Плен

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

плен
а) первым пленом еврейского народа оказался Египет, в который Иаков пришел со всем своим семейством, спасаясь от голода. Богатый, процветающий и сильный Египет долго питал разрастающийся еврейский народ, но в итоге оказался местом рабства, «железной печью», из которой через много лет весь народ одновременно с большими трудами вышел под руководством пророка и учителя Моисея. Египет символизирует собой пленение человеческой души физическим миром, грехом, безбожием, выход из которого однажды для всех открыл Христос;
б) вошедший в землю обетованную под руководством И.Навина еврейский народ был уже не тот народ, который оставил Египет. Теперь это был народ, принявший закон и вступивший с Богом в завет. Он имел наказ хранить чистоту, жить по заповедям и не вступать ни в какие связи с жившими в Ханаане народами, но не выполнил этого наказа, скоро уклонился в идолопоклонство. За это весь народ в несколько этапов был отведен в ассирийский и вавилонский плен.
Около 536 г. до РХ ассирийский царь Феглаффелласар захватил и переселил несколько колен, живших в Галааде и Галилее (4Ц 15.29; 1Пар 5.26). Вслед за ним пришел Салманассар (около 721 г. до РХ), который захватил Самарию и увел остаток десяти колен в Ассирию и Мидию (4Ц 17.5-6). Это пленение было предсказано еще Валаамом за шесть с лишним столетий (Чис 24.22), а затем и пророком Амосом (Ам 7.11) непосредственно перед пленением.
После возвышения Вавилона, Навуходоносор (см.) несколько раз приходил к Иерусалиму и в итоге всех иудеев также увел в плен. Первая группа, вместе с некоторыми сокровищами храма была отправлена в Вавилон в 605 г. до РХ (2Пар 36.6-7; Дан 1.1-2). В 597 г. до РХ Навуходоносор снова пришел к Иерусалиму и целиком выселил его в Вавилон (4Ц 24.11-14). Наконец в 586 г. до РХ иерусалимский храм и почти весь город были разрушены и остаток народа уведен в плен (4Ц 25.1-12). Это пленение было предсказано пророками Исаией (Ис 6.11-12; 11.12; 39.6) и Михеем (Мих 4.10) за 150 лет, а также пророком Иеремией (Иер 13.19). Пророк Иеремия непосредственно перед пленением предсказал, что плен будет продолжаться 70 лет (Иер 25.1,11,12). Так и произошло. В 536 г. до РХ, через два года после падения Вавилона, по указу Кира (см.) иудеи начали возвращаться в свою землю и приступили к восстановлению храма (см.), в котором однако уже не было ковчега, а также и Иерусалима. Писание не говорит, сколько израильтян из северных десяти колен и когда вернулось в свою землю, но среди вернувшихся из вавилонского плена были не только иудеи, но и представители других колен (Езд 6.17; 8.35).
Поскольку в вавилонский плен был отведен народ, знавший Бога и имевший с Ним завет, вавилонский плен является символом пленения земной церкви (см.), символом не материального, но духовного захвата, измены на «высшем уровне». В отличие от Египта, Вавилону (см.) нет прощения и потому Господь призывает всех верных Своих как можно скорее выйти из этого духовного порабощения, из подчинения духовным ценностям (богам) этого мира, из-под ярма ложных религиозных идей и организаций (см. Ис 48.20; Иер 50.8; 51.6-10; Зах 2.7; 2Кор 6.14-18; От 18.4);
в) в Пс 67.19; Еф 4.8 имеется в виду пленение Господом, покорение Божией любовью сердец даже и тех людей, которые до этого противились призыву;
г) в некоторых местах говорится о «возвращении плена» отдельных народов: Моава (Иер 48.47), сынов Аммоновых (Иер 49.6), Елама (Иер 49.39), Содомы (Иез 16.53), Египта (Иез 29.14). Это есть символ освобождения и прощения язычников.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Плен
В истории евреев упоминается 3 больших пленения: ассирийское, вавилонское и римское. 1) Ассирийский плен постиг десять колен израильских. Как более отдаленное от святыни Иеговы (храма), более подверженное нападению, влиянию окружающих языческих держав и управляемое целым рядом безбожных царей, — царство Израильское рано получило должное возмездие. Вскоре после того, как ассирийский царь Фул (около 770 г. до Р.Хр.) взял большую дань (4Цар. 15:19 и дал.), пришел Феглаффелласар (около 740 г. до Р.Хр.) и увел в плен народ из Неффалимская земли, Галилеи, Галаада и других городов (4 Цар. 15:29; 1 Пар. 5:26; Ис. 8:4); наконец пришел Салманассар, покорил Самарию в 721 году и увел остаток десяти колен в Ассирию и Мидию (4 Цар. 17:6). 2) Вавилонский плен. После царствования набожного Езекии и после неудачного похода Сеннахирима, Иудейское царство быстро пришло в упадок. Идолослужение, испорченность нравов, нечестная политика привели народ к должному возмездию. Когда царь Иосия вмешался в борьбу между мировыми державами, представителями которых являлись Нехао и Навуходоносор и пал при Мегиддоне, то его страна подпала под власть Египта до битвы при Кархемисе (около 606 г. до Р.Хр.), в которой Навуходоносор остался победителем. После этого сражения начался семидесятилетний вавилонский плен (Иер. 25:12), который продолжался до 536 г. до Р.