Платона, некогда существовало большое островное государство – Атлантида, которое пыталось поработить средиземноморский мир, но Афины нанесли ему поражение; позднее остров поглотило море. Споры о реальности существования Атлантиды и ее возможном местонахождении не завершились и по сей день, но наиболее распространенным сегодня является представление, что за платоновской Атлантидой скрывается государство бронзового века, существовавшее в середине II тыс. до Р.Х. на вулканическом острове Фера (совр. Санторин) в Восточном Средиземноморье. Это государственное образование погибло около 1450 г. до Р.Х. в результате затопления большей части острова после землетрясения и грандиозного извержения вулкана, которое к тому же разрушило Кносс и покрыло пеплом остров Крит.

Источник: Словарь античных историков. 2011

Платон
1. 427–347 до н. э. — один из выдающихся греч. мыслителей; происходил из др. афинского аристократич. рода. Потрясенный судом и казнью своего учителя Сократа, П. как великий политич. мыслитель приложил все усилия к тому, чтобы разработать проект юсударств. устройства, основанного на справедливости, создав в результате философию объективного идеализма в его изначальном смысле. В 388–387 до н. э. П. основал в Афинах собств. школу — Академию, члены которой занимались главным образом математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой. Исходя из идеи добра и истины, они предлагали реформировать клонящийся к упадку город-государство (полис) и управлять им. Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология — осн. составляющие платоновской философии, которые представлены в его диалогах. На фоне политич. смут и духовных брожений своего времени П. по мере возможности попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие на создание стабильного обществ, строя. С этой целью П. опровергал гносеологич. софистич. релятивизм и доказывал возможность точного знания. П. опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений. На уровне чувств, восприятия объективного мира вещей мы имеем дело, например, с окружностями, более или менее точными, в то время как на понятийном уровне мышления мы созерцаем идеальную (idein) окружность. Так и отдельные добродетельные поступки являются лишь несоверш. проявлениями идеи о справедливости как таковой. Т. о., П. пришел к двум видам познания: чувств, восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П., чувств, восприятию соответствует эмпирич. мир, а умопостигаемому — мир идей. Каково отношение мира идей к чувств, вещам, или миру вещей? Ясного ответа на этот вопрос П. не дает. Он ограничивается такого рода высказываниями, как: «мир идей отражается в мире вещей», «мир вещей участвует в мире идей» и т. д. П. полагает, что идеальное, например человеч. мысль, представляет собой «воспоминания» душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само «воспоминание» (анамнесис) приходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы. Учение П. о государстве тесно связано с этикой и психологией. Осн. идеей «Государства» П. является идея справедливости, создание идеального политич. строя. Существование человека вне общественно-политич. жизни, по П., невозможно. Государство П. состоит из сословий: правителей, стражей и т. н. третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т. д. По П., каждое сословие должно заниматься тем, на что оно способно, иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Осн. разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутр. врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этич. добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармонич. сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государств, строй. Государств, строю и идее справедливости соответствует душа человека, состоящая из грех частей: разумной, вожделеющей и растительной. С тем чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность, П. предлагает ликвидировать частную собственность. В одном из вариантов идеального государства он предлагает даже обобществить жен, а воспитание детей препоручить государству, независимо от их социального происхождения, и только потом в соответствии со способностями и наклонностями детей определять их место в обществ, жизни. П. пытался реализовать свои политич. идеи в Сицилии (Сиракузы), но безуспешно. В «Законах», относящихся к последнему периоду его творчества, и отразилось его разочарование. Именно в «Законах» он изобразил своего рода полицейское (казарменное) государство, которое принуждает людей быть «счастливыми» против их воли. Философы-правители в своей деятельности ориентируются на высшую форму познания — диалектику идей. Любая деятельность, связанная с чувств, вещами (а чувств, вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, в то время как подлинным бытием у него является идеальный мир), это низший уровень деятельности. По П., искусство есть подражание (мимесис) вещам, а сами вещи–подражание идеям. Поэтому искво — «подражание подражанию», оно побочно как в отношении истины, так и в отношении естеств. наук. По П., мир случайного, неопределенного и изменчивого постигается не в научных понятиях, но в мифич. образах. Так, в диалоге «Тимей» процесс построения мира Демиургом описан на основе исследования коллег П. по Академии, хотя с точки зрения теории идей математизация эмпирич. реальности, в сущности, невозможна, ибо она означает приложение идей к реальному миру. Однако математика как учение об идеальных величинах играла весьма значительную роль в платоновской философии. Достаточно сказать, что такие великие ученые нового времени, как Коперник, Кеплер и Галилей, при математизации естеств. наук считали П. своим идейным предшественником, а себя — платониками. «Мистическая часть их философии» восходит к философии П., которая в свою очередь связана с орфико-пифагорейским учением о бессмертии души и смерти как начале истинной жизни. Неоплатоновская мистика, гностич. учение и христианство в определ. степени тот же идейный источник. Влияние платонизма сказывается и в наши дни, в совр. западном мире. Вместе с тем учение П., и в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки. Сказанное касается также платоновского анализа языка и мышления, проблемы бытия, а также соотношения единичного и общего. Все плодотворное и рациональное в учении П. было критически использовано философией марксизма.
        2. Комический поэт, представитель др. комедии, современник Аристофана. Сохранилось 30 названий его пьес и неск. фрагментов. В пьесах П. чувствуется политич. направленность и злая, остроумная критика.

