Плещеев Алексей Николаевич
Источник: Пензенская энциклопедия.
Плещеев (Алексей Николаевич) - поэт, родился в Костроме 22 ноября 1825 г., учился сперва в Санкт-Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков, потом в Петербургском университете, но ни в том, ни в другом заведении курса не окончил и, выйдя из университета, посвятил себя исключительно литературной деятельности, сперва как поэт, затем как прозаик. Его первые стихотворения и рассказы напечатаны в "Отечественных Записках" 1847, 1848 и 1849 годов. В 1849 г. в деятельности Плещеева наступает перерыв, вызванный его арестом по делу Петрашевского (см. Петрашевцы) и ссылкой в Оренбургский край рядовым, заменившей, по конформации имп. Николая I , смертную казнь, к которой Плещеев был приговорен вместе со многими другими участниками дела. Пребывание его в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь, он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком, принимая участие и в военных действиях, во время штурма кокандской крепости Акмечет), а год - в гражданской, после чего, получив разрешение жить в столице, с возвращением ему прав потомственного дворянства, поселился сперва в Москве, а с 1872 г. - в Петербурге. Еще из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в "Русский Вестник") свои стихотворения и рассказы; с переселением в столицу деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти, выразившись во множестве стихотворений, как оригинальных, так и переводных (и поэтов английских, немецких и французских), в переводах крупных драматических произведений ("Ратклиф" Гейне, "Магдалина" Геббеля, "Струэнзе" Бера и др.), в целом ряде повестей (между ними главные: "Буднев", "Пашинцев", "Карьера") и в довольно многочисленных журнальных статьях, большей частью компилятивного характера, по иностранной литературе (самая крупная между ними - "И.Л. Курье, его жизнь и сочинения"). Тяжелая литературная и журнальная работа, в связи с материальной нуждой, постоянно преследовавшей поэта, постепенно подрывала его здоровье. На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года: он скончался в Париже 26-го сентября 1893 г. Тело его перевезено в Москву. Как человек, Плещеев отличался не омрачаемой ничем чистотой души; среди жестких и частых толчков реальности, даже изнемогая под ними, он все-таки продолжал оставаться чистейшим идеалистом и звал других на такую же идеальную службу человечеству, ни разу не изменил себе, "нигде и никогда (как было сказано в стихотворном адресе по случаю его сорокалетнего юбилея) не поступясь пред светом благими чувствами". Поэзия Плещеева есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определенным характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент. В поэзии Плещеева этот мотив - гуманность, в самом обширном и благородном значении слова. Будучи применена преимущественно к окружавшим поэта явлениям общественным, эта гуманность, естественно, должна была принять элегический характер, но его грусть всегда сопровождается непоколебимой верой в победу - рано или поздно - добра над злом; в этом отношении не лишено значения то обстоятельство, что первым стихотворением Плещеева было столь популярное "Вперед", в котором поэт требует от призываемых им "на доблестный подвиг" друзей, чтобы они отреклись "от страха и сомненья", ибо в небесах видна "заря святого искупленья" и т. д. И таких стихотворений у Плещева гораздо больше, чем тех, где выражаются безнадежное уныние, сомнение, разочарование и т. п. При своем чисто поэтическом достоинстве (отнюдь, однако, не позволяющем причислить Плещеева к поэтам первостепенным, уже по однообразию его мотивов), они составляют также общественную, гражданскую сторону его поэзии, действуя оживляющим и укрепляющим образом. Одно из самых видных мест занимает Плещеев в литературе детской; его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник "Подснежник") как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы. Такое же почетное место следует отнести ему как переводчику: все его переводы обличают руку истинного поэта, оставаясь верными и букве, и духу подлинника. Беллетристические произведения его в прозе не выходят из ряда посредственных по содержанию и исполнению, хотя читаются легко, а некоторые и не без интереса. Полное собрание стихотворений Плещеева издано в 1887 г.; 2-е издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 г.; последним изданы также "Повести и Рассказы Плещеева". П. Вейнберг.
