Плотин (Plotinus) (205 — ок. 269 г.), первый греч. философ, основатель неоплатонизма (неоплатоники). По нек-рым сведениям, род. в Египте, хотя получил рим. имя, а его родным яз. был греч. В 232—242 гг. учился в Александрии, затем принял участие в походе на Персию, надеясь узнать больше о философии Востока. В 245 г. приехал в Рим, где собрал вокруг себя большой круг учеников. В 50 лет начал писать «Эннеады», опубликованные лишь мн. лет спустя после его смерти (ок. 300—305). Они прославили П. как величайшего после Аристотеля античного философа и создателя нового филос. учения.
Плотин
Плотин
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ПЛОТИН
• Plot?nus,
?????????, родился в Ликополе в Египте, в 205 г. от Р. X., был 30-40 лет от роду учеником Аммония Сакки в Александрии, совершил затем путешествия по Персии и Индии и жил под конец в течение 26 лет в Риме. Здесь он преподавал свое новоплатоновское учение, мистически-аллегорическую смесь из греческих систем в соединении с восточными, египетскими и еврейско-христианскими воззрениями. Его воодушевление и строго нравственная жизнь доставили ему многих приверженцев. П. был вполне созерцательная натура: он искал цель в соединении с божеством, во внутреннем, духовном созерцании, которому, конечно, должна была соответствовать строгая жизнь, чтобы освободить душу из того состояния, в которое она погрязла. Он одевался как старый пифагореец и хотел возобновить один разоренный город Кампании, чтобы основать там государство на платоновских началах. Император Галлиен дал свое разрешение, но министры отсоветовали ему, и план совершенно не удался. Он умер в поместье одного из своих друзей в Кампании в 270 г. от Р. X. Его ученик и биограф Порфирий разделил его глубокомысленные и трудные для понимания сочинения на 6 эннеад, привел их в порядок и исправил; в них было 54 разных отдела, напр., ????? ????????, ????? ????????????, ????? ???? ??????, ???? ???? ????? ??? ????; ????? ???? ??????, ????? ???????????, ?. ????????, ?. ´??????, ?. ??????, ???? ????? ?????????? и т. д. Изд. Creuzer (1825), Creuzer und Moser (1855, с переводом Марсилия Фицина), Kirchhoff (1856) и M?ller (2 т., 1878 слл.). Перевод на немецкий язык его же (2 т., 1878 слл.). ср.: Kirchner, Philosophie des Plotin (1854).
Плотин
(204–270), греч. философ, основатель неоплатонизма. Родился в Ликополе (Египет), в 232 отправился в Александрию, где стал учеником Аммония Сакка. После участия в перс, походе Гордиана в 244 он Основал в Риме собств. школу. П. мечтал о сооружении города философов Платонополиса, граждане которого должны были жить по законам Платона. Но несмотря на высокую оценку П. императором Галлиеном, чья религиозная политика вызывала симпатию П., этот проект не осуществился. После долгой и тяжелой болезни П. умер в Минтурне (Кампания). Устные лекции П. были обработаны его учеником Порфирием и изданы в 6 «Эннеадах». Философия П. еще более усилила дуализм Платона между миром идей и действительным миром, хотя новое толкование платонизма началось уже в Древней Академии. П. развил учение Платона о действии или причастности идей ко всем вещам окружающего мира (Methexis). По П., суть всего происходящего исходит от некоего первоначала (Proton) или единого (Hen), которое существует вне мира и не поддается определению в понятии. Все порожденное и существующее (мир, вещи, многообразие) есть результат истечения (эманации) первоединого начала, всего лишь его слабое отражение и потому существенно отличается от порождающего первоначала. Т. о. по П., т. н. умопостигаемый (божественный) мир и мир явлений (земной мир) принципиально различны. Последнее есть всего лишь теневое изображение первого. И все же эманация и результат ее, чувственный мир, согласно П., необходимы. Тем самым он подчеркивает свои оптимистич. тенденции и резко отклоняет идеи гностич. пессимизма. Первым продуктом первоединого начала является нус (мышление и одновременно высшая ступень бытия). Он излучает из себя сначала душу, относящуюся к умопостигаемому миру, которая в свою очередь излучает вторую душу, у П. именуемую природой. Материя же является не только низшим продуктом и низшей ступенью падения первоединого начала, но также и первопричиной многообразия и несовершенства всего земного. Более того, она есть первоначало зла. Осн. смысл человеч. жизни–отказ от всего материального и обуздание телесных желаний. Это очищение (катарсис) включает в себя все добродетели и должно освободить душу для ее главного и истинного назначения — мышления и познания. Последняя и высшая цель развития души — слияние с божественным (экстаз). На этой основе П. сформулировал осн. принципы своей эстетики, которая рассматривает красоту как овладение сутью вещей через мир идей. Предметом искусства являются также идеи, а предметы объективного мира — всего лишь их отражение. Идеализм П. оказал сильное воздействие на раннехристианскую философию. Кроме того, идея непостижимого и невыразимого первоединого начала делала П. представителем т. н. негативной теологии. Отождествление мирового ума с высшей идеей бытия, как идея П., продолжала существовать вплоть до возникновения трансцендентной философии, зародившейся в недрах классич. нем. философии (Шеллинг, Гегель). Эстетика П. оказала сильное влияние на эстетич. принципы Ренессанса, а позднее на творчество Гете и Шеллинга.