Источник: Словарь античности. 1989

Платон
греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя П. было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Возможно, слушал лекции гераклитика Кратила, знал популярные в Афинах сочинения Анаксагора, был слушателем Протагора и других софистов. В 407 г. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. Согласно легенде, после первого же разговора с ним, П. сжег свою трагическую тетралогию, подготовленную для ближайших Дионисий. Целых восемь лет он не отходил от любимого учителя, образ которого он с таким пиететом рисовал впоследствии в своих диалогах. В 399 г. Сократ, приговоренный к смерти, закончил жизнь в афинском узилище. П., присутствовавший на процессе, не был с Сократом в его последние минуты. Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покинул Афины и с несколькими друзьями уехал в Мегару. Оттуда он поехал в Египет и Кирену (где встретился с Аристиппом и математиком Феодором), а затем в Южную Италию — колыбель элеатизма (Парменид, Зенон Элейский) и пифагорейства (Пифагор). По другой версии, Р. из Египта возвратился в Афины и лишь оттуда поехал в Италию. В Таренте он посетил известного пифагорейца Архита, а в Локрах — Тимея. Ок. 388 г. П. покинул Италию и уехал на Сицилию, в Сиракузы, где правил Дионисий I Старший. Приверженцем его философии стал родственник Дионисия, молодой Дион, но П. поссорился с тираном и тот удалил его из своего государства. Возможно, общение с Дионом вдохновило его по возвращении в Афины основать в садах Академа первую философскую школу, знаменитую Академию, где он преподавал до самой смерти. В 367 г. в Сиракузах умер Дионисий Старший, и П., по просьбе Диона, во второй раз приехал ко двору сиракузских тиранов в надежде, что новый правитель Дионисий Младший легче подвергнется его влиянию и что он таким образом воплотит в жизнь свою мечту о философе на троне и о государстве, управляемом мудрым и справедливым царем. Но эта миссия не удалась. Дионисий Младший сначала гостеприимно принял философа и заинтересовался его учением, но в конце концов, как и его предшественник вынудил П. покинуть Сицилию и — более того — приговорил к изгнанию Диона, подозревая его в заговоре. В 361 г. П. предпринял третье и последнее путешествие на Сицилию. Об этом его просил Дион, к этому же склоняли пифагорейцы, но он напрасно пытался воздействовать на Дионисия и получить разрешение на возвращение Диона. Тиран не только отказал ему в просьбах, но и конфисковал имущество Диона. Удерживаемый в Сиракузах насильно, Платон только при содействии Архита смог покинуть государство. Он возвратился в Афины и там руководил Академией до самой смерти в 347 г. — До нас дошли, по-видимому, все сочинения Платона. Полное их собрание насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии П. Среди них находятся также неаутентичные диалоги. Авторство и хронология сочинений П. долго и тщательно исследовались, начиная еще с эпохи эллинизма (Аристофан Византийский, II в. до н. э.). В конце XIX в. была установлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних. Это разделение было принято повсеместно, однако некоторые настаивают на существовании только трех групп (сократические диалоги, диалоги среднего периода и позднего периода). К первой группе принадлежат: Ион, Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Хармид, Лахет, Лисий, Эвтифрон, Апология, Критон, Протагор, Горгий, Менон; ко второй: Федон, Пир, Федр, Кратил, Евтидем, Теэтет, Парменид, Государство (Politeia, кн. II-X); к третьей: Софист, Политик, Филеб, Тимей, Критий, Законы (Nomoi) и Письма. В диалогах раннего периода, так называемых сократических, главную роль играет Сократ. Дифференцируя этические понятия вместе со своими собеседниками, он указывает, какие определения не следует принимать за истинные, разбивает аргументы противника, возобновляет попытки, ни одна из которых его не удовлетворяет, и в конце концов оставляет вопрос открытым. (На это впоследствии будут ссылаться скептики). Здесь еще нет речи об идеях. Диалоги среднего периода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении (Пир, Федр, Государство), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. П. формулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа. Произведения позднего периода содержат модифицированное учение об идеях (концепция Мировой Души — Филеб. Тимей). Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в Законах он и вовсе не появляется. Изменяется стиль платоновских сочинений, а язык изобилует частицами и фразеологическими оборотами. Все произведения П., кроме Апологии и Писем, являются диалогами. П. считается творцом этого жанра литературной прозы; эта форма казалась ему наиболее подходящей для представления диалектического метода и индуктивных выводов Сократа и его попыток дефиниции понятий, которые он предпринимал с учениками в разговорах и дискуссиях на площадях и улицах Афин. Ни в одном из сохранившихся произведений П. не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе. Это подтверждает он сам в письме VII, в котором мы находим более всего автобиографических мотивов и которое является одним из важнейших источников знаний об учении П. Подробнее всего П. рассказывает о нем в Пире, Федоне, Федре и Государстве (знаменитый миф о пещере), а затем в Пармениде, Филебе и Тимее. Свои философские изыскания П. начал с утверждения, что существовавшие до тех пор греческие философские теории не могут быть истинными, поскольку они противоречат друг другу; Например, Гераклит, опираясь на свидетельства чувств, провозгласил мировым принципом изменение, а Парменид утверждал, что бытие неизменно, вечно и неподвижно и что познать его можно только разумом, а не чувствами, ибо они обманчивы. К учению об идеях П. привела дорога, указанная Сократом, который учил, что обязательно нужно уяснить для себя, чем является каждая вещь, о которой говорится, что требуется дать ее определение. В сократовских этических дефинициях, согласно П., заключалась вечная истина. Они являются "образцами" для мира вещей. П. распространил эти черты неизменности и "образцовости" на все понятия. Например, предметами понятия "прекрасное" не могут быть прекрасные вещи, ибо они изменчивы и разнородны. Следовательно, должно существовать не постигаемое напрямую, единое и неизменное "прекрасное в себе" — идея прекрасного. Так же обстоит дело со всеми понятиями. Им соответствуют вечные и неизменные бытия, которые П. назвал идеями. Так как все вещи бывают высшими или низшими, то в мире идей тоже есть иерархия — от низших до все более всеохватных и высших идей — с идеей добра-красоты во главе. Существует также два мира: познаваемый чувствами, бренный и изменчивый, или гигнетический (gignomai — являюсь), и мир, познаваемый разумом, вечный и неизменный — онтологический (on, ontos — сущий) — вещи и идеи. Только идеи поистине существуют, вещи же только "являются", они — тени идеи. В письме VII П. проводит известное разграничение между: 1) именем; 2) определением; 3) зримым образом каждой вещи; 4) чувственным знанием о ней; и, наконец 5) "тем, что познаваемо и поистине существует" — идеей. В дальнейшем П. говорит о том, что трудно связать мир идей с миром чувственно воспринимаемых предметов. В Пармениде он размышляет над тем, каким образом неизменные и вечные идеи могут воплощаться в бренных