Племя
Племя
объединение нескольких родов под управлением вождя.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ПЛЕМЯ
форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения, определяющие разобщенность племен по территории, языку, культуре.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Племя
этническая общность эпохи первобытнообщинного строя. На смену племени пришла новая форма этнической общности - народность и новая организация общества - государство.
Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999
ПЛЕМЯ
(англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.
Источник: Общие понятия и термины этнологии
Племя
тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Племя
этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.
Источник: Краткий исторический словарь
ПЛЕМЯ
тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей — народностей.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Племя
высшая форма социальной организации доисторич. общества. В П. объединялось некоторое число родов или общин. Причиной образования П. была экзогамия (т. е. установление брачных отношений между разными родами), а также разделение наиболее крупных родов. Кроме того, особенно в период неолита образованию П. способствовал рост численности и плотности населения (необходимость организации больших человеч. объединений для совместной жизни и обороны). Для П. характерно единство терр., языка, культуры и культа.
Источник: Словарь античности. 1989
Племя
тип этнической общности и социальной организации доклассового общества. Отличительная черта племени – существование кровнородственных связей между его членами, деление на роды и фратрии (См. Род, Фратрия). Другие признаки племени: наличие племенной территории, определенная экономическая общность соплеменников, выражающаяся, например, в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык (диалект), племенное самосознание и самоназвание, племенная эндогамия, а у племен развитого родового строя – племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Для этого этапа характерно существование племенных культов и праздников. По наиболее принятой точке зрения, племя в зачаточном виде возникло одновременно с родом, так как экзогамность последнего предполагает постоянные связи (культурные, хозяйственные и в первую очередь – брачные) как минимум между двумя родами. Этнографическими примерами ранней стадии развития племен могут служить племена австралийских аборигенов, более поздней – племена североамериканских индейцев. Племя обычно существует до перехода к классовому обществу. Разложению племени предшествует развитие имущественного расслоения, появление племенной знати, увеличение роли военных предводителей, возникновение союза племен. В пережиточных формах племя может сохраняться и в классовом обществе (племя кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев). См. Народность, Первобытнообщинный строй.
ПЛЕМЯ
тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами, деление на роды и фратрии. Другими признаками П. являются: наличие племенной терр., определенная экономич. общность соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык, племенное самосознание и самоназвание, а у племен эпохи развитого родового строя также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, воен. и гражд. вождей. Для этого этапа характерно наличие племенных культов и праздников. По наиболее общепринятой точке зрения, П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом (по другой - несколько позже него), т. к. экзогамность последнего предполагает наличие постоянных связей (хоз., культурных, идеологич. и в первую очередь - брачных) как минимум между двумя родовыми коллективами. П. обычно существует до перехода к клас. обществу. Разложению П. предшествуют развитие имуществ. расслоения, появление племенной знати, увеличение роли воен. предводителей, появление союзов племен. В пережиточных формах П. может сохраняться и в клас. обществе, переплетаясь с рабовладельч., феод. и капиталистич. отношениями (племена кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.. Л., 1934; Бутинов Н. A., О первобытной лингвистич. непрерывности в Австралии, "СЭ", 1951, No 2; Косвен М. О., Об историч. соотношении рода и племени, там же; Формозов A. A., О времени и историч. условиях сложения племенной организации, "CA", 1957, No l; Першиц А. И., Племя, народность и нация в Саудовской Аравии, "СЭ", 1961, No 5; Токарев С. A., Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11. Л. А. Фейнберг. Москва.