Источник: Словарь античности. 1989
Плотин
204-270)
Греческий философ, положивший начало неоплатонизму, живший сначала в Александрии, а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин дополнил учение Платона идеями восточной мистики и сформировал теорию о всепроникающем духе, с которым философ может добиться экстатического единения, ведя аскетическую и созерцательную жизнь.
Идеи Плотина оказали влияние на Августина, а через него на всю западную христианскую мысль. Через приписываемые Дионисию Ареопагиту "Ареопагитики" теория Плотина о непостижимости и невыразимости первоединого начала оказала влияние и на христианскую мысль Востока, дав исток мощного мистического течения так называемой негативной теологии. Эстетика Плотина оказала сильное влияние на философско-эстетические принципы Возрождения, позднее - на творчество Гете, Шеллинга.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. философ-платоник (соч. на гр. яз.), основатель неоплатонизма. Род. в Египте, учился в Александрии, в 244 переехал в Рим, где преподавал философию; после 10 лет устных бесед П. начал записывать свое учение. До нас дошли 6 «Эннеад» П., к-рые включают в себя 54 трактата (каждая «Эннеада» состоит из 9 тр-тов): I - Этика; II - Натурфилософии; III - Космология, О судьбе и др.; IV - Психология; V - Учение об Уме; VI - Учение о Едином. П. толкует Платона, но не коммент. его диалоги. На основе ряда платоновских соч. П. выстроил собств. философию, гл. положением к-рой явилось учение о Едином, первоначале всего сущего, находящемся выше сущего или «за пределами бытия». Ум и душа оказывались у П. осуществлением Единого во времени, космос - в вечности. Само Единое П. отождествлял с Благом, противопоставляя его Злу (темной, лишенной вида материи чувст-венно-веществ. мира). Понятие материи у П. приобрело также значение умозрит. бестелесного субъекта (интеллигибельная материя). П. заимствовал пифагорейское учение о неопред. Двоице, первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода единого во множества (Ум дерзнул отпасть от Единого, душа от Ума, а наиб, дерзкая часть души прозябает вплоть до растений), т. е. материя провоцирует высшее к переходу в низшее. Умопостигаемый мир Единого представляет собой сферу истинн. бытия, к-рая находится всюду в виде первичных сущностей, где образы (эйдосы) подлинные, а мысль и предмет мысли совпадают. Чувственно-веществ. мир находится в определенном месте и состоит из подобий первообразов высшего мира. Душа человека непосредственно связана с Умом и может получать подлинные знания; она имеет двоякую природу: телесную и умопостигаемую. Преодоление этой двойственности, по П., достигается путем очищения души и уподобления ее божеству. Единое П. неподвижно и неизменно, вечно происх. возникновение и уничтожение, и повторяются космич. циклы. Внутр. очищение души и возвращение ее к Единому для П. гораздо важнее, чем все внешние космические метаморфозы.
Соч.: Избр. трактаты: В 2 т. М., 1994. Т. 1. Античные мыслители об искусстве.: Сб. М., 1938. С. 244 - 253; История эстетики. М., 1962. Т. 1.
Лит.: Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Греческий философ, положивший начало неоплатонизму, живший сначала в Александрии, а затем в Риме. Труды Плотина собрал и разделил на шесть эннеад его ученик Порфирий. Плотин дополнил учение Платона идеями восточной мистики и сформировал теорию о всепроникающем духе, с которым философ может добиться экстатического единения, ведя аскетическую и созерцательную жизнь.