и изменчивых вещах и каким образом эти вещи присутствуют в так понимаемых идеях. Эти проблемы он пытается разрешить в Тимее и Филебе, где различает 4 вида сущего: 1) беспредельное (apeiron) — материя; 2) предельное (peras) — идеи; 3) смешанное (symmisgomenon) — мир явлений; и 4) причина (aitia) этого смешения — ум, живущий в душе. Мир, как и человек, обладает не только телом, но и душой. Мировая душа и является, согласно П., тем самым связующим звеном между миром идей и миром явлений. Ум, который в Тимее П. называет демиургом, по образу идеи формирует из пассивной материи мир явлений, который представляется лишь отражением мира идей. Тимей является одним из самых прославленных и чаще всего комментируемых платоновских диалогов. Однако представляется, что он вызвал резкую критику со стороны учеников Академии. В VII письме П. сообщает, что он нигде не изложил полностью своего учения. Для его подтверждения он обратился к математическим спекуляциям. Так же, как он различал два мира, П. различал два рода познания: познание чувствами и познание умом. При помощи чувств мы познаем окружающий нас действительный мир, идеи же воспринимаются умом, который П. называет также "оком души". Чувственному и дискурсивному познанию П. противопоставил познание интуитивное, с кульминацией в экстазе (письмо VII). Много внимания уделил он проблеме души и обоснованию ее бессмертия (знаменитая теория анамнеза). Деятельность П. в Академии, которая стала школой будущих политиков и юристов, три его путешествия в Сиракузы и два величайших произведения, Государство и Законы свидетельствуют, что одну из главных задач своей жизни он видел в работе по исправлению государственного устройства. Теорию идеального государства он полнее всего представил в Государстве и развил в Законах. Государство должно служить идеям мира и справедливости. В соответствии с 3 основными его функциями (управление, защита и производство материальных благ), население делится на 3 касты: правящие мудрецы-философы, солдаты и ремесленники. Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Произведения П. отличают прекрасный стиль, выдержанная композиция, живой, полный неожиданных поворотов и напряжения диалог, а также поэтическое воображение и полет мысли. Они стали образцом философского диалога, нашли многочисленных подражателей и оказали огромное влияние как на европейскую философию, так и на литературу.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Платон
греч. Platon)
(ок. 427-347 до н.э.)
   греческий философ (настоящее имя Аристокл); родился на о-ве Эгина (или в Афинах). Рано познакомился с философией Гераклита, изучал Парменида, Зенона и пифагорейцев. Много внимания уделял поэзии. Познакомившись с Сократом, посвятил себя исключительно философии и стал его преданнейшим другом. После смерти Сократа П. переехал в Мегары, посетил Кирену, Египет, Южную Италию, Сицилию и возвратился в Афины, где основал собственную школу - Академию. Почти все произведения П. написаны в форме диалогов (23 подлинных и 11 спорных).
   Исследователи выделяют в творчестве П. четыре периода: ранний (начинается знакомством с Сократом и заканчивается первой поездкой на Сицилию; к этому времени относятся диалоги «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лахет», «Лисий», «Хармит», «Протагор» и первая книга «Государства»); переходный (80-е гг.) (характеризуется возникновением теории идей, П. написал диалоги «Горгий», «Мемнон», «Эвтидем», «Кратил» и др.); зрелый (70-60-е гг.) (П. разрабатывает в диалогах «Федон», «Пир», «Федр» и в «Государстве» классическую форму своего учения об идеях как субстанциональной основе всей действительности); поздний (П. пишет большой диалог «Законы»). Кроме указанных сочинений сохранилось 25 эпиграмм и 13 писем, авторство которых приписывается П.
   В период кризиса Афин. полиса П. поставил перед собой задачу теоретически обосновать справедливое общественное устройство. В центре учения П., как и его учителя Сократа, прежде всего стояли проблемы нравственности. Последняя, согласно П., - достоинство души, обусловленное ее божественной природой и связью с миром идей.
   Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990; Асмус В.Ф. Платон. М., 1975; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974; Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения / Отв. ред. Ф.X. Кессиди. М., 1979; Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание. М., 1977.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Философ из Афин, ученик Сократа и учитель Аристотеля. До нас дошли почти все труды Платона, включающие в себя "Апологию Сократа", двадцать пять диалогов, в большей части которых участвует Сократ, и письма (не все из которых подлинные). "Апология Сократа" представляет собой попытку реабилитировать Сократа, казненного по обвинению в бесчестье. Ранние платоновские диалоги представляют Сократа, учившего, что Знание и Добродетель - это одно и то же: действительно, чтобы правильно себя вести, надо знать, что же на самом деле хорошо, и обратно - узнать, что хорошо, можно только при правильном поведении. Отсюда Платон развивает свою теорию Идей (Форм); согласно Платону, над меняющимся чувственным миром вещей существует мир вечных неизменных Идей, на вершине которого находится Идея Блага ("хорошести"). В диалоге "Государство", написанном в десяти книгах, представлена идеальная модель общества, в котором немногочисленные правители-философы, знающие, что на самом деле есть Благо, то есть что на самом деле хорошо и правильно, управляют всеми остальными людьми, не способными оторваться от чувственного иллюзорного мира и потому имеющими о Благе лишь самое отдаленное представление. На философские воззрения Платона глубокое влияние оказали пифагорейцы, с которыми он встречался во время своих путешествий по Греции, в частности, именно у пифагорейцев Платон перенял использование мифологических образов для демонстрации своих философских соображений.
   В оливковой роще близ Афин Платон основал свою школу - Академию. Академия существовала до 529 (почти тысячу лет!), когда ее деятельность была запрещена Юстинианом. Платон не хотел оставаться чистым теоретиком и стремился на деле осуществить задуманную им форму государственного устройства. Для этого Платон решил обучить сиракузского тирана Диона философии, чтобы тот на практике стал правителем-философом и смог бы осуществить необходимые реформы. Эта и последующие подобные попытки едва не стоили Платону жизни, и тогда он создал свои "Законы", в которых излагаются не только принципы идеального государственного устройства, но и все детали намеченной общественной системы, часто поражающей своей бесчеловечностью и жестокостью. Вообще платоновское государство с четкой кастовой системой, обобществленной собственностью и цензурой можно с полным правом назвать тоталитарным.
   Моральная философия Платона оказала значительное влияние на римских мыслителей, особенно на Цицерона, а после того как в 15 в. флорентиец Марсилио Фичино перевел сочинения Платона с греческого на латынь, влияние Платона на всю западную культуру стало поистине огромным. Во Флоренции под покровительством Лоренцо Медичи была создана платоновская Академия, последователи которой примиряли космогонические взгляды Платона с христианской теологией.