Источник: Биографический словарь. 2008
— поэт; род. в Костроме 22 ноября 1826 г.; учился сперва в СПб. школе гвардейских подпрапорщиков, потом в Петербургском университете, но ни в том, ни в другом заведении курса не окончил и, выйдя из университета, посвятил себя исключительно литературной деятельности, сперва как поэт, затем как прозаик. Его первые стихотворения и рассказы напечатаны в "Отечественных записках" 1847, 48 и 49 гг. В 1849 г. в деятельности П. наступает перерыв, вызванный его арестованием по делу Петрашевского (см. Петрашевцы) и ссылкою в Оренбургский край рядовым, заменившею по конфирмации имп. Николая I смертную казнь, к которой П. был приговорен вместе со многими другими участниками дела. Пребывание его в Оренбургском крае продолжалось восемь лет, из которых семь он оставался в военной службе (последовательно рядовым, унтер-офицером и прапорщиком, принимая участие и в военных действиях во время штурма кокандской крепости Акмечет), а год — в гражданской, после чего, получив разрешение жить в столице с возвращением ему прав потомственного дворянства, поселился сперва в Москве, а с 1873 г. — в Петербурге. Еще из Оренбургского края он начал присылать в журналы (преимущественно в "Русский вестник") свои стихотворения и рассказы; с переселением в столицу деятельность его пошла непрерывным ходом и не прекращалась почти до самой смерти, выразившись во множестве стихотворений, как оригинальных, так и переводных (из поэтов английских, немецких и французских), в переводах крупных драматических произведений ("Ратклиф" Гейне, "Магдалина" Геббеля, "Струэнзе" Вера и др.), в целом ряде повестей (между ними главные: "Буднев", "Пашинцев", "Карьера") и в довольно многочисленных журнальных статьях, большею частью компилятивного характера, по иностранной литературе (самая крупная между ними — "П. Л. Курье, его жизнь и сочинения"). Тяжелая литературная и журнальная работа в связи с материальною нуждою, постоянно преследовавшею поэта, постепенно подрывала его здоровье. На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года: он скончался в Париже 26-го сентября 1893 г. Тело его перевезено в Москву.
Как человек, П. отличался не омрачаемою ничем чистотою души; среди жестких и частых толчков реальности, даже изнемогая под ними, он все-таки продолжал оставаться чистейшим идеалистом и звал других на такую же идеальную службу человечеству, ни разу не изменил себе, "нигде и никогда (как было сказано в стихотворном адресе по случаю его сорокалетнего юбилея) не поступясь пред светом благими чувствами". Поэзия П. есть во многом выражение и отражение его жизни. Он принадлежит к категории поэтов с совершенно определенным характером, сущность которого исчерпывается каким-нибудь одним мотивом, группирующим вокруг себя свои видоизменения и разветвления, всегда сохраняющие, однако, ненарушимым основной фундамент. В поэзии П. этот мотив — гуманность в самом обширном и благородном значении слова. Будучи применена преимущественно к окружавшим поэта явлениям общественным, эта гуманность естественно должна была принять элегический характер, но его грусть всегда сопровождается непоколебимой верой в победу — рано или поздно — добра над злом; в этом отношении не лишено значения то обстоятельство, что первым стихотворением П. было столь популярное "Вперед", в котором поэт требует от призываемых им "на доблестный подвиг" друзей, чтобы они отреклись "от страха и сомненья", ибо в небесах видна "заря святого искупленья" и т. д. И таких стихотворений у П. гораздо больше, чем тех, где выражаются безнадежное уныние, сомнение, разочарование и т. п. При своем чисто поэтическом достоинстве (отнюдь, однако, не позволяющем причислить П. к поэтам первостепенным уже по однообразию его мотивов) они составляют также общественную, гражданскую сторону его поэзии, действуя оживляющим и укрепляющим образом. Одно из самых видных мест занимает П. в литературе детской; его стихотворения из детской жизни и посвященные детям (сборник "Подснежник") как нельзя больше соответствуют своей цели свежестью чувства, благородством мысли и безыскусственностью, но в то же время художественностью внешней формы. Такое же почетное место следует отвести ему как переводчику: все его переводы обличают руку истинного поэта, оставаясь верными и букве, и духу подлинника. Беллетристические произведения его в прозе не выходят из ряда посредственных по содержанию и исполнению, хотя читаются легко, а некоторые и не без интереса. Полное собрание стихотворений П. издано в 1887 г.; 2-е издание, с некоторыми дополнениями, сделано уже после его смерти его сыном, в 1894 г.; последним изданы также "Повести и Рассказы" П.
Л. Вейнберг.
