(23.08.1929—03.02.1995) — спец. по социол. культуры и искусства; д-р фил ос. наук, проф. Род. в Москве. В 1950 окончил Гос. ин-т театрального искусства (ГИТИС). Работал в моск. театрах актером, режиссером, театральным художником. Окончил асп. ИФ АН СССР, был оставлен на работу в секторе эстетики этого ин-та. Преп. также на филос. ф-те МГУ, в посл. вр. — на социол. ф-те. В 1968 организовал отдел социол. в НИИ культуры Мин-ва культуры РСФСР и 15 лет руководил им. Возглавлял Независимый Центр социол. культуры. Работал также в Ин-те промышленной собственности и инноватики. Канд. дисс. — "О роли фантазии в художественном творчестве" (1959). Докт. дисс. — "Методологические проблемы социологии художественной культуры" (1979). Предс. (с 1964) Центр. науч.-иссл. секции социол. культуры и искусства Сов. социол. ассоциации. Вице-президент иссл. комитета "Социология искусства" Междунар. социол. ассоциации. Действ. чл. Междунар. академии информатизации (1993). Осн. труды П. отражают следующие направления его науч. деятельности. Первое — проблемы эстетики, теории и психол. художеств. творч. П. исследовал мало разработанные по тем временам в нашей эстетике проблемы фантазии и интуиции (1960). Второе — социол. культуры и искусства. Этой проблематике посвящены проведенные П. социол. иссл., его кн."Человек и искусство" (1968), вышедшие под его ред. 7 томов ежегодника "Социология культуры". В трудах П. вводится понятие социол. художеств. культуры, разрабатывается система знаний, охватывающая все звенья бытия искусства в об-ве, а также исследуются проблемы культурной политики. Третье направление — применение точных, кибернетических методов в иссл. художеств. культуры. Эта работа велась под эгидой возглавляемой им комиссии "Кибернетика и культура" в Науч. Совете по комплексной проблеме "Кибернетика" при Президиуме АН СССР. По инициативе и под ред. П. переводятся и издаются кн. А.Моля "Теория информации и эстетическое восприятие" (1968), "Со-циодинамика культуры" (1973), "Искусство и ЭВМ" (1975), а также публикуются 3 тома трудов комиссии "Точные методы в исследованиях культуры и искусства" (1971). Четвертое направление — проблемы соц. бытия кн. и чтения, в т.ч. глоб. проблема снижения читаемости кн. В 1992 П. основал Росс. Фонд чтения им. Н.А.Рубакина и был избран его президентом.
Соч.
: О специфике отражения действительности в художественной фантазии // Уч. зап. МГПИ им. В.И.Ленина. T.CXXIX. Вып.4. М., 1958; О природе художественного творчества // Лекции по марксистско-ленинской эстетике. М., 1961; Человек и искусство. [В соавт.]. М., 1968; The problem of personality and aesthetics // Actes du cinquieme congres Internationale d´esthetique. Mouton, La Haye, Paris, 1968; Свобода истины. M., 1970; Исследование социо-кибернетических аспектов культуры. (Вступительная статья). [В соавт.] // А.Моль. Социодинамика культуры. М., 1973; Культурная политика как социологическая проблема // Социс. 1979. № 1; Проблемы социологии художественной культуры. М., 1980; Художественная культура и точное знание // Число и мысль. Вып.3. М., 1980; Sociology of culture and cultural policy // Contribution to the sociology of arts. ISA Research committee 37. Sofia. 1983; Кибернетика и культура // Кибернетика. Дела практические. М., 1984; Социология книги: проблемы, перспективы // В мире книг. 1986. № 11; Reading and perestroika // Reading. 1992. Vol.26. № 1; Homo legens. Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929—1995). М., 1999.
Плотников,
Сергей НиколаевичРод. 1909, ум. 1990. Актер театра и кино. В театре с 1929 г., в кино — с 1955 г. Снимался в фильмах "Михайло Ломоносов" (1955), "Добровольцы" (1958), "Русское поле" (1972), "Россия молодая" (т/ф, 1982) и др. Народный артист СССР (1979).