   В 19 в. взгляды Платона повлияли на концепцию классического образования, в то время как Ницше считал платонизм философией упадка, подменяющей истинную реальность выдуманной.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. философ, родоначальник объективного идеализма - одного из осн. направлений антич. философии. Род. и ум. в Афинах. Происх. из древ, аристократ, рода последнего аттич. царя Кодра. Учился философии у Кратила и Сократа, влияние к-рого вскоре стало преобладающим. После казни Сократа (399) бежал в Мегару, где сблизился с философами Мегарской школы (Евклид, Евбулид), затем совершил путешествие в Южн. Италию (Тарент) и Сицилию (Сиракузы), где общался с пифагорейцами и изучал их филос. традицию. Ок. 387 основал в Афинах собств. школу - Академию. В 366 - 365 и 361 П. дважды -ездил в Сицилию по приглашению тирана Сиракуз Дионисия Младшего, намеревавшегося в своем гос-ве воплотить идеи П.: обе поездки оказались безуспешными. Корпус соч. П. включает 41 диалог (в т. ч. 7 неподлинных), «Апологию Сократа» (т.е. речь, якобы произнесенную Сократом на суде), «Определения», к-рые в антич. приписывались Спевсиппу, и 13 писем. С большой степенью вероятности установлено, что все неподлинные диалоги, кроме «Алкивиада И», «Аксиоха», «Алкионы» и «Определений», были написаны в Академии при жизни и под влиянием П. Хотя диалоги П. не содержат целостной филос. концепции, нек-рая система взглядов П. прослеживается как в его соч., так и в интерпретациях последователей платоновской традиции. Философия П. во многом явл. результатом творческого синтеза гл. предшествующих учений (Гераклита, Парменида, пифагореизма, софистов) на основе сократического тезиса о знании-добродетели. От него идет проблематика, связанная с этикой и политикой, а затем уже - с натурфилософией и космологией. Гл. действующим лицом болып-ва платоновских диалогов явл. Сократ. Метод платоновской философии заключается в разработке и использовании качественно новой диалектики, к-рая, в отличие от диалектики элеатов, связана со стихией живой речи, умело (разумно) направленной беседой и противопоставляется софистике. Диалектика П. - это умение вести беседу при помощи правильных вопросов и ответов; способность к мысленному разделению каждой вещи до ее первонач. и неделимой сущности. Выявление умозрит. сущности к.-л. вещи позволяет отличить ее от иного (в т. ч. и от бытия этой вещи) и приводит к отрицанию Единого Бытия-Мысли (концепция Парменида). В свою очередь, установление такой сущности (беспредпосылочного начала) предмета или понятия опровергает тезис о всеобщей текучести и изменчивости (концепция Гераклита). Др. методом философии П. явл. математика, к-рая используется для разделения чувственно-ве-ществ. и умопостигаемого миров и доказывает врожденность и истинность умозрит. суждений. Важнейшим способом филос. познания у П. остается аналогия. Умозаключение по аналогии часто играет роль гл. аргумента в диалогах. Этика и политика неразделимы у П.: личная добродетель и гос. (обществ.) справедливость должны объединяться при помощи идеальных законов, выявление и разработка к-рых составляет задачу философа или божеств, законодателя. П. говорит о 7 типах гос. устр-ва («Государство», «Политика»): 1-й тип - идеальный, стоит выше гос-ва, законов и в них не нуждается; 2 типа из реально существующих - правильные (монархия, аристократия), а 4 - искаженные (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Сочетание правильного типа гос. устр-ва и идеального законодательства, основанного на строжайшей регламентации всех сторон жизни, способно, по П., создать (или восстановить) гармоничное челов. общежитие. Пифагорейское учение о бессмертии души и о метемпсихозе (переселении душ) у П. подвергается глубокому исследованию и всестор. обоснованию («Федон», «Пир», «Протагор»). Оно рассматривается П. в связи с возможностью научения добродетели («Протагор», «Менон»). В «Меноне» П. формулирует еще одно положение своего учения о душе: о знании-припоминании (анам-несис). Воспитание души - осн. проблема «Федона», т.к. «душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа мыслей». В строении души П. различал 3 начала (вожделение, пыл, рассудительность), к-рым в гос. устр-ве соответствуют 3 класса (ремесленники, воины, стражи), а каждому классу (типу души) - своя добродетель (воздержанность, мужество, мудрость). Правильное воспитание призвано достичь соответствия всех этих элементов, к-рое и явл. справедливостью (а несоответствие - несправедливостью). Идеал, правителем П. считает истинного философа, способного к непосредственному созерцанию мудрости, мужества, рассудительности и справедливости (необходимых основ гос. устр-ва), - качеств, изначально присущих душе каждого человека. В тесной связи с этико-полит. и психолог, взглядами П. находится его натурфилос. доктрина, основанная на т. н. «теории идей» и изложенная в «Тимее», «Критии», «Филебе» и «Федре». Согласно П., Вселенная содержит в себе беспредельное, предел и необходимую причину, упорядочивающую космос, - Ум, отождествляемый с Мудростью. Творящая причина персонифицируется П. в «Тимее» в образе Бога-Демиурга, к-рый создает мир, смешивая вечную (интеллигибельная материя) и изменяемую (чувственная материя) сущности. Душа космоса, организованная при помощи Ума-Демиурга, явл. совершенным живым существом, одушевляющим Вселенную. Демиург творит мир по тождественному и неизменному образцу, а изменяемые предметы создаются богами и людьми в соотв. с их вечными первообразами (идеями), к-рые постигаются путем припоминания. Идея представляет собой вечную порождающую модель вещи, существующую вне зависимости от челов. представления о ней («Кратил», «Софист», «Теэтет», «Тимей»). Созданные Демиургом боги творят смертные тела, а также низшую часть челов. души, к-рая содержит гнев, удовольствия, боязнь и страдания; божеств, же часть души передается богам Демиургом. Причиной бытия всех вещей (чувств, и умопостигаемых) явл. Благо (Единое), находящееся в то же время за пределами любого бытия. Рисуя восхождение души из области зримого в обл. умопостигаемого, П. прибегает к аналогии с пещерой, где люди видят лишь тени идей, к-рые явл. отражениями познаваемых вещей. Творение Вселенной - результат победы разумного начала над необходимостью, одн. мир управляется как причинами божественными, так и необходимыми (зависящими от рока). В своих произв. П. широко использовал мифолог, сюжеты и предания в кач-ве аллегорий, исходных посылок или аргументов («Горгий», «Пир», «Федр» и др.). П. подвергал критике предшествующую ист.-мифрлог. традицию (Гомер, Гесиод) за безнравственность, а элементарную космологию - за бездоказательность и догматизм. Гл. задачу лит. и иск-ва П. видел в том, чтобы способствовать правильному воспитанию граждан; создавать образы, достойные подражания. На этом основании П. прибегал к жесткой критике произв. Гомера, Гесиода, Эсхила, Бврипида и др. как обращенных к низшей форме восприятия (воспроизводят видимое, к-рое само явл. только тенью идей), отвергал риторику («Горгий», «Протагор»). Слабость эстет, установок П. видна на примере его собств. творч-ва: диалоги П., отличающиеся живостью, разнообразием выводимых образов и достигающие стилистически высокохудож. уровня аттич. прозы, сами явл. ее образцами и демонстрируют силу литературного таланта.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПЛАТОН
   • Plato,

