Плутарх
ПЛУТАРХ
ок. 46 — 126) — др.-греч. писатель-моралист. Родился в беотийском г. Херонее в богатой и знатной семье. Получил всесторон. образование в Афинах, впослед. пополнен. в Александрии. Неоднократно избирался архонтом Херонеи. Неск. раз был в Риме, где пользовался расположением имп. Траяна. При имп. Адриане П. был прокуратором провинции Ахайя. Афины дали ему почетное гражданство. П. написал большое кол-во соч. из к-рых 150 дошло до нашего времени.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Плутарх
Плутарх (Plutarch) (ок. 46—126 н.э.), греч. писатель и философ, отличавшийся широким кругом интересов. Дошедшие до нас соч. включают многочисл. наброски речей, филос. трактаты и самый знаменитый труд — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян, где осн. внимание П. уделил их личным достоинствам (или порокам). Творения П. служили источником вдохновения для писателей последующих эпох и в первую очередь для Шекспира («Римские трагедии»).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Плутарх
(ок. 46 – 127 гг.) — древнегреческий писатель, историк, был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Во время путешествия в Египет и Италию встречался с выдающимися людьми, среди других императором Трояном и Адрианом. Насыщенная духовная жизнь находит отражение в его трудах. В 46 «Сравнительных жизнеописаниях» содержатся 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Вторую большую группу его сочинений составляют труды под заголовком «Моралии». Это научные труды о семейной жизни, воспитании, дружбе, недостатках характера и их преодолении. Труды Плутарха имели огромное воздействие, особенно начиная с эпохи гуманизма, на умы последующих поколений во всех странах.
ПЛУТАРХ
(ок. 46-120 н.э.) — древнегреческий писатель, биограф, очеркист, верховный жрец Аполлона Пифийского в Дельфах. Был одним из самых образованных людей своего времени: ему принадлежат сочинения по философии, медицине, риторике, истории музыки. Из огромного писательского наследия Плутар-ха сохранилась примерно только третья часть. Самым знаменитым его произведением являются «Сравнительные жизнеописания», которые состоят из 46 объединенных в пары биографий великих греческих и рим-ских воинов, политиков, государственных деятелей, философов. После каждой пары он проводит сравнительный анализ этих двух жизнеописаний. Используя этот прием, Плутарх создает своеобразные психологические этюды на биографическом материале своих героев. В каждом персонаже он выделяет наиболее яркие черты, раскрывая человеческую жизнь как результат случайностей и закономерностей судьбы, перенося действие «с комической сцены на трагическую». Плу-тарх выступает в «Сравнительных жизнеописаниях» как внимательный наблюдатель, умелый рассказчик, мастер точных психологических деталей. Труды Плутарха имели огромное воздействие, особенно начиная с эпо-хи гуманизма, на умы последующих поколений во всех странах Европы (Монтень, Шекспир, немецкие класси-ки).
ПЛУТАРХ
Plutarchos) (ок. 50, Херонея, Беотия – после 120), древнегреческий писатель. Главное сочинение Плутарха – т. н. «Сравнительные жизнеописания», биографии знаменитых греков и римлян (всего 50 биографий). Для многих поколений читателей книга Плутарха стала прежде всего занимательным чтением, источником сведений о древних героях и исторических анекдотов, но автор ставил перед собой иную цель – воспитательную: знакомство с биографиями великих людей должно было утвердить читателей в идеалах древней добродетели и внушить им представление о том, что удачи и несчастья людей связаны с их доблестями и пороками. Этой цели соответствует выработанная писателем схема биографии: он сравнивает двух героев – грека и римлянина, в чьих судьбах усматривает сходство (Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон и т. п.), они описываются по строгому канону (рождение, воспитание, характер, деяния, смерть), а замыкает пару биографий сопоставление, где дается оценка, прежде всего этическая, жизни героев. Относясь к биографии как к материалу, которым можно проиллюстрировать риторические схемы и философские (этические) положения, Плутарх иногда вольно обращается с историческими фактами, не укладывающимися в его концепцию, что, впрочем, не умаляет исторической ценности его жизнеописаний. Небиографические сочинения Плутарха (в основном философские и дидактические), объединены под названием «Моралии», это небольшие трактаты по вопросам этики и эстетики.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Плутарх
