ПЛЕНЭР

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЛЕНЭР
открытый воздух — в живописи — воспроизведение изменений воздуха, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Пленэр
фр. plein air, букв. – открытый воздух) – 1) paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений; 2)живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению ко всякому изображению на открытом воздухе.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПЛЕНЭР
(франц. pleinair — открытый воздух) — живопись не в мастерской, а на открытом воздухе, т.е. под открытым небом. Живопись в естественных, природных условиях позволяет полнее и лучше передавать красочное богатство натуры, воздушной среды, тончайшие оттенки и полутона. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе на основе непосредственного изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения ее реального облика. Наиболее последовательное выра-жение пленэрная живопись нашла в творчестве фран-цузских художников второй половины XIX в. (Коро, Дюпре, Руссо, Добиньи), а также в творчестве круп-нейших русских живописцев этого же времени (Поленов, Левитан, Серов, Коровин, Грабарь). Термин «пленэр» чаще всего употребляется по отношению к жанру пейзажной живописи.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПЛЕНЭР
франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.
По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методика работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр»

Тютюнова Ю.М.
В данной статье рассматриваются вопросы методического обоснования работы над итоговой композицией по материалам учебной практики «Пленэр» в высшей школе.
Читать PDF

Графический пленэр в городской среде

Сеничкина Екатерина Витальевна
В статье представлены основные принципы художественно-практической и творческо-познавательной работы на пленэре, особенности выполнения графических городских пейзажей.
Читать PDF

Межрегиональный пленэр "индустриальный кемерово"

Мурина Лукия Рафаильевна
Читать PDF

Особенности краткосрочных упражнений на начальном этапе обучения студентов живописи в условиях пленэ

Пронина Н.К.
В статье рассматриваются основные задачи краткосрочных живописных упражнений на пленэре, роль этих упражнений в развитии аконстантного целостного восприятия и построении колористического единства на живописной плоскости.
Читать PDF

Приручивший бабочку… о некоторых особенностях работы на пленэре художника и педагога в а Гончаренко

Прантенко Н. А.
Читать PDF

Роль пленэра в процессе обучения студентов

Амелина И.В.
В статье раскрываются цель, задачи учебной практики в условиях природы, роль пленэра в процессе получения профессиональных навыков, в развитии художественно-образного мышления, творческого воображения, передачи световоздушной сред
Читать PDF

Методика выполнения живописных работ гуашью в условиях пленэра

Краснощекова T.B.
Представлены различные способы работы гуашевыми красками в условиях пленэра при подготовке студентов направления подготовки 44.03.
Читать PDF

Традиции театральных постановок на пленэре при дворе Людовика XIV

Филимонова Юлия Андреевна
В статье рассматривается явление театральных постановок на пленэре во Франции при дворе короля Людовика XIV, раскрывается роль подобных спектаклей в контексте формирования нового паркового стиля.
Читать PDF

Постановка художественно-творческих задач при выполнении живописного этюда на пленэре

Латашева E.А., Репина К.Г.
Статья посвящена постановке художественно-творческих задач на пленэре и особенностям работы над этюдом в зависимости от них. Даны методические рекомендации по выполнению каждого вида этюда.
Читать PDF

Основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре

Баймуханов Г.С.
В статье рассматриваются основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре, описываются цели и задачи пленэрной практики, выявляются типичные ошибки, допускаемые студентами в процессе поиска композиции и цветового решения
Читать PDF

Архитектурный рисунок на пленэре в учебной практике студента-архитектора

Портнова И.В.
В статье анализируется архитектурный рисунок, используемый в учебной практике студентов, обучающихся по специальности «Архитектура».
Читать PDF

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ПО ВООБРАЖЕНИЮ НА ПЛЕНЭРЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

Тютюнова Юлия Михайловна
Необходимость разработки эффективной методики, способной оптимизировать процесс обучения изобразительному искусству на современном этапе, вытекает из все более нарастающей тенденции сокращения учебных часов по специальным дисципли