         ??????,

       1. сын Аристона и Периктионы (или Потоны), из знатного рода, по отцу в родстве с Кодром, со стороны матери — с Солоном, родился в Афинах 21 мая 429 г. Т. к. в этот день (7 фаргелиона) праздновался также день рождения Аполлона, то, казалось, судьба заранее определяла ему быть сыном света мира, быть «божественным». Глубокомысленный миф рассказывал также о пчелах, которые носили мед на губы ребенка, и о молодом лебеде, который взлетел с алтаря Эрота и, т. к. его оставили силы, опустился в лоно Сократа, где у него заметно выросли крылья, так что он, радостно размахивая ими, поднялся в воздух и очаровывал своим мелодическим пением богов и людей. Он назывался первоначально по имени деда Аристоклом, но был переименован позже (Сократом) или вследствие ширины груди, или вследствие широкого потока речи (по мнению новоплатоников) в П. Выросши в самое оживленное и полное перемен время в афинской жизни, в среде таких замечательных умов, как Фукидид и Ксенофонт, Софокл и Еврипид, Аристофан и Менандр, Фидий и Поликтет, будучи одарен поэтическим талантом и с ранних лет занимаясь чтением поэтов, обучаемый лучшими учителями своего времени и одаренный всеми средствами и дарованиями к умственному развитию, — он, казалось, был призван для высокой жизни. Прежде чем он узнал самого Сократа, с которым в ближайшие отношения вступил на 20 году жизни и с которым в течение 10 лет до самой его смерти был в самой искренней дружбе, он, кажется, уже был знаком с его учением; с философской же спекуляцией Гераклита познакомил его Кратил. Хотя последняя могла более удовлетворить его, чем предшествовавшее изучение софистов, он все-таки не мог согласовать основное положение этого учения, что все находится в постоянном движении, с истинным познанием. Это привело его к элеатам и к ионийским философам, главные представители коих в то время, Парменид и Анаксагор, пользовались большим уважением. Учение первого, что существует два познания, чувственное (???????) и духовное (??????????), причем первое может претендовать только на вероятность, и что в последнем единое есть все и все есть единое (учение об единстве, пантеизм), и что вне этого единого и всего ничто не имеет бытия (??????), — это учение удовлетворяло его, в противоположность к гераклитовскому, настолько, что он принял и усвоил себе деление познаний и их различное достоинство; наоборот, взгляд на существо вещей он совершенно оспаривал. Учение Анаксагора потому менее нравилось ему при ближайшем ознакомлении, что он вместо того, чтобы приводить элементы к их первоначальным причинам, приписывал им силы самого ?????. Неудовлетворенный такими воззрениями, его ум обратился к практической стороне философии, к чему подобная же неудовлетворенность привела и Сократа и в чем он блистал звездой первой величины, будучи сам неподражаемым образцом в жизни. Сердечная, неразрывная связь с Сократом и то впечатление, которое произвела на глубокую душу ученика его последняя участь, которой он подвергся за свое учение, вызвали к жизни многочисленные сократовские сочинения, в которых он изложил основные положения своего учителя почти в нераздельном соединении со своими. Он не отстал также в выражении своей преданности: в процессе против Сократа он вызвался заплатить за него денежный штраф. После же его осуждения он, полный недовольства и опасений, оставил со многими другими учениками Сократа Афины, к анархической демократии которых он и без того чувствовал сильное отвращение, и обратился прежде всего к Евклиду в Мегару; но большое различие между ними во взгляде на ?????? Парменида не дало ему возможности долго остаться в эристической или мегарской школе, которая вместе с тем была вынуждена к нападкам на основу его собственной системы, на учение об идеях. Его неутомимый наблюдательный дух побудил его путешествовать. Он отправился в Италию, где слушал Архита из Тарента и Эвдокса из Книда, пифагорейское учение коих о физике, математике и этике, в теснейшей связи с его собственными мыслями, изложено в его позднейших сочинениях. Отсюда он отправился в Кирену, чтобы слушать математику у Феодора, а отсюда в Египет, страну, полную чудес и своеобразных источников знания, откуда он, вероятно, отправился бы в Азию, если бы ему не помешала затеянная Артаксерксом против Египта война. Таким образом, он поехал в Италию (в Тарент, Cic. fin. 5, 29, 87) и Сицилию, где был гостеприимно принят Дионом и представлен Дионисию Старшему; но скоро он впал у него в немилость вследствие своего свободомыслия и откровенности в речах, так что его приказано было отвезти на корабль, не без намека, что его смерть была бы приятна тирану. Однако ему удалось спасти свою жизнь, и он был только продан в рабство и затем получил снова свободу через посредство Анникерида из Кирены (или Диона из Сиракуз?). Возвратившись в свой родной город в 388 г., он учил здесь, при величайшем одобрении, в гимназии, расположенной перед порогами Афин и посвященной герою Академу (см. Academia, Академия, и Attica, Аттика, 14), сделался вскоре главой собственной новой школы и написал большую часть своих сочинений в следующий затем период времени, охватывавший более 20 лет, В 367 г., по вступлении на престол Дионисия Младшего, на которого в то время имел еще решительное влияние его деверь[?] и советник Дион, он был вторично приглашен в Сицилию; передав свою должность в Академии Гераклиду Понтийскому, он был блестящим образом принят в Сицилии, хотя наступившее вскоре положение вещей далеко не соответствовало этому приему. Когда, благодаря придворным интригам, Дион пал и был внезапно и неожиданно увезен на корабле по приказанию тирана, положение П. сразу изменилось; сначала он был отослан в казармы в среду грубых солдат, но достиг наконец того, что уехал оттуда (365 г.), дав, впрочем, слово снова приехать, когда Дион, согласно обещанию, будет возвращен. Но тиран скоро раскаялся в том, что отпустил его, а в 361 г. обманным образом завлек его в 3 раз; однако П. и его друзья слишком скоро обманулись в своих ожиданиях: не без труда и опасностей удалось Архиту, благодаря настоятельному заступничеству, спасти его от жестокости тирана и угрожавших ему опасностей, 360 г. Тогда, будучи уже семидесятилетним старцем, он посвятил себя деятельности учителя и практической жизни; но распространенные в древности предания о его практической деятельности, будто он написал для Кирены, Мегалополя, Фив, Крита и других государств конституции и законы, следует принимать с такой же осторожностью, как и переданное нам главнейше Плутархом и со многих сторон заподозренное известие о его многократном пребывании в Сицилии. В этот позднейший период своей жизни он написал свои последние сочинения и начертал планы для новых, особенно для сочинения о системе улучшения в политике согласно требованиям того времени. Богатое событиями время его жизни, от Пелопоннесской войны и последовавшего затем короткого, но блестящего процветания Фив, до начала македонского могущества, было как нельзя более способно заставить его разочароваться в своих взглядах на государственную жизнь, основывавшихся, очевидно, на более объективном начале, родственном доризму, равно как и в надежде на их осуществление, и возбудить в нем самое живое желание лучшего положения вещей. В то время как он таким образом писал новые сочинения и обрабатывал старые, в 348 г. его постигла смерть, на 81 году от рождения. Его ученики, к числу которых принадлежал Хабрий, Фокион, и Демосфен, были преданы ему и восхищались им; даже женщины, кажется, учились у него. Вообще, уже в древности он заслужил величайшее уважение: Панетий (Cic. tusс. 2, 32) называл его Гомером философов, Цицерон (Cic. de n. d. 2, 12) philosophorum quasi deum, Лонгин — ??????. Его многочисленные ученики далеко распространили его учение, и основанная им Академия долго еще жила, продолжая по его смерти существовать сперва