ПЛЕНЭР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЛЕНЭР
открытый воздух — в живописи — воспроизведение изменений воздуха, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Пленэр
фр. plein air, букв. – открытый воздух) – 1) paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений; 2)живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению ко всякому изображению на открытом воздухе.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПЛЕНЭР
(франц. pleinair — открытый воздух) — живопись не в мастерской, а на открытом воздухе, т.е. под открытым небом. Живопись в естественных, природных условиях позволяет полнее и лучше передавать красочное богатство натуры, воздушной среды, тончайшие оттенки и полутона. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения ее реального облика. Наиболее последовательное выра-жение пленэрная живопись нашла в творчестве фран-цузских художников второй половины XIX в. (Коро, Дюпре, Руссо, Добиньи), а также в творчестве круп-нейших русских живописцев этого же времени (Поленов, Левитан, Серов, Коровин, Грабарь). Термин «пленэр» чаще всего употребляется по отношению к жанру пейзажной живописи.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПЛЕНЭР
франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.
По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Методика работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр»

Тютюнова Ю.М.
В данной статье рассматриваются вопросы методического обоснования работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр» в высшей школе.
Читать PDF
0.00 байт

Графический пленэр в городской среде

Сеничкина Екатерина Витальевна
В статье представлены основные принципы художественно-практической и творческо-познавательной работы на пленэре, особенности выполнения графических городских пейзажей.
Читать PDF
0.00 байт

Межрегиональный пленэр "индустриальный кемерово"

Мурина Лукия Рафаильевна
Читать PDF
0.00 байт

Зарождение и развитие пленэрной живописи на северо-западе России в XIX – XX вв

Бубенцов Виталий Николаевич
Рассматриваются история и особенности творческого постижения пленэрной живописи на Северо-Западе России.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности пленэрной живописи на русском севере (Арктика и Мурманский регион) XIX – начало XX веков

Бубенцов Виталий Николаевич
Учитывая, что значительная часть территории России занимает Север, актуальность изучения специфики северного пленэра несомненна.
Читать PDF
0.00 байт

Международные кокелевские пленэры взаимодействие культур

Васильев Владимир Александрович
На основе междисциплинарного подхода и системного анализа на примере международных кокелевских пленэров рассмотрено значение изобразительного искусства в процессе взаимодействия культур, являющихся благоприятной основой для развит
Читать PDF
0.00 байт

Приручивший бабочку… о некоторых особенностях работы на пленэре художника и педагога в а Гончаренко

Прантенко Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции театральных постановок на пленэре при дворе Людовика XIV

Филимонова Юлия Андреевна
В статье рассматривается явление театральных постановок на пленэре во Франции при дворе короля Людовика XIV, раскрывается роль подобных спектаклей в контексте формирования нового паркового стиля.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика творческой деятельности в пленэрной живописи

Рабилова Зоя Жилгилдиновна, Головачева Наталья Петровна
В статье на основе обобщения живописного опыта выдающихся мастеров пленэрной живописи, а также психологических исследований особенностей творческого процесса выявляется наиболее целесообразная методическая последовательность в овл
Читать PDF
0.00 байт

Пленэрная практика в системе художественного образования

Головачева Наталья Петровна, Рабилова Зоя Жилгилдиновна
В статье обосновываются специфические задачи постижения живописного мастерства в процессе изображения природы. Описываются основные этапы последовательного решения конкретных живописных задач.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности пленэрной живописи на русском севере Арктика и Мурманский регион XIX начало XX веков

Бубенцов В.Н.
Учитывая, что значительная часть территории России занимает Север, актуальность изучения спец- ифики северного пленэра несомненна.
Читать PDF
0.00 байт

Роль пленэра в процессе обучения студентов

Амелина И.В.
В статье раскрываются цель, задачи учебной практики в условиях природы, роль пленэра в процессе получения профессиональных навыков, в развитии художественно-образного мышления, творческого воображения, передачи световоздушной сред
Читать PDF
0.00 байт

Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра

Краснощекова T.B.
Представлены различные способы работы гуашевыми красками в условиях пленэра при подготовке студентов направления подготовки 44.03.
Читать PDF
0.00 байт

Постановка художественно-творческих задач при выполнении живописного этюда на пленэре

Латашева E.А., Репина К.Г.
Статья посвящена постановке художественно-творческих задач на пленэре и особенностям работы над этюдом в зависимости от них. Даны методические рекомендации по выполнению каждого вида этюда.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэ

Пронина Н.К.
В статье рассматриваются основные задачи краткосрочных живописных упражнений на пленэре, роль этих упражнений в развитии аконстантного целостного восприятия и построении колористического единства на живописной плоскости.