Хр. Одно переселение в Вавилон следовало за другим: первое было на третьем году царствования Иоакима (4 Цар. 24:1; Дан. 1:1 и дал.), второе — на одиннадцатом году его царствования (2 Пар 36:6), третье — во время царствования Иехонии (4 Цар. 24:10 и дал.), когда Иехония сам, вместе с 10.000 знати и тысячами воинов и ремесленников были отведены в Вавилон (Срав. Иер. 52:28); четвертое последовало за падением Иерусалима в 588 г. до Р.Хр. (4 Цар. 25:11; 2 Пар. 36:20; Иер. 52:29), и пятое — через пять лет после четвертого (Иер. 5230). Все сколько-нибудь годные люди были отведены в плен; «только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей в виноградниках и землепашцами» (4 Цар. 25:12). О положении евреев в плену мы мало знаем. По-видимому, с ними не поступали, как с узниками, а скорее, как с переселенцами, что усматривается из письма к ним Иеремии (Иер. 29:4 и дал.). В этом письме он советует им строить дома, разводить сады, вступать в брак и молиться о благосостоянии Вавилонской земли. Некоторые из переселенцев, например Даниил, даже занимали там высокие посты. В религиозном отношении им была предоставлена свобода, конечно, они могли собираться только для молитвы и чтения Слова Божия, так как жертвоприношений нельзя было совершать нигде, кроме Иерусалимского храма. При мысли о Сионе у них выступали на глазах слезы, что видно из Пс. 136. Однако, они не оставались без утешения и ободрения со стороны пророков, Иезекииля и Иеремии, которые выступали в то время среди них. Все же многие из них предавались разным порокам (Иез. 33:31 и склонялись сердцем к речам ложных пророков (Иер. 29:31). Вавилонский плен окончился через два года после падения Вавилона, в 538 г. до Р.Хр., когда Кир в 536 г. до Р.Хр. издал свое повеление (Езд. 1: 2 и дал.). Народ стал возвращаться на родину отдельными группами. Первое обратное переселение произошло сейчас же после разрешения, под предводительством Зоровавеля; вернувшихся было 42.360 человек, не считая рабов и рабынь (Езд. 2:2,64 и дал. ); второе большое переселение состоялось позже, под предводительством Ездры (Езд. 8). Вопрос о том, возвратились ли 10 колен Израилевых из плена, или остались там, решается различно. По сведениям из Езд. 2 некоторые полагают, что между возвратившимися из колен Иудина и Вениаминова, под предводительством Зоровавеля, было много из остальных колен. «Весь Израиль стал жить в городах своих» (Езд. 2:70). И когда Ездра по возвращении из плена, торжественно праздновал Пасху, то заколол 12 козлов в жертву за грех всего дома Израилева по числу колен (Езд. 6:17; 8:35). Остаток от 10 колен сохранился даже до времен Нового Завета; это видно, например, из сообщения, что пророчица Анна была из колена Асирова (Лук. 2). Евреи, которые присутствовали на празднике Пятидесятницы собрались из всякого народа под небесами (Деян. 2); ап. Иаков пишет свое послание 12 племенам (Иак. 1:1). На это возражают, что 10 колен не возвратились полностью, а только частью. Те евреи, которые возвращались под предводительством Зоровавеля и Ездры, пришли из Вавилона (Езд. 2:1; Неем. 7:6); и если между ними и находились израильтяне северных колен, то это не разрешает вопрос о том, возвратились ли также те, которые были отведены в Ассирию: ибо когда население Иудейского царства было отведено в Вавилон, то между ними находились, вероятно группы из северных колен, так как из 1 Пар. 9:3; 2 Пар. 34:9 усматривается, что в Иерусалиме жили израильтяне из колена Вениаминова, Ефремова и Манассиина после начала ассирийского пленения. Они вместе с иудеями последовали в Вавилон и возвратились оттуда с ними; — но где же 10 колен Израилевых, которые были отведены в Ассирию и Мидию? Некоторые исследователи предполагают, что их потомками являются индейцы северной Америки, другие ищут их между несторианами в Персии. Новый взгляд, защищаемый, так называемыми, англо-израильтянами, состоит в том, что англичане являются потомками 10 колен и наследниками обетовании. Вне всякого сомнения, многие из евреев, живших в плену, постепенно слились с языческим населением. Часть же из них сохранила национальные особенности, не возвращаясь домой: впоследствии они встречаются под названием «находящихся в рассеянии»; в их среде и зародились первые христианские общины. 3) Последний плен иудеев в 70 г., после того, как они отвергли Христа и отказались от Евангелия, был самым ужасным из всех. По словам Иосифа Флавия, при осаде Иерусалима Титом погибло до 1.000.000 чел. и около 100.000 было выселено в Римскую империю, где они проливали свою кровь на гладиаторских играх, томились в рабстве, изнывая под игом победителей. С тех пор еврейский народ существует без царя, без жертвенника и без жертвоприношений (Ос. 3:44).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Военный плен Первой мировой войны: традиции «Прекрасной эпохи» и тенденции «Тотальной войны»