Идеи Плотина оказали влияние на Августина, а через него на всю западную христианскую мысль. Через приписываемые Дионисию Ареопагиту "Ареопагитики" теория Плотина о непостижимости и невыразимости первоединого начала оказала влияние и на христианскую мысль Востока, дав исток мощного мистического течения так называемой негативной теологии. Эстетика Плотина оказала сильное влияние на философско-эстетические принципы Возрождения, позднее - на творчество Гете, Шеллинга.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. философ-платоник (соч. на гр. яз.), основатель неоплатонизма. Род. в Египте, учился в Александрии, в 244 переехал в Рим, где преподавал философию; после 10 лет устных бесед П. начал записывать свое учение. До нас дошли 6 «Эннеад» П., к-рые включают в себя 54 трактата (каждая «Эннеада» состоит из 9 тр-тов): I - Этика; II - Натурфилософии; III - Космология, О судьбе и др.; IV - Психология; V - Учение об Уме; VI - Учение о Едином. П. толкует Платона, но не коммент. его диалоги. На основе ряда платоновских соч. П. выстроил собств. философию, гл. положением к-рой явилось учение о Едином, первоначале всего сущего, находящемся выше сущего или «за пределами бытия». Ум и душа оказывались у П. осуществлением Единого во времени, космос - в вечности. Само Единое П. отождествлял с Благом, противопоставляя его Злу (темной, лишенной вида материи чувст-венно-веществ. мира). Понятие материи у П. приобрело также значение умозрит. бестелесного субъекта (интеллигибельная материя). П. заимствовал пифагорейское учение о неопред. Двоице, первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода единого во множества (Ум дерзнул отпасть от Единого, душа от Ума, а наиб, дерзкая часть души прозябает вплоть до растений), т. е. материя провоцирует высшее к переходу в низшее. Умопостигаемый мир Единого представляет собой сферу истинн. бытия, к-рая находится всюду в виде первичных сущностей, где образы (эйдосы) подлинные, а мысль и предмет мысли совпадают. Чувственно-веществ. мир находится в определенном месте и состоит из подобий первообразов высшего мира. Душа человека непосредственно связана с Умом и может получать подлинные знания; она имеет двоякую природу: телесную и умопостигаемую. Преодоление этой двойственности, по П., достигается путем очищения души и уподобления ее божеству. Единое П. неподвижно и неизменно, вечно происх. возникновение и уничтожение, и повторяются космич. циклы. Внутр. очищение души и возвращение ее к Единому для П. гораздо важнее, чем все внешние космические метаморфозы.
Соч.: Избр. трактаты: В 2 т. М., 1994. Т. 1. Античные мыслители об искусстве.: Сб. М., 1938. С. 244 - 253; История эстетики. М., 1962. Т. 1.
Лит.: Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Плотин
ок. 204-ок. 269 гг. н. э., греческий философ, создатель неоплатонизма. Происходил из Ликополя в Египте. Юность провел в Александрии; слушал там лекции многих философов, однако саоме сильное впечатление на него произвел Аммоний Сакк, учеником которого он был 11 лет. На 40 году жизни переехал в Рим, где его учение нашло множество последователей, в их числе были сам император Галлиен и его жена Салонина. Пользуясь их покровительством П. выдвинул проект основания в Кампании города философов "Платонополя", жители которого могли бы воплотить в жизнь социальные идеалы Платона. В нем также должен был поселиться сам П. со своими учениками. Но план этот не был реализован. П. пользовался в Риме большим уважением и популярностью. Он преподавал там более 25 лет. Писать начал поздно, примерно на пятидесятом году жизни. Оставил после себя 54 труда, которые его ученик Порфирий издал под заглавием Эннеады. Нашими сведениями о жизни и деятельности П. мы тоже обязаны Порфирию, который предварил свое издание обширным вступлением О жизни Плотина и о его книгах. Порфирий, Амелий и врач Евстиох были ближайшими друзьями и наиболее выдающимися учениками П. Первым изданием сочинений П. следует считать труды, собственноручно написанные автором и распространявшиеся в кругу друзей и учеников. Второе издание, по-видимому, вскоре после смерти П., подготовил Евстиох, расположив работы в хронологическом порядке. Эннеады Порфирия являются третьим по счету изданием сочинений П. Оно оттеснило предшествующие издания и оказало огромное влияние на историю человеческой мысли. Порфирий отказался от хронологического принципа Евстиоха и расположил труды согласно их тематике: а именно объединил в группы труды на сходные темы и установил, что в этом случае мы видим 6 больших разделов по 9 работ в каждом (эннеад). Три первые эннеады включали книги, касающиеся этики и эмпирического мира, четвертая и пятая — книги о душе и разуме, шестая же — книги о Благе (Абсолюте). Каждую книгу