под названием древней Академии Сневсиппа и Ксенократа, потом средней Аркесилая и, наконец, новой Карнеада; к ним присоединилась потом еще четвертая — Филона из Лариссы и пятая — Антиоха из Аскалона. Метод П. состоял в сократовской беседе; при учениках, оказавших значительные успехи, последняя заменялась акроаматическим образом изложения, причем ученики тотчас записывали его слова в ´?????? ???????, под которыми, однако, никак не следует подразумевать какое-нибудь тайное учение. Сочиненные же им диалоги никогда не велись на самом деле в школе; это сцены в драматической форме, в которых философия излагается настолько объективно, что П. сам никогда не участвует в них как разговаривающее лицо. В них как внутреннее умозрительное содержание, так и внешняя художественная форма соединены в живой и органически постепенной последовательности; поэтому нет нужды принимать, что он прошел две совершенно различные ступени в развитии умозрения и что отдельные пункты своей философской системы он усвоил себе порознь, как бы урывками; скорее мы видим в нем живое стремление к пластическому единству, так что самое чуждое и находящееся в кажущемся противоречии стремится к одной общей цели и связывается гармонически в одно стройное целое, как, напр., отвлеченная обособленность единственно истинного бытия идеи и математическое построение четырех элементов рядом с воплощением психологии и этики в государстве. Что касается до формы, то чем богаче содержание в позднейших сочинениях, тем более исчезает диалогическая форма и сводится часто к вставленным там и сям «да» или «нет». С другой стороны, наряду с диалектикой, делающей резкие различия, преобладает везде своеобразная сила мифической и поэтической окраски, которая иногда берет верх над философом. Что касается до самого его учения, то парменидовское признание ??????, в которой одной только заключается истина, привело его к мысли, что в человеческой душе, несмотря на всю изменчивость вещей, есть вечные и не переменяющиеся понятия (???????); поэтому должны были существовать вечные, простые, себе самим равные образы (??????????), по образцу которых понятия эти были запечатлены в преходящих предметах. Эти образы, ??????, виды общей ??????, по мнению П., не имеют никакой связи с чувственным миром, но, с другой стороны, не должны быть смешиваемы и с отвлеченными понятиями. Они скорее то, что одно только истинно и действительно существует, ??? ´????, ´????? ´????; от них происходят все понятия прекрасного, доброго и истинного; их несметное количество, связь их непонятна, они образуют одно целое, но более обширные заключают в себе, в свою очередь, другие, ´?? ???? ????? (последнее, впрочем, означает у него и предметы чувственного мира). Поэтому душа человека не была всегда связана со слабым телом; она могла наслаждаться вечным созерцанием первообразов; но, отвернувшись от них, она погрязла в смертном теле, где, исполненная тоски, вспоминает о первообразах (??????????), и воспоминание это тем яснее, чем больше развита духовная жизнь в каждом человеке отдельно. В середине между разнообразием предметов (??? ?????) и вечными их первообразами находятся числа, тоже вечные, но могущие повторяться. Это основное учение проникло во всю его философию, разделение которой на диалектику, физику и этику он, как кажется, скорее подготовил, чем выполнил, именно тем, что различал отрасли физики и психологии, этики и политики от области диалектики, пребывающей в самих предметах (???? ??? ????? ?????? ???????), и указал, таким образом, на различие аналитического и синтетического метода. Вечны, по П., материя (?? ´???????) и Бог (?????). В материи лежит постоянное стремление к беспорядку и дурному, но ????? создал из нее полный порядка мир (??????). В Боге божественное существо, божественный ум с идеями и мировая душа соединены в одно определенное целое. Человеческую душу Бог создал из себя, как часть себя, бессмертной, т. к. она сама для себя причина движения (????? ?????? ???????) и т. к. это вытекает из смерти тела как необходимая ее противоположность. Душа имеет две части (????), посредством которых она находится в связи с телом; ?? ?????????? ???? ?????? или ????? пребывает в голове, животная же часть (?? ???????????? или ?????????????) находится в животе, а ????? или ?? ????????? — в груди. Сочинения П. распределяли обыкновенно в новейшее время в том порядке, как они были написаны, причем Tennemann и Socher следовали главнейшим образом внешним обстоятельствам в его жизни, Schleiermacher, напротив того, различавший подготовительные или элементарные, диалектические и положительные сочинения, — содержанию и философскому развитию. Еще другие, к которым принадлежит Ast, признававший несомненно подлинными лишь 14, принимали в соображение, в противоположность Schleiermacher´y, преимущественно способ изложения и философскую форму. В более древнее время их разделяли или по тетралогиям (9, так ed. Aldina и Базельское изд.) или по сизигиям (6, так изд. Стефана, Франкфуртское и Цвейбрюкенское). К. F. Hermann снова распределил их по тетралогиям Фрасилла. Взвесив всесторонне все вышеупомянутые принципы деления, Stallbaum предложил следующую классификацию: первый класс состоит из таких сочинений, которые написаны до смерти Сократа и несколько позже; ко второму принадлежат те, которые были написаны или изданы в промежуток времени от его путешествий до второй поездки в Сицилию, т. е. во время его деятельности как учителя в Академии; к третьему, наконец, относятся произведения из последних лет жизни философа (книги о законах). К первому классу, таким образом, будут принадлежать: Лисис (Ast и Socher не считают его подлинным, Schleiermacher же отстаивает его подлинность), Лахет, Гиппий Старший, Гиппий Младший, Ион, Хармид, Менон, Алкивиад I, Кратил, Евтидем, Протагор, Горгий, Евтифрон (написан в промежуток времени между обвинением и смертью Сократа), Апология Сократа, написанная лишь по его смерти, Критон. Во втором классе, таким образом, были бы: Феэтет, Софист, Политик (упоминается Аристотелем, хотя он не называет имени автора; Socher считает неподлинным), Парменид, Симпосион (Пирушка), Менексен, по Schleiermacher´y, неподлинный, Федр, Федон, Филеб, Политея (Государство) в 10 книгах, Тимей, Критий. К третьему классу: 12 книг о законах, которые упоминает уже Аристотель; Ast считает их за подложные. Следующие сочинения большей частью толкователей признаются неподлинными: Епиномида, Алкивиад II, Феаг, Эрасты, Гиппарх, Минос, Клитофонт. Наконец, подложными должны считаться Эриксий, Галькион, Сисиф, Аксиох, Демодок, ´????, об изучаемости добродетели, о справедливости, о которых Boeckh и другие старались доказать, что они ????????? ???????? сократика Симона. С другой стороны, можно с достаточной вероятностью принять, что ни одно из подлинных сочинений П. не пропало. ср.: Susemihl, die genet. Entwickelung der plat. Philosophie (1855 слл.). Полное изд. Bekker (1816 слл.), Ast (1819 слл.), Stallbaum (1821 слл., 1850; с подробным комментарием 1833 слл., отдельные части уже в 5-м изд.), Baiter, Orelli und Winckelmann (1839 слл.), К. F. Hermann (1851 слл.), Hirschig, Schneider и Hunziker (1856 слл.), Schanz (началось 1875 г.). Новое изд. с объяснениями предпринято Wohlrab´oм (1877). Издания избранных диалогов: Fischer, Heindorf, Engelhardt, Buttmann, Ludwig, Knebel, Dronke, Held, Stallbaum, Krоn и Deuschle; много изданий отдельных диалогов. Переводы на немецкий язык: Schleiermacher (1804 слл.; неокончен H. M?ller (1850 слл. с прекрасными введениями Stemhardtia). Объяснительные сочинения: Ast, Platons Leben und Scriften (1816), K. F. Hermann, Geschichte und System der Plat. Philosophie (1 т., 1838, неокончено), H. von Stein B?cher, 7 B?cher zur gescichte des Platonismus (1864), Steinhart, Platons Leben (1873); Ast, lexicon Platonicum (1835 слл.), Mitchell, index graecitatis Platonicae (1832) и др.;

