Плавт, Тит Макций

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Плавт Тит Макций
(лат. Plautus, ок. 254 – 184 гг. до н. э.) — выдающийся римский комедиограф. Считается, что им создано свыше 130 пьес, но до нас дошли только 21; они основываются на греческих комедиях, но содержат и колоритные черты римского общества. В комедиях Плавта нередко черпали свое вдохновение многие позднейшие драматурги, в том числе Мольер, Шекспир.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Плавт, Тит Макций
лат. Titus Maccius Plautus)
(ок. 250 - 184 до н.э.)
   римский комедиограф, выходец из Умбрии. Сохранилось 20 его комедий: «Амфитрион», «Ослы», «Горшок», «Бакхиды», «Пленники», «Казина», «Шкатулка», «Куркулион», «Эпидик», «Близнец», «Купец», «Хвастливый воин», «Привидение», «Перс», «Пуниец», «Канат», «Псевдол», «Стих», «Три монеты», «Грубиян». Взяв за основу произведения своих предшественников-греков, П. перерабатывал их, приспосабливая к требованиям римского времени. По сюжетам сочинения П. подразделяют на комедии характеров («Хвастливый воин», «Горшок»), комедии из семейной жизни («Пленники», «Три монеты»), комедии интриг («Куркулион», «Пуниец») и комедии-фарсы («Ослы», «Перс»), П. - первый латинский писатель, у которого сохранилось столь богатое творческое наследие. Оно является свидетельством того культурного уровня, какого достигло римское общество в нач. II в. до н.э. Комедии П. имели большое влияние на драматургию эпох Возрождения и Просвещения.
   Тит Макций Плавт. Избранные комедии / Пер. А. Артюшкова и др., вступ. ст. С. Ошерова. М., 1967; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 64-79; Кац А.Л. Социальная направленность творчества Плавта // ВДИ. 1980. № 1.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 254-184 до н. э.)
   Римский комедиограф. Комедии Плавта (из 130 до наших дней сохранилась 21) построены по образцам греческой "новой комедии" ("новоаттической комедии", см. Менандр), однако эти образцы с большим вкусом и умением переработаны Плавтом специально для римской публики. Кроме всего прочего, комедии Плавта служат бесценным источником разговорной латинской лексики.
   Плавт был практически забыт в средние века, однако в эпоху Возрождения его комедии стали переводиться на европейские языки, оказав существенное влияние на последующую литературу. Так, сюжет комедии "Близнецы" лег в основу шекспировской "Комедии ошибок", а "Золотой горшок" - мольеровского "Скупого". Следуя "Амфитриону" Плавта, Мольер написал также собственного "Амфитриона" (см. Амфитрион).
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   рим. комедиограф. Род. в Сарсине (Сев. Италия), точных биогр. данных о нем нет, даже имя его недостоверно. Возм., оно звучало не Макций, а Макк и обозначало одну из масок нар. италийской комедии ателланы. Вер., П. был актером нар. театра, т. к. третья часть его имени - Плавт («шюсконогий») - указывает на плясуна-мима, выступающего в плоской обуви. В антич. П. приписывалось множ-во комедий, из к-рых 21 определена рим. ученым Варроном как бесспорно принадлежащая П. 20 комедий сохран. полностью, 1 - дошла в фр-тах. Точно определяются даты двух постановок комедий П. - «Стих» (200) и «Псевдол» (191). Хронология остальных пьес неизвестна. П. писал в жанре паллиаты, переделывая гр. пьесы авторов «новой» аттич. комедии - Менандра, Дифила, Филемона. Сюжеты произв. новой аттич. комедии были интересны рим. публике, проблемы, поднимавшиеся в них, становились все более актуальными для рим. зрителя к. III - нач> II в. в связи с ростом индивидуальной собственности, распадом устоев патриархальной семьи. Вм. с тем гуманистическая проблематика произв. новой аттич. комедии находила слабый отклик у рим. зрителей, предпочитавших постановкам серьезных нрав, вопросов состязания кулачных бойцов и выступ, канатных плясунов. Соответ., пьесы П. отличаются от произв. его гр. предшественников по своим худож. особенностям и соц. направленности. В отличие от Менандра, твор-во к-рого выражало идеологию состоятельных слоев гр. общ-ва, П. - драматург, хорошо знакомый с настроениями рим. простонародья, разделяющий его симпатии и антипатии. Жизнеутверждающий характер комедий П. был близок рим. плебсу, роль к-рого в обществ, жизни Рима возрастала. Цель П. - увлечь и рассмешить публику. Из сюжетов новой аттич. комедии он чаще всего выбирал те, к-рые давали наибол. возможности для динамичного построения комедий, создания наиб, увлекательного сюжета. Для этого П. объединял неск. гр. пьес в одну или вводил в одну комедию эпизоды из др. (контаминация). Интрига комедий