Порфирий снабдил "заголовком" (kephalaion): кратким пересказом, дополненным замечаниями об обстоятельствах написания книги — а также "выводами" (epicheirema), своеобразным послесловием, содержащим необходимые замечания и пояснения к тексту. Заглавия трудов в его издании принадлежали не самому П., но его читателям. Разделение трудов на проблемные группы облегчало знакомство с трудным учением П. Произведения П. являлись диатрибами. Мы находим в них все черты современной П. литературной диатрибы: спор с вымышленным противником, поэтические цитаты, импровизации, языковые вольности. Несмотря на это, сочинения П. носят индивидуальный и неповторимый характер. Чтобы их понять, требуется действительно хорошо знать философию П. и помнить о ее отвлеченном характере. П. в своей философии отталкивался от Платона. Он воспринял платоновское разделение идеального и реального миров, но постарался уничтожить разделявшую их пропасть, утвердить единство бытия и создать монистическую систему, связав разделенные Платоном элементы. Чтобы достигнуть этой цели, он смотрел на мир с точки зрения его рождения и развития. Различные формы бытия оказались у него этапами этого единого развития. Реальный мир действительно отличается от идеального, земной — от божественного, но один происходит из другого. Нет множественности миров, есть единое бытие, в своем развитии обретающее различные формы. Согласно П., характерным свойством бытия является акт творения, он создает все новые и новые его формы, которые представляются его эманациями. Теория эманаций — основной стержень системы П. Эманации подчиняются определенным законам: чем совершеннее бытие, тем большей творческой мощью оно наделено, а каждая форма бытия происходит от другой, более совершенной. Порядок рождения эманаций соответствует снижению уровня их совершенства. В связи с этим Пю различал три основных формы бытия: 1) совершеннейшее бытие — Абсолют; 2) бесплотный мир разума (kosmos noetos) и 3) материальный мир чувств (kosmos aisthetos): душу и материю. Из Абсолюта, который П. представляет как высшую красоту, высшее благо и высшее единство, рождаются эманации, иные формы бытия, все менее совершенные и все более зависимые. Эти формы П. называет гипостазами. Он различает две либо три гипостазы: 1) мир разума; 2) эмпирический мир: душа и материя. Только мир разума поистине существует, воплощает полное и неизменное бытие, то есть онтологическое; чувственный мир всегда "является", а значит несет в себе гигнетическое бытие. Оба эти мира всегда существовали и будут существовать, но если первый мог бы существовать без второго, то второй без первого — нет. Бесконечность существования обоих миров базируется на вечности Абсолюта. Различение мира разума и мира чувств соответствует платоновскому разделению на материальный мир и мир идей. Новой у П. была концепция Абсолюта и эманаций. Первой гипостазой Абсолюта является мир духа, или идеальный, второй — психический мир, понимаемый П. как единая мировая душа, в которой содержатся все отдельные души. Последняя гипостаза — это материя. Она — предел процесса эманации. Процесс же этот неизбежен, он необходимо проистекает из природы бытия. В него включается и материальный мир. Этот постулат представляет собой основное положение философского монизма П. В человеческой душе П. выделял две главные составляющие: низшую и высшую душу. Низшая душа исполняла все функции, связанные с телом, растительные и животные — П. наделяет ее ответственностью за все несовершенства и ошибки. Зато высшая душа свободна от них и благодаря этому способна достигнуть высочайших уровней бытия. Этот обратный путь души к совершенству П. называет "дорогой вверх". Таким образом, с одной стороны мы имеем ряд эманаций, от наиболее совершенной формы бытия до все менее совершенных, а с другой — вознесение души от менее совершенного бытия к более совершенным. Душа может подниматься ввысь различными путями: 1) через познание (экстаз, который был высшим таинством и подлинной целью философии П.); 2) через эстетическое восприятие (искусство, согласно П., является материальным воплощением идей и средством уподобления божеству; впервые у него теория искусства стала необходимым элементом философской системы) и 3) путем нравственного совершенствования (этика). После смерти П. действовали уже 3 знаменитые неоплатонические школы: александрийско-римская (Порфирий и Лонгин, III в. н. э.), сирийская (ее основатель — Ямблих, IV в. н. э.) и афинская (наиболее выдающийся представитель — Прокл, V в. н. э.). Под влиянием философии П. находился Августин, а также многие христианские теологи и философы нового времени, такие как Мен де Биран во Франции или Шеллинг в Германии.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999