       2. из Афин, комик, поэт древней и средней аттической комедии, автор 28 драм, враг Аристофана, процветал во время смерти Сократа, был высоко ценим и долгое время читаем, поэтому уцелели многочисленные отрывки (собр. Meineke, com. Graec. fragm., т. II; т. I, стр. 357 слл. малое изд. и Kock, com. Att. fragm., т. I, стр. 601 слл. Статья Cobet´a (1840).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Платон и Атлантида. Обзор книги: Rudberg, Gunnar. Atlantis and Syracuse. Did Plato’s Experience on S

Афонасина Анна Сергеевна
В книге рассматриваются различные мнения об Атлантиде, начиная с поздней античности и до начала XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Платон. «Политик» 268е-274е

Светлов Р. В.
Перевод осуществлен по изданию: Burnet J. Plato. Platonis Opera, ed. John Burnet. Vol. 1, Oxford. 1900. За рамками журнальной публикации мы вынуждены оставить детальный комментарий к данному тексту.
Читать PDF
0.00 байт

Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего

Б. В. Титлинов
Читать PDF
0.00 байт

«Эта удивительная власть Волговерховья над моим сердцем. . . »: письма Л. А. Михайловой С. Ф. Платон

Митрофанов Виктор Владимирович
С многочисленными слушательницами Женского педагогического института С. Ф. Платонов продолжал переписываться и после окончания ими обучения. Наиболее продолжительная и интересная переписка, продолжавшаяся с 1909 по 1928 г.
Читать PDF
0.00 байт