строилась так, чтобы возникало как можно больше смешных ситуаций: сходство двойников («Два Менехма»), подслушивания и подглядывания («Амфитрион»), подстановка одних персонажей вместо др. («Псевдол»), переодевание мужчины женщиной («Касина») и др. Хотя действие комедий П. разыгрывалось в гр. городах и героями комедий были греки, в них встречается множ-во рим. черт: геогр. названия Италии и Рима, упоминания о рим. религ. и воен. обрядах, ссылки на рим. законы и обычаи, рим. имена и эпитеты богов, перенесение в гр. обстановку обязанностей рим. должностных лиц - преторов, эдилов, квесторов, детали рим. частного быта. Такое неожиданное столкновение гр. и рим. черт производило комич. эффект. С др. ст., стремясь сделать пьесы более понятными рим. публике, П. устранял незнакомые ей специф. гр. детали. Приемы комизма у П. выходят за пределы смешных ситуаций. П. изменяет новую аттич. комедию в духе нар. италийского театра, базирующегося на шутовстве и клоунаде, мимической игре, потасовках и перебранках. При этом развитие интриги часто может прерываться к.-н. буффонной сценой, не связанной с осн. действием. Гл. роль принадлежит рабам, сводникам, параситам, хвастливым воинам и т. п. второстеп. персонажам, к-рые в комедиях П. выдвигаются на первый план, а традиц. герои новой аттич. комедии - влюбленные юноши, девушки, гетеры, старики - теряют у него индивидуальные черты, психол. глубину, становятся носителями стандартных сюжетов. Самая динамичная маска в комедиях П. - раб-интриган - не только осн. носитель интриги, но и средоточие буффонных элементов. Он потешает зрителей шутовством и клоунадой, пародией на высокий стиль и «философствованием», беготней по сцене и перебранками. Отношения раба и его господина переосмысляются у П. в духе карнавальной «перевернутости»: раб не только намного деятельнее и энергичнее господина, но и часто одурачивает его, насмехается над ним. Проделкам ловкого и умного раба посвящены комедии «Псевдол», «Ослы», «Эпидик», «Вакхиды» и др. Буффонная маска хвастливого воина наиб, ярко представлена в комедии «Хвастливый воин», обжоры и плута парасита - в «Куркулионе», жадного и злого сводника - в пьесах «Канат», «Псевдол», мотив двойников, порождающий всевозможные недоразумения, - в комедиях «Два Менехма», «Амфитрион» (единств, комедии с мифолог, сюжетом). Не чужды П. пьесы с «трогательным» сюжетом; это «Шкатулка», «Пленники», близкие по духу комедиям Менандра. В комедии «Клад» («Кубышка») отразилось представление о пагубном влиянии богатства на человека: в образе Евклиона П. создает ярко выраженный тип скупца. Несмотря на близость нек-рых пьес П. к произвел. Менандра, гуманизм гр. драматурга, его стремление к индивидуализации персонажей не присущи рим. поэту. Его твор-ву более свойственны «подвижные» комедии, изобилующие яркими и разнообразными комич. эффектами. П. часто использует нарушение сценич. иллюзии, реплики «в сторону», прямое обращение к зрителям. К этому следует добавить и многочисл. средства словесного комизма, восходящие к нар. традиции. Диалоги П. полны пословиц, острот, каламбуров, гипербол, в них широко используются созвучия и аллитерации. Имена действ, лиц почти всегда значимы, они комически характеризуют персонажи и служат основой для разнообразных шуток. С целью возбуждения смеха П. создает новые слова, часто из соединения лат. корней с гр.; пародирует высокий стиль трагедий, обыгрывает мифолог, и ист. имена, архаич. формулы и гр. слова. Так возникает атмосфера безудержного веселья, к-рая отличает театр П. Необычайно характерна и ритмика комедий П. В отличие от новой аттич. комедии, к-рая пользовалась 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем, П. применяет в комедиях разнообразные размеры, стараясь связать их с развитием интриги и с настроением героев. Часто разг. 6-стопный ямб сменяется 7-стопным хореем или быстрым 8-стопным анапестом, исполнявшимися под аккомпанемент флейты. Особый колорит придают комедиям П. муз. и вокальные номера (кантики), отличающиеся разнообразной метрической структурой и представляющие собой самостоятельное целое, как бы вставную арию или ансамбль, часто не связанные с осн. интригой комедии. Пьесы П. были очень популярны у рим. публики. В эпоху Возрождения его вновь начали ставить на сцене. Плавтовские персонажи послужили основой для мн. героев европ. комедии. Сюжеты его пьес использовали Шекспир («Комедия ошибок»), Мольер («Скупой» и «Амфитрион»). Хольберг («Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат»), П. К. Хорт («Торговец»).
   И.У.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997