Платонова (Юлия Федоровна) - известная русская оперная певица (1841 - 1892), дебютировала с успехом в опере "Жизнь за Царя", в роли Антониды, в 1863 г. С деятельностью Платоновой связано возрождение русской оперы; она много способствовала небывалому до того времени успеху "Русалки" Даргомыжского , в которой, благодаря своему драматическому таланту, была очень хороша. Пела все видные сопрановые партии. Покинув сцену в 1887 г., занималась педагогической деятельностью. Н. С.
Платонова Юлия Федоровна
(настоящая фамилия Тванева; урожденная Гардер) — артистка Императорской С.-Петербургской оперной труппы, родилась в 1841 г. в Риге. С самого раннего возраста она отличалась особенной любовью и способностями к музыке. Воспитание получила в Митавской гимназии, где обращала на себя всеобщее внимание главным образом, как прекрасная пианистка. Отдавая все свое свободное время на изучение музыки, она в гимназии занималась по преимуществу игрой на фортепиано; однако, по окончании курса гимназии, продолжая еще усерднее работать над своим музыкальным образованием, большую часть времени и трудов стала посвящать развитию своего голоса. В этом ей много помог тогдашний директор Митавского Музыкального Общества г. Постель, который в течение двух лет руководил ее занятиями. Задумав избрать артистическую карьеру, П. оставила Митаву и переехала в Петербург. Здесь она начала брать уроки пения у Вителяро, с целью приготовлений себя в оперные артистки, что удалось ей вполне, и 26-го августа 1863 года она дебютировала на императорской сцене в партии Антониды в "Жизни за Царя". Дебютантка имела большой успех и была принята на службу Дирекции. Происходя из немецкой фамилии и прожив более двадцати лет в немецких городах, Платонова в начале очень затруднялась партиями чисто русского характера, так как выговор выдавал ее происхождение, но с этим, при помощи А. С. Даргомыжского, она скоро справилась, и репертуар ее почти сплошь наполнился русскими операми. Голос П. был очень обширный, хотя и не особенно звучный в верхнем регистре; зато она обладала редкой музыкальностью, замечательной фразировкой и всегда самой тщательной отделкой своих ролей. Особенно удавались ей партии сильно драматического характера — здесь у нее не было соперниц, и это доставило ей выдающееся место в труппе. Почти ни одна опера не проходила без ее участия. Хотя П. сравнительно недолго пробыла на сцене, но имя ее должно занять очень видное место в истории русской оперы. Платоновой приходилось выступать (как, например, в ноябре 1873 года) по три раза в неделю, да еще в таких партиях, как: Антониды ("Жизнь за Царя"), Валентины ("Гугеноты"), Ольги ("Псковитянка") и многих других. Как человек, П. отличалась необыкновенно энергичным и настойчивым характером. С этой стороны ее прекрасно характеризует следующий случай. Будучи горячей поклонницей таланта Мусоргского, Платонова, вместе с другими его почитателями-друзьями, всячески старалась о постановке на сцене его оперы "Борис Годунов", против чего сильно восставали многочисленные враги композитора. Однако Платоновой все-таки удалось настоять на своем, хотя при этом она рисковала своей службой в Дирекции: "Борис Годунов" был дан в бенефис П. 24-го января 1874 года, Платонова в роли Марины Мнишек была неподражаема, и благодаря ей эта опера некоторое время продержалась на сцене, несмотря на все нападки противного лагеря. П. была замужем за капитаном Тваневым. Муж ее умер в 1876 году; она решила оставить сцену и 26-го августа 1876 г. вышла в отставку.
За время своей сценической деятельности она участвовала более нежели в 50-ти операх. Наибольший успех она имела обыкновенно в партиях: Антониды ("Жизнь за Царя"), Эльвиры ("Страделла"), Марты ("Mapта"), Матильды ("Карл Смелый"), Эльвиры ("Пуритане"), Наиды ("Наида"), Наташи ("Русалка"), Людмилы ("Руслан и Людмила"), Алисы ("Роберт"), Катерины ("Гроза"), Адальгизы ("Норма"), Амура ("Орфей"), Эльзы ("Лоэнгрин"), Марии ("Вильям Ратклиф"), Ольги ("Нижегородцы ), Берты ("Иоанн Лейденский"), Гальки ("Галька"), Салтанеты ("Аммалат-Бек"), Маши ("Проданная Невеста"), Даши ("Вражья Сила" ), Валентины ("Гугеноты"), донны Анны ("Каменный Гость"), донны Анны ("Дон-Жуан"), Ольги ("Псковитянка"), Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Елизаветы ("Тангейзер") и во многих Оставив сцену, П., однако, еще долго трудилась на музыкально-педагогическом поприще. Неутомимая и энергичная, она устроила частную школу пения у себя на дому, а также и при Педагогическом музее в Соляном Городке. Здесь, как прекрасная музыкантша и артистка, Платонова принесла огромную пользу родному искусству. Под ее прекрасным руководством получило свое музыкальное и сценическое образование и развило свои способности немало современных артистов. Жизнь свою Ю. Ф. Платонова окончила в Петербурге, на 52 году от рождения, 4-го ноября 1892 года; она скончалась от апоплексии и похоронена на Смоленском кладбище.