ПЛАТОН В СРЕДЕ МОСКОВСКИХ ЛЮБОМУДРОВ

Тихеев Юрий
Целью настоящей статьи является исследование восприятия Платона в русской философии начала XIX в. Особое внимание уделяется кругу молодых московских интеллектуалов, именовавших себя любомудрами.
Читать PDF
0.00 байт

Эпизод: бесплодная случайность или поэтический прием? (Платон, Аристотель, М. Кундера)

Медведева О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Платон и Бродский: концепция идеального города-государства

Подвойский Леонид Яковлевич
В статье проводится анализ стихотворения И. А. Бродского "Развивая Платона". Обращается внимание на его явный иронический подтекст. Проводится параллель о взаимоотношении Поэта и Государства у Платона и в личной жизни Бродского.
Читать PDF
0.00 байт

Платон о пагубности поэзии для души. К вопросу о дискурсивной интерпретации поэтической формы

Вдовиченко Андрей Викторович
В статье рассматривается высказанная Платоном мысль о вреде поэзии, возникающем ввиду того, что поэты обращаются не к разумному, а к чувственному («яростному») началу в человеке.
Читать PDF
0.00 байт

Платон и Фукидид

Светлов Роман Викторович
Если в течение долгого времени наследие Платона рассматривалось преимущественно с точки зрения выраженной в диалогах рефлексии по поводу предшествующей и современной ему философской традиции, то с конца ХIХ столетия все большее вн
Читать PDF
0.00 байт

Вл. Соловьев о смерти как ценности: Гамлет и Платон

Л. В. Дорофеева
Читать PDF
0.00 байт

ПЛАТОН ОЙУНСКИЙ И НАЧАЛО НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЭПОСА ОЛОНХО (К 125-ЛЕТИЮ П. А. ОЙУНСКОГО)

Сидоров Олег Гаврильевич
Читать PDF
0.00 байт

Сознательное и бессознательное в политике (Платон и «Пещерные люди»)

Буренко Владимир Иванович
В статье на материалах «символа пещеры» Платона представлена трактовка сознательного и бессознательного в политике.
Читать PDF
0.00 байт

Платон о роли социума в жизни человека

Кочеткова Татьяна Николаевна
Статья посвящена анализу социализирующей роли общества.
Читать PDF
0.00 байт

Святитель Филарет и митрополит Платон (к истории раннего слова святителя Филарета в Великий пяток 18

Хондзинский Павел Владимирович
В статье священника Павла Хондзинского «Святитель Филарет и митрополит Платон» известная проблема отношений «учитель ученик» рассматривается на конкретном материале создания одной из ранних проповедей будущего митрополита.
Читать PDF
0.00 байт

Платон и Вячеслав иванов: мифология и символизм

Сычева Светлана Георгиевна
На примере творчества Платона и Вячеслава Ивановича Иванова решается проблема взаимодействия двух культурных эпох: классической античной Греции и модерна Серебряного века в России.

Похожие термины:

  • Платон, 1824 г

    игумен Селижарова мон.; 1829 г. архим. лужецкий; 1831 г. даниловский в Москве; с 1848 г. андроньевский; † 1863 г. 28 января. {Половцов}
  • Платон, 1828—1829 г

    игумен Тихоновой Никол. пустыни. {Половцов}
  • Платон, 1828 г

    архимандрит Киевобратского мон. (переведен из Высоко-Петровского). {Половцов}
  • Платон, 1829

    † 59 г. игумен Богословского мон., в Грозове минской епархии. {Половцов}
  • Платон, 1834 г

    9 марта †, игумен Спасского мон. в г. Орлове, Вятской губернии. {Половцов}
  • Платон, 1843 г

    архимандрит, настоятель монастыря св. Антония Сийского. {Половцов}
  • Платон, 1869 г

    архимандрит Спасо-Елеазарова псковск. мон. {Половцов}
  • Ставров, Платон Иванович 2-й

    магистр 1-го курса Киевск. дух. акад.; профес. философии воронежск. семин. соборн. протоиер.; р. 1791 г., † 1833 г. {Половцов}
  • Платон, 1821—22 г

    игумен угрешский. {Половцов}
  • Платон, 1838—40 г

    архимандрит единоверческого пензенского Воскресенского мон. {Половцов}
  • Платон, 1843—46 г

    игумен Никандровой псковской пустыни. {Половцов}
  • Платон, 1840—49 г

    архимандрит Борисоглебского ростов. м., ярослав. епархии. {Половцов}
  • Платон, 1849—62 г

    игумен Коряжемск. вологодск. мон. {Половцов}
  • Абаза, Платон Никандрович

    — действительный член общества сельского хозяйства южной России; род. в 1798 г., умер 27-го января 1862 г., в Харькове. С 1823 г. находился в отставке с чином ротмистра. Известен как сельский хозяин-практик,
  • Аболдуев, Платон

    депут. Ком. 1767 г. {Половцов}
  • Ипполитов, Платон Афанасьевич

    Род. 1893, ум. 1951. Российский спортсмен (скоростной бег на коньках). Неоднократный чемпион России и РСФСР (1911—1923), чемпион Европы (1913). Заслуженный мастер спорта (1934). Брат В. А. Ипполитова (см.).
  • Афинский Платон Иванович

    Афинский, Платон Иванович, духовный писатель, протоиерей в Москве (1816 - 1874). Его популярные, толково изложенные учебники: ""Книга для духовно-православного чтения в начальных училищах"" (с 1857 года око
  • Платон Агриколянский

    Платон (Агриколянский, 1772 - 1854) - миссионер и духовный писатель, архимандрит. Назначенный в 1829 г. первым членом комиссии о построении церквей для крещенных самоедов, Платон крестил несколько сот язы
  • Лукашевич, Платон Акимов

    малор. этнограф и филол., † в конце 1887. {Венгеров}
  • Лукашевич Платон Акимович

    Лукашевич, Платон Акимович - этнограф (около 1809 - 1887). Учился в Нежинской гимназии, где был товарищем Гоголя , потом одесском Ришельевском лицее. Издал в 1836 г. сборник ""Малороссийских и Червонно-русск