Нагорная Оксана Сергеевна
На примере военного плена Первой мировой войны в статье анализируется преемственность и дисконтинуитет процесса «тотализации военных действий», дискуссии по поводу которого не утихают в среде западных военных историков.
Читать PDF
0.00 байт

«Мы были в шоке»: советский плен и интернирование как стресс аккультурации

Суржикова Наталья Викторовна
Данная статья основана на таком виде источников, как воспоминания, посвящена социокультурным аспектам проблемы советского плена и интернирования.
Читать PDF
0.00 байт

Российский военный плен 1914–1922 гг. : Социологическое измерение (по материалам Урала)

Суржикова Наталья Викторовна
В статье предпринята попытка рассмотреть российский плен 1914–1922 гг. из социологической перспективы.
Читать PDF
0.00 байт

Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде по восточным источникам

Бахтин Александр Геннадьевич
В статье освещаются известия из сочинений восточных (арабских, персидских, тюркских и армянских) средневековых авторов о плене и рабстве в период монгольских завоеваний в Средней и Передней Азии, Закавказье и Восточной Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Российский плен 1914–1922 годов в новейшей отечественной историографии: контексты, конструкты, стере

Суржикова Наталья Викторовна
Анализируются промежуточные итоги исследования современными отечественными авторами проблем российского плена 1914–1922 гг.
Читать PDF
0.00 байт

«…сдавшимся в плен без боя обещано возвращение к мирной жизни…», Поволжье, 1918 г. : к вопросу о пол

Бринюк Надежда Юрьевна
В статье исследуется положение военнопленных в начальный период Гражданской войны в Поволжье, состав действовавших войск и политика, проводимая командованием антисоветских вооруженных сил по отношению к пленным солдатам Красной ар
Читать PDF
0.00 байт

«к полякам в плен попасть очень было нежелательно»: «Поход за Вислу» и германские лагеря в памяти бо

Трошина Татьяна Игоревна
В статье освещаются события Советско-польской войны 1920 г. Статья основана на уникальных источниках личного происхождения: неопубликованных воспоминаний военнослужащих Красной армии, жителей Архангельской губернии.
Читать PDF
0.00 байт

Военный плен на Дальнем Востоке России в XX в

Елена Юрьевна Бондаренко
Автор подробно анализирует международные документы, устанавливавших режим военного плена. Статья также содержит данные, отражающие практику содержания военнопленных на Дальнем Востоке России.
Читать PDF
0.00 байт

Война, плен и депортация по воспоминаниям Э. Х. Мутляева

Шантаев Бемб Александрович
Статья посвящена описанию событий первых месяцев войны, положения советских военнопленных и депортации калмыцкого народа глазами очевидца, ветерана войны
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 013. Матвеев Г. Ф., Матвеева В. С. Польский плен. Военнослужащие Красной армии в плену у П

Любин В. П.
Читать PDF
0.00 байт

2014. 03. 005. Суржикова Н. В. Военный плен в Российской провинции, (1914-1922). - М. : полит. Энцик

Коновалов В.С.
Читать PDF
0.00 байт

Российский плен 1914-1917 гг. : проблема институциональной атрибуции

Суржикова Наталья Викторовна
В статье рассматривается проблема применимости термина «лагерь» для описания структур, созданных для военнопленных Первой мировой войны в России.
Читать PDF
0.00 байт

"бил челом ахреянскому атаману…":плен, рабство и выкуп на южном пограничье (конец xvii В. - начало x

Сень Дмитрий Владимирович
В статье рассмотрены актуальные вопросы истории плена и работорговли на южном пограничье России конца XVII в. начала XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

ВОЙНА И ПЛЕН. УЗНИКИ ВООРУЖЕННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГЕРМАНИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ В ЛАГЕРЯХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В ЭСТО

Никифоров Илья Владимирович
В рецензии-обзоре уделено детальное внимание двум фундаментальным исследованиям в российской и эстонской историографии, посвященным содержанию военнопленных Германии и ее союзников в лагерях на территории Эстонской ССР,их задейств
Читать PDF
0.00 байт

ТУРКЕСТАНСКИЙ ПЛЕН: НЕМЕЦКИЕ И АВСТРО-ВЕНГЕРСКИЕ ВОЕННОПЛЕННЫЕ В РУССКОМ ТУРКЕСТАНЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИ

Котюкова Татьяна Викторовна
Статья посвящена пребыванию на территории Туркестанского генерал-губернаторства в годы Первой мировой войны военнопленных германской и австро-венгерской армий.

Похожие термины:

  • Плен, Михаил Александрович

    — действительный статский советник, вице-директор Департамента неокладных сборов, выдающийся деятель Министерства Финансов, умер в 20-х числах мая 1890 г., в Новочеркасске. Образование получил в Пав
  • ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН

    период в истории древних евреев с 586 по 539 гг. до н. э. от насильственного переселения части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II до возвращения их в Палест