"Ежегодник Императорских театров" 1892—1893 гг., стр. 514 и 515 — некролог; "Нива" 1892 г., № 47, стр. 1042, 1044, ст. В. Баскина; "Исторический Вестник" за 1886 год, март, стр. 645—647, ст. В. Стасова: "Памяти М. П. Мусоргского"; "С.-Петербургские Ведомости" 1873 г., № 307, ст. Ц. Кюи — "Музыкальные Заметки"; "Музыкальное Обозрение" 1887 г., № 23; "Новое Время" 1892 г., 5-го ноября — некролог; "Русская Старина" 1891 г., т. 70, стр. 627; "День" 1892 г., 7-го ноября, № 1586, некролог; Всеобщий календарь на 1894 г., некролог, стр. 505. "Русская Старина" 1885 г., т. 46, стр. 348—360; 1893 г., т. 78, стр. 83; "Исторический Вестник" 1886 г., т. XXIII, стр. 645—647; 1898 г., т. LII, стр. 112; "Петербургская Газета" 1871 г., № 14; "Петербургский Листок" 1892 г., №№ 305 и 306, некролог.
Е. Ястребцев.
{Половцов}
Платонова, Юлия Федоровна
— известная русская оперная певица (1841—1892), дебютировала с успехом в опере "Жизнь за царя" в роли Антониды, в 1863 г. С деятельностью П. связано возрождение русской оперы; она много способствовала небывалому до того времени успеху "Русалки" Даргомыжского, в которой благодаря своему драматическому таланту была очень хороша. Пела все видные сопрановые партии. Покинув сцену в 1887 г., занималась педагогической деятельностью.
Н. С.
{Брокгауз}
Платонова, Юлия Федоровна
— хорошая оперная певица (драматическое сопрано), род. 1841 в Риге, ум. 4 ноября 1892 в СПб. Урожденная Гардер; училась игре на фп. и пению у Постеля в Риге и затем пению у Вителяро в СПб. В 1863 дебютировала в партии Антониды на СПб. Мариинской сцене, где и пела затем до 1876. Исполнение П. отличалось сильным темпераментом и музыкальностью. Лучшие ее партии — Наташа и донна Анна в "Русалке" и "Каменном госте" Даргомыжского (советами которого П. пользовалась) и Марина в "Борисе Годунове" Мусоргского (последняя опера поставлена была в первый раз П. в ее бенефис). Оставив после смерти мужа сцену, П. некоторое время занималась преподаванием пения.
(В.).
{Риман}
Платонова, Юлия Федоровна
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
(Платонова — сцен. псевд.; урожд. Гардер; по мужу Тванева) [1841, г. Митава, ныне г. Елгава (Латвия) — 4(16). 11.1892, Петербург] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица. С детских лет обучалась музыке. Во время учебы в Митав. гимназии два года изучала музыку и пение под рук. директора Митав. муз. общества органиста Постеля. Участвовал в исп. оратории И. Гайдна. Переехав в Петербург, по совету Д. Леоновой брала уроки пения у Н. Вителяро, к-рый подготовил ее для дебюта в 1863 в партии Антониды в петерб. Мариинском т-ре. В этом т-ре выступала 13 лет — до 1875 (прощальный бенефис — в опере "Тангейзер"). Обладала не сильным, особенно в верхнем регистре, голосом мягкого тембра и обширного диапазона. Исп. отличалось чистотой интонации, детальной отделкой каждой партии. Певица выступала в разнообразном репертуаре (св. 50 партий: лирич., комедийные и драм.; последним сопутствовал наибольший успех). На становление творчества певицы оказали влияние советы А. Даргомыжского, к-рый в 1865 работал с ней над партией Наташи ("Русалка"). Позднее композитор писал: "Более всех замечательна Платонова. Она совершенно поняла музыку мою и роль. Мне кажется, что из всех бывших Наташ, она лучшая и как певица и как актриса"*. По инициативе певицы в 1865 была возобновлена "Русалка", а также осуществлена первая постановка "Бориса Годунова" (1874).
1-я исп. партий: Катерины ("Гроза"), Марии ("Вильям Ратклиф"), Салтанеты ("Аммалат-Бек"), Даши ("Вражья сила"; эта партия была написана А. Серовым специально для певицы), Донны Анны ("Каменный гость", осн. ред.; одна из лучших исп. этой партии), Ольги Токмаковой ("Псковитянка", 1-я ред.), Марины Мнишек ("Борис Годунов", 2-я ред.; М. Мусоргский работал с арт. над этой ролью и был восхищен ее сцен. воплощением); в Мариинском т-ре — Амура ("Орфей и Эвридика"), Гальки ("Галька", 2-я ред.): на рус. сцене — Эльзы ("Лоэнгрин"), Берты ("Иоанн Лейденский"), Наиды ("Наида"), Маженки ("Проданная невеста"), Елизаветы ("Тангейзер"), Ц. Кюи специально для певицы написал партию Катарины ("Анджело"), однако премьера оперы состоялась после ее ухода со сцены. Среди др. лучших партий: Матильда, Валентина, Эльвира ("Пуритане"). Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ольга ("Нижегородцы"); Донна Анна ("Дон Жуан"), Элеонора ("Алессандро Страделла"), Алиса ("Роберт-Дьявол"), Адальжиза. Партнеры: Ф. Комиссаржевский, Д. Леонова, И. Мельников, Д. Орлов, О. Петров, М. Сариотти. Пела п/у Э. Направника и др.
Талант певицы высоко ценили А. Даргомыжский, Ц. Кюи, С. Монюшко, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, А. Серов, В. Стасов.
Оставив сцену, П. продолжила конц. деят-сть: выступала в концертах Бесплатной муз. школы (1867 — 70-х гг.), РМО — исп. сольные партии в мессах C-dur и D-dur Л. Бетховена (1871), ораториях — "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа (1869, 1-е исп. в России, п/у Н. Римского-Корсакова, 1872), "Рай и Пери" Р. Шумана (п/у Э. Направника, 1873), 9-й симфонии Л. Бетховена (1870). Гастролировала в Дрездене (1877), где пропагандировала произв. композиторов "Могучей кучки". Была замечательной исп. романсов Даргомыжского, Римского-Корсакова ("Рыбки", "Южная ночь" и др.) и Мусоргского ("Ночь" и др.). Прощальный концерт певицы, в к-ром принимал участие Мусоргский, состоялся 17 февр. 1877.
В 1876—92 вела пед. работу: организовала частную школу пения, занималась с учениками в Общедоступных муз. классах в Пед. музее, в петерб. Соляном городке. Силами учеников организовала неск. публичных оперных спектаклей. Для совершенствования пед. мастерства дважды (в 1876 и 1877) ездили за границу, однако в этой области творческая судьба певицы не состоялась. Среди ее учеников — М. Инсарова, М. Оленина д´Альгейм, Н. Шахламян.
Соч.: Автобиография (рук.) — в РО ИРЛИ, ф. 294, оп. 3, ед. хр. 258, л. 41; нек-рые выдержки из "Автобиографии" напечатаны в сб.: М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989. С. 118—122; Письмо В. В. Стасову — Там же. С 115—118.
Лит.: Серов А. Н. Дебюты г-жи Шредер и г-жи Платоновой в опере "Жизнь за царя" // Якорь. 1863. 31 авг.; Его же. (Sérof A.) Coup d´oeil our l´opéra russe au théâtre-Marie... Soprani: m-mes Platonova... // Monde musical. 1870. Janvier, février; Юлия Федоровна Платонова // Муз. свет. 1866. № 5; Ю. Ф. Платонова. (Некролог) // Ежегодник имп. театров. Сезон 1892—1893. — СПб., 1894. С. 514—515; А. С. Даргомыжский*: Автобиография. Письма. Воспоминания современников / Ред. и прим. Н. Финдейзена. — Пг., 1921; М. П. Мусоргский: Письма и документы / Собрал и подготовил к печати А. Н. Римский-Корсаков. — М.; Л., 1932; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 18, 30; Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и примеч. И. Л. Гусин. — Л., 1952. С. 681; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., автор вступ. статьи Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1974. С. 331; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 325; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. Т. 2: 1845—1857. — М., 1973; Т. 3: 1858— 1869. — М., 1983; М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. — М., 1989. С. 246—247.