(лат. Plutarchus), род. ок. 46 в г. Херонее (Беотия), ум. позже 119, др.-греч. писатель, происходил из старинного состоятельного рода. После обучения в Афинах был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Во время путешествий, в т. ч. в Египет и Италию, иногда с возлож. на него политич. миссией, он имел возможность встречаться и общаться с выдающимися людьми своего времени (среди других с императорами Траяном и Адрианом); в дружеском кругу он предавался изысканному общению, вел беседы научного содержания, а также касался самых разных областей жизни. Эта насыщенная духовная жизнь находит отражение в его трудах. Из преподавания собств. детям, а также детям своих состоятельных сограждан возникла своего рода частная академия, в которой П. занимался преподаванием и творчеством. Из огромного писательского наследия П. (250 трудов) сохранилась лишь некоторая его часть — примерно одна треть. В 46 «Сравнительных жизнеописаниях» («Bioi paralleloi») содержатся 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Им написаны еще четыре биографии, не входящие в «Жизнеописания». П. предстает перед нами не только как историограф. Находясь под влиянием перипатетич. учения, он пытается отразить взаимосвязь между натурой и действием своих героев, поскольку не признает детерминированности человеческих поступков. Вторую большую группу его сочинений составляют труды, частично объедин. под заголовком «Этика» («Moralia»). Они посвящены философским темам, и прежде всего вопросам этики (научно-популярные труды о семейной жизни, воспитании, дружбе, недостатках характера и их преодолении). Будучи сторонником платоновской философии, П. выступает против эпикурейцев и стоиков, а в политич. произведениях, как лояльный верноподданный Римской империи, дает рекомендации благоразумного поведения. Труды по истории литературы, физике, медицине, риторике, истории музыки и теологии показывают широту интересов и универсальную образованность их автора, последователя предшествующих мыслителей, не обладающего при этом качествами исследователя, надел, собств. оригинальным мышлением. Однако труды П. являются неоценимым источником, например его сочинения о культах Исиды и Осириса. П. использует самые разные лит. формы-диалоги, памфлеты, письма и пр. Труды П., в особенности его «Сравнительные жизнеописания», имели огромное воздействие, особенно начиная с эпохи гуманизма, на умы последующих поколений во всех странах (Монтень, Шекспир, нем. классики), его биографии содержат разнообразнейшие сведения из античной истории.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЛУТАРХ
Ploutarxos) (ок. 45 - ок. 127) - др.-греч. писатель и философ. Учился в Афинах, б. ч. жизни провел в г. Херонее (обл. Беотия), избирался архонтом. С 95 был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Неск. раз бывал в Риме. По нек-рым сообщениям, при Адриане был прокуратором пров. Ахайя. Как философ П. ближе всего к школе Платона, хотя скорее его следует считать эклектиком, чем платоником. Гл. соч. П. - созданные в старости "Сравнительные жизнеописания" - вершина античного биографич. жанра и плод громадной эрудиции. П. считал, что цель этого соч. - не описание событий, а обрисовка характеров к-рые часто проявляются в незначащих поступках, случайно оброненном слове и т. п. Характеры же он предлагает читателю как образцы для подражания, чтобы, "глядя в историю, словно в зеркало", каждый старался "изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказывает автор" ("Эмилий Павел", I). Однако биографии П. не имеют ничего общего с сухим морализированием, характер вырастает из искусно сплетенной сети фактов, а потому "Сравнительные жизнеописания" имеют большое значение и как ист. источник, и как лит. памятник. Труд П. важен также для изучения истории обществ. мысли Греции, находившейся под властью Рима. Отбор биографий у П. свидетельствует о том, что образцы для подражания он находит в полисной Греции и Римской республике. Из 50 сохранившихся биографий 4 не принадлежат к циклу "сравнительных", а около 20 биографий до нас не дошло. Излагаются биографии греков и римлян, и каждая пара обычно завершается сопоставлением (часть сопоставлений не сохранилась). Прочие дошедшие до нас соч. объединяются под условным назв. "Этических сочинений" ("Moralia"). Кроме этич. исследований и очерков в собств. смысле слова (напр., "О нравственной доблести"), сюда относятся риторич. декламации, соч. по философии, по естеств. наукам, педагогике, по религ. вопросам, вопросам политики, соч., касающиеся истории, археологии, истории лит-ры ("О злокозненности Геродота", "Жизнеописания десяти ораторов", "Рим. разыскания" и др.). Все "Этич. сочинения" П. - неисчерпаемый источник сведений о древнем мире в самых разных его аспектах. Соч.: Vitae parallelae, rec. U. Lindskog et K. Ziegler, v. 1-4, Lipsiae, 1914-34; Moralia, with an English transi, by F. G. Babbitt, v. 1-14, L.-N. Y., 1927-57; в рус. пер. - Сравнительные жизнеописания (изд. подготовили М. Е. Грабарь-Пассек, С. П. Маркиш и С. И. Соболевский), т. 1-3, М., 1961-64. Лит.: Аверинцев С. С., Подбор героев в "Параллельных жизнеописаниях", П., "ВДИ", 1965, No 2; Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg.-Waldsee, 1949. С. П. Маркиш. Москва.