{Брокгауз}
Плещеев, Алексей Николаевич
[1825—1893] — русский поэт. Род. в дворянской семье, обучался в школе гвардейских подпрапорщиков и Петербургском университете. Как активный участник кружка петрашевцев в начале 1849 был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд решил "во внимание к молодым его (П.) летам лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь, на поселение", но Николай I наложил резолюцию: "Рядовым в Оренбургские линейные батальоны". П. служил в Уральске, участвовал в военных действиях и в 1856 был произведен в прапорщики. В 1858 получил разрешение жить в столице и вскоре переехал в Москву. В 1872—1884 П. жил в Петербурге, состоял членом редакции "Отечественных записок" и заведовал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии "Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведовал в "Северном Вестнике".
П. стал печататься в журналах с 1843, а в 1846 выпустил сборник стихов. В 40-х гг. это — яркий и популярный певец радикальной молодежи, поэтический трибун петрашевцев. Его стихотворение "Вперед без страха и сомнения" справедливо названо в одном исследовании "своего рода марсельезой поколения 40-х гг.". Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма. П. был одним из идеологов левого крыла дворянской интеллигенции, отвергавшего самодержавно-крепостнический строй, но не умевшего найти пути к крестьянской массе.
С 1856 П. снова стал печатать стихи в журналах, а в 1858 выпустил новую книгу стихов. Добролюбов отметил отсутствие в этой книге "мощных призывов" и "гордых увлечений", характерных для раннего творчества П. И действительно, поэзия П. после ссылки свидетельствует о надломе, об утрате героического порыва юности ("Расстался я с обманчивыми снами Моей давно исчезнувшей весны"). С другой стороны, во второй книжке П. отразились некоторые либеральные иллюзии относительно реформ Александра II. Однако П. не спустился до уровня рядового либерально-дворянского поэта. Если осуждение господствующих классов не переросло у него в жгучую ненависть, если сочувствие к трудящимся и угнетенным массам не вылилось в неутомимую жажду революционного действия, если П. не смог стать поэтическим идеологом революционной демократии, он все же сумел сохранить к ней известную близость. Недаром о его стихах тепло отозвался Чернышевский, а Добролюбов признавал наличие в нем "восприимчивости к веяниям жизни". Жгучий стыд за потерю боевого энтузиазма и революционной воли, преклонение перед людьми революционного действия, теплая любовь к угнетенной бедноте — таковы мотивы лучших стихотворений позднего П.
Как переводчик П. особенно много сделал для популяризации в России поэтов зап.-европейской революционной демократии (Барбье, Петефи, Гейне, Фрейлиграт, Гервег, М. Гартман и др.).
В своих прозаических произведениях Плещеев изображал преимущественно либеральных "лишних людей", отвергавших косную среду, но не умевших действовать. Уже Добролюбов отметил, что у П. намечается иронический взгляд на этих героев либерального барства; однако П. не сумел подняться до такой сатиры на "лишних людей", какую дали художники революционной демократии (ср. образ Щетинина в романе Слепцова "Трудное время" и т. д.).
Библиография
: I. Повести и рассказы, 2 тт., под ред. П. Быкова, СПб, 1896—1897; Стихотворения, под ред. П. Быкова, изд. 4-е, СПб, 1905.II. Быков П., Биографический очерк при "Стихотворениях"; Юдин П., Плещеев в ссылке, "Исторический вестник", 1897, V; Eго же, К биографии Плещеева, там же, 1905, X; М. Д., Плещеев в форте Перовском, "Минувшие годы", 1908, X; Семевский В. И., Петрашевцы: С. Н. Дуров, А. И. Пальм, Ф. М. Достоевский и А. Н. Плещеев, "Голос минувшего", 1915, XI — XII. Ряд критических статей о Плещееве собран в хрестоматии В. Покровского, A. Н. Плещеев, М., 1911. Критические отзывы: Mайков В., Собр. сочин., т. II, СПб, 1906; Добролюбов H. A., Сочинения, т. II, СПб, 1896 [Стихотворения Плещеева, т. IV, СПб, 1896 (Благонамеренность и деятельность)]; Чернышевский Н. Г., Сочинения, т. VIII, СПб, 1906; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы, СПб, 1900; Венгеpов С. А., Героический характер русской литературы, СПб, 1911; Боровский B. В., Сочинения, т. II, Соцэкгиз, М., 1931.
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва — Ленинград, 1924.
Л. Г.
{Лит. энц.}