Плутарх
выдающийся греческий историк, философ, литератор и жрец I – начала II вв. от Р.Х. Родился в 46 г. в Херонее, в Беотии (исторической области Греции), умер после 119 г. Выходец из старинного и богатого рода. После обучения в Афинах у философа Аммония, Плутарх большую часть своей жизни прожил в родном городке. Во время совершенных им многочисленных путешествий, в том числе с политическими миссиями по Италии и Египту, он имел возможность встречаться и общаться с выдающимися людьми своего времени, среди которых были императоры Траян и Адриан. В дружеском кругу он предавался изысканному общению, вел беседы, как научного содержания, так и касающиеся самых разных областей жизни. Помимо этого Плутарх активно занимался преподавательской деятельностью в родном городе, в рамках своеобразной частной академии. В возрасте около 50 лет Плутарх был избран на пожизненную должность жреца Аполлона Пифийского в Дельфах; деятельность на этом посту снискала ему глубокое уважение, в Дельфах ему была установлена мраморная статуя. Эта духовно и интеллектуально насыщенная повседневность нашла отражение в литературных трудах Плутарха. Из его огромного писательского наследия, насчитывавшего около 250 трудов, сохранилась примерно одна треть. Наибольшую славу Плутарху принесли его «Сравнительные жизнеописания» – 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Кроме того им написаны еще 4 биографии, не входящие в «Жизнеописания», но также содержащие разнообразнейшие сведения по античной истории. Как биограф Плутарх шел вслед за Корнелием Непотом, родоначальником жанра сравнительных жизнеописаний наиболее значительных героев античной истории, но далеко превзошел римского историка в мастерстве стиля и глубине мысли. К этим биографиям Плутарха примыкают небольшие сборники выписок из исторических трудов его предшественников: «Изречения царей и полководцев», «Изречения спартанцев», «Изречения спартанских женщин», «О доблести женской» и «Древние обычаи спартанцев». В значительной части Плутарх использовал этот материал при написании биографий своих «Сравнительных жизнеописаний» и других крупных работ. Вторую большую группу его сочинений составляют труды, частично объединенные под заголовком «Моралии» («Moralia»), в том числе «Застольные беседы» в 9 книгах, небольшой диалог «Пир семи мудрецов», а также конспективный материал для диалогов «Римские вопросы» и «Греческие вопросы» на историко-культурную и бытовую тематику. Они посвящены философским и политическим темам, и прежде всего вопросам этики (научно-популярные труды о семейной жизни, воспитании, дружбе, недостатках характера и их преодолении). Будучи сторонником платоновской философии, Плутарх выступал противником эпикурейцев и стоиков, активно комментировал труды Платона, учеником и продолжателе которого он считался, а в политических произведениях проявлял себя как лояльный верноподданный Римской империи, давал рекомендации благоразумного поведения для граждан. Находясь под влиянием учения перипатетиков, Плутарх пытался отразить взаимосвязь между природой и действиями своих героев, поскольку не признавал жесткой детерминированности человеческих поступков. Среди других его работ выделяется теологический трактат «Исида и Осирис». Труды Плутарха по истории литературы, физике, медицине, риторике, истории музыки и теологии показывают широту интересов и универсальную образованность их автора, последователя предшествующих мыслителей, наделенного собственным оригинальным мышлением. Труды Плутарха, в особенности его «Сравнительные жизнеописания», являются неоценимым источником для историков; они имели огромное воздействие, особенно начиная с эпохи Возрождения, на умы последующих поколений во всех странах европейской культуры, включая Россию (с XVIII в.).
Источник: Словарь античных историков. 2011
ПЛУТАРХ
• Plutarchus,
??????????,
1. тиран в Эретрии на Эвбее во время Фокиона и Демосфена, просил у афинян помощи против Клейтарха. Фокион повел войско в Эвбею, восстановил его власть, но изгнал его вскоре после того, т. к. он отделился от афинян. Plut. Phoc. 12. 13. Dem. de расе 5;
2. греческий писатель, родился в середине 1 в. от Р. X. в Херонее в Беотии. Несомненно, что некоторое время он учился в Афинах; сам он называет своим учителем Аммония, биографию которого он сочинил. Более отдаленные путешествия и продолжительное пребывание в Италии и Риме принадлежат тоже его юношескому возрасту. В Риме он был в дружеских отношениях с К. Соссием Сенеционом, который при Траяне был несколько раз консулом; ему он посвятил биографию и другие сочинения. Он был также приглашен ко двору, где ему поручено было обучение Адриана, сделавшегося впоследствии императором. По Свиду, П. получил от Траяна консульское достоинство; этот же император отдал приказание всем властям Иллирии сообразоваться с его взглядами и поступать по его усмотрению. Адриан сделал его прокуратором Греции. В своем родном городе П. занимал должность архонта и главного жреца Аполлона Пифийского. Он умер, вероятно, в первые годы царствования Адриана, ок. 120 г. Его сочинения (перечисление коих, ?????????? ???? ??. ???????, дошло до нас и приписывается его сыну Ламприю):
a) биографии (???? ??????????), написанные в царствование Траяна и собранные в Херонее; это жизнеописания знаменитых людей Греции и Рима, из коих обыкновенно двое, один грек и один римлянин, соединены вместе, причем к самому жизнеописанию присоединено их сравнение. До нас дошли еще следующие биографии: Фесей и Ромул, Ликург и Нума Помпилий, Солон и Валерий Публикола, Фемистокл и Камилл, Перикл и Фабий Максим, Алкивиад и Кориолан, Тимолеонт и Павел Эмилий, Пелопид и Марцелл, Аристид и Катон Старший, Филопэмен и Фламинин, Пирр и Марий, Лисандр и Сулла, Кимон и Лукулл, Никий и Красе, Евмен и Серторий, Агесилай и Помпей, Александр и Цезарь, Фокион и Катон Младший, Агид и Клеомен и оба Гракха, Демосфен и Цицерон, Деметрий Полиоркет и Антоний, Дион и Брут; к ним присоединяются еще отдельные особенно обработанные биографии Артаксеркса Мнемона, Арата, Гальбы и Отона. У некоторых параллельных биографий недостает конца, собственного сравнения, ?????????; другие биографии, как, напр., Аммония, потеряны. В своих жизнеописаниях П. не собирался дать собственно историю, но изображение характера и внутреннего человека, имеющее, правда, большей частью панегирическую окраску, но тем более привлекательное для юношей, которые изучением этих биографий всегда одушевлялись стремлением ко всему возвышенному. Благодетельно действует также нравственная серьезность автора, его человеколюбивая мягкость, его глубокая душа и воодушевление к древнему миру, понимаемому им с благороднейшей стороны. О правде и верности он везде заботился, как это доказано многочисленными за последнее время исследованиями об его источниках (von Heeren, K. F. Hermann, Haug, Klapp, Thilo, Peter, M?llemeister, Wichmann, Bachof, Queck, Wetzel, Frick, H?bler и др.). Язык еще чисто аттический, но строй речи несколько тяжел вследствие слишком длинных предложений и образов. Изд. биографий Korais (1809 слл.), Sch?fer (1825 слл.), Sintenis (1839 слл., лучшее критическое издание; текст 1852 слл. и 1858 слл.), D?hner (с латинским переводом, 1847), I. Bekker (1855 слл.). Изд. отдельных биографий: J?rdens, Leopold, Bredow, Schneider, Fabrici (K. Reisig), B?hr, Baumgarten-Crusius, V?gelin, Held, Sintenis, Sch?mann, Kraner, Crottschick, Siefert, Blass, B?chsensch?tz, Hercher. Немецкие переводы: Kaltwasser (1799 слл.) и Eyth (1854 слл.).
b) Moralia, ????? или ?????????? ?????, собрание приблизительно 70 отдельных статей самого разнообразного содержания, которое неправильно называется общим именем Moralia; многое в нем не принадлежит П. и подложно. В этом большом количестве статей есть целый ряд исторически-антикварных и литературно-исторических; другие трактуют о жизни и политике и имеют популярное и практическое направление; другие касаются религиозных вопросов и богослужения, иные философии и ее истории. Во всех этих статьях, названия которых не могут быть здесь подробно перечислены, автор является практическим и популяризующим, но и тут он слишком распространяется, часто и без надобности прибегает к образам и ученым цитатам, иногда впадает даже в тривиальность. Периоды и здесь тяжелы. Главное изд. Моралий: D. Wyttenbach (1795-1800, повторено Schaeter 1796 слл.), начало нового изд. Hercher´a (т. I, 1872). Переводы на немецкий язык Kaltwasser и B?hr. Изд. отдельных сочинений de Iside et Osiride — G. Parthey (1850); de liberis educandis -Heusinger (1749) и Schneider (1775); de sera numinis vindicta — Wyttenbach (1772); consolatio ad Apollonium — Usteri (1830); de flaviis — R. Hercher (1851); de musica — R. Volkmann (1857). Полное изд. его сочинений: H. Stephanus (1572), Reiske (1774-1782), Hutten (1791-1805), D?bner und D?hner (1841-1855). Монография: Volkmann, Pl. Leben, Schriften und Philosophie (1869).
Плутарх
греч. Plutarchos)
(ок. 46 - ок. 127 н.э.)
греческий писатель и философ из Херонеи в Беотии; образование получил в Афинах, много путешествовал, побывал в Дельфах, Риме, Спарте, Коринфе, Патрах, Сардах и пр. Император Траян пожаловал ему достоинство консуляра. В родной Херонее П. основал философскую школу, посвятив себя педагогической деятельности; избирался архонтом, был включен на склоне лет в коллегию дельфийских жрецов.
Литературное наследие П. составляет более 200 произведений, из которых сохранилось около половины, - послания, трактаты, философские диалоги, объединенные общим названием «Моралии». Наибольшей популярностью еще в античности пользовались его «Сравнительные жизнеописания» - 46 парных и несколько одиночных биографий знаменитых греческих и римских гос. деятелей и полководцев. Это произведение - вершина античного биографического жанра. Не претендуя на глубокую историчность, П. положил в основу биографий идею индивидуализма и веры в выдающуюся личность, которая может творить и изменять исторические события. Эта личность понималась П. как некий законченный характер. Писатель стремился привить сознанию людей определенные этические ценности, добродетели, позволяющие развить всю совокупность возможностей, заложенных в человеке природой. Именно добродетели и пороки, по мнению П., лучше всего постичь на исторических примерах.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961-1965; Плутарх. Избранные биографии / Вст. ст. С.Я. Лурье. М.; Л., 1941; Плутарх. Моралии / Пер. под ред. Л.А. Фрейберг, М.Л. Гаспарова // ВДИ. 1976. № 3-4; 1977. № 1-4; 1978. № 1-4; 1979. № 1-4; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 173-186.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 46 - ок. 126)
Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них - "Моралии" и "Сравнительные жизнеописания"; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с натурой, в истоках которой как бы закодированы обстоятельства жизни.
Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. писатель. Род. в Херонее (Беотия), происх. из древ, состоят, рода. Получил филос. образ, в Афинах, изучал также естеств. науки (физику, математику) и риторику. Был наместником рим. провинции Ахея, ок. 95 принят в коллегию дельфийских жрецов. По полит, воззрениям П. был человеком консервативных взглядов, его романофильские убеждения снискали ему благорасположение рим. императоров Траяна (98 - 117) и Адриана (117-138). П. много путешествовал, побывал в городах Греции, Италии, М. Азии, Египте, неоднократно посещал Рим, где получил рим. гражданство. Из огром. лит. наследия П. (ок. 300 трудов) сохран. свыше 150 соч., к-рые принято делить на: 1. «Моральные» трактаты (услов. назв.) и 2. Биографии. «Моральные» трактаты П. выходят далеко за пределы этики; рассматривают также проблемы лит., филос., медицины, риторики, ист. музыки и теологии, показывая широту интересов и универсальную образованность их автора. П. не был глубоким и самостоятельным мыслителем, скорее он эклектик, к-рый интересовался не столько вопросами теорет. философии, сколько религией и моралью. В трудах, посвящ. этике («О счастье или доблести Александра Великого», «О счастье римлян» и др.), П. рассматривает знач. добродетели и судьбы в челов. делах. В соч. на полит.темы («О монархии, демократии и олигархии») отдает предпочтение монархическому строю по ср. с демократией и олигархией. В трактате «О лице на диске луны» дает много сведений по истории астроном, и физ. воззрений греков. Диалог «О музыке» - ценнейший источник по истории антич. музыкальной культуры. В филол. произв. у П. содержатся комментарии к Гомеру, Гесиоду и др. древ, писателям. Особый интерес для антич. фольклора представляют его «Римские проблемы» и «Греческие проблемы». В «Застольных беседах» П. затрагивает вопросы быта, этики, эстетики, лит., иск-ва, истории, естествознания. Одн. для Нового вр. осн. значение имеют «Сравнительные жизнеописания» П., где представлены 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Им написаны еще 4 биографии, не вошедшие в «Жизнеописания». Основу всех биогр. сост. вера в возможности выдающейся личности творить и изменять ист. события по своему желанию. И в «Жизнеописаниях» П. оставался моралистом: он пытался внедрить в сознание человека опред. этические ценности, позволяющие развить заложенные в нем природные данные. Нередко идеализируя своих героев, П. стремился показать достойные образцы поведения, высокие морал. качества, строгую добродетель и простоту нравов, героизм, преданность родине. Для написания биографий П. пользовался как трудами историков классич. периода Греции, так и историографией эпохи эллинизма. Язык П. близок к традициям аттич. писателей; богат сравнениями, метафорами, цитатами. Немногие из гр. писателей пользовались в позднейшее вр. такой популярностью, как П., в чьих трудах видели идеалы гражданственности и патриотизма.
Лит.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(ок. 46 - ок. 127 н.э.)
греческий писатель и философ из Херонеи в Беотии; образование получил в Афинах, много путешествовал, побывал в Дельфах, Риме, Спарте, Коринфе, Патрах, Сардах и пр. Император Траян пожаловал ему достоинство консуляра. В родной Херонее П. основал философскую школу, посвятив себя педагогической деятельности; избирался архонтом, был включен на склоне лет в коллегию дельфийских жрецов.
Литературное наследие П. составляет более 200 произведений, из которых сохранилось около половины, - послания, трактаты, философские диалоги, объединенные общим названием «Моралии». Наибольшей популярностью еще в античности пользовались его «Сравнительные жизнеописания» - 46 парных и несколько одиночных биографий знаменитых греческих и римских гос. деятелей и полководцев. Это произведение - вершина античного биографического жанра. Не претендуя на глубокую историчность, П. положил в основу биографий идею индивидуализма и веры в выдающуюся личность, которая может творить и изменять исторические события. Эта личность понималась П. как некий законченный характер. Писатель стремился привить сознанию людей определенные этические ценности, добродетели, позволяющие развить всю совокупность возможностей, заложенных в человеке природой. Именно добродетели и пороки, по мнению П., лучше всего постичь на исторических примерах.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961-1965; Плутарх. Избранные биографии / Вст. ст. С.Я. Лурье. М.; Л., 1941; Плутарх. Моралии / Пер. под ред. Л.А. Фрейберг, М.Л. Гаспарова // ВДИ. 1976. № 3-4; 1977. № 1-4; 1978. № 1-4; 1979. № 1-4; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 173-186.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 46 - ок. 126)
Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них - "Моралии" и "Сравнительные жизнеописания"; в последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтому его попутной целью является анализ тех или иных действий рассматриваемого им персонажа, их взаимосвязь с натурой, в истоках которой как бы закодированы обстоятельства жизни.
Труды Плутарха - неоценимый документ эпохи, оказавший грандиозное влияние на возрожденческий гуманизм. Монтень, Шекспир, немецкие классики обязаны Плутарху своим вдохновением.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. писатель. Род. в Херонее (Беотия), происх. из древ, состоят, рода. Получил филос. образ, в Афинах, изучал также естеств. науки (физику, математику) и риторику. Был наместником рим. провинции Ахея, ок. 95 принят в коллегию дельфийских жрецов. По полит, воззрениям П. был человеком консервативных взглядов, его романофильские убеждения снискали ему благорасположение рим. императоров Траяна (98 - 117) и Адриана (117-138). П. много путешествовал, побывал в городах Греции, Италии, М. Азии, Египте, неоднократно посещал Рим, где получил рим. гражданство. Из огром. лит. наследия П. (ок. 300 трудов) сохран. свыше 150 соч., к-рые принято делить на: 1. «Моральные» трактаты (услов. назв.) и 2. Биографии. «Моральные» трактаты П. выходят далеко за пределы этики; рассматривают также проблемы лит., филос., медицины, риторики, ист. музыки и теологии, показывая широту интересов и универсальную образованность их автора. П. не был глубоким и самостоятельным мыслителем, скорее он эклектик, к-рый интересовался не столько вопросами теорет. философии, сколько религией и моралью. В трудах, посвящ. этике («О счастье или доблести Александра Великого», «О счастье римлян» и др.), П. рассматривает знач. добродетели и судьбы в челов. делах. В соч. на полит.темы («О монархии, демократии и олигархии») отдает предпочтение монархическому строю по ср. с демократией и олигархией. В трактате «О лице на диске луны» дает много сведений по истории астроном, и физ. воззрений греков. Диалог «О музыке» - ценнейший источник по истории антич. музыкальной культуры. В филол. произв. у П. содержатся комментарии к Гомеру, Гесиоду и др. древ, писателям. Особый интерес для антич. фольклора представляют его «Римские проблемы» и «Греческие проблемы». В «Застольных беседах» П. затрагивает вопросы быта, этики, эстетики, лит., иск-ва, истории, естествознания. Одн. для Нового вр. осн. значение имеют «Сравнительные жизнеописания» П., где представлены 23 пары биографий выдающихся греков и римлян. Им написаны еще 4 биографии, не вошедшие в «Жизнеописания». Основу всех биогр. сост. вера в возможности выдающейся личности творить и изменять ист. события по своему желанию. И в «Жизнеописаниях» П. оставался моралистом: он пытался внедрить в сознание человека опред. этические ценности, позволяющие развить заложенные в нем природные данные. Нередко идеализируя своих героев, П. стремился показать достойные образцы поведения, высокие морал. качества, строгую добродетель и простоту нравов, героизм, преданность родине. Для написания биографий П. пользовался как трудами историков классич. периода Греции, так и историографией эпохи эллинизма. Язык П. близок к традициям аттич. писателей; богат сравнениями, метафорами, цитатами. Немногие из гр. писателей пользовались в позднейшее вр. такой популярностью, как П., в чьих трудах видели идеалы гражданственности и патриотизма.
Лит.: Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Плутарх
до 50-после 120 гг. н. э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Риме, где встретился с неопифагорейцами, а также завязал дружбу с многими выдающимися людьми, в том числе с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана, который помог П. получить римское гражданство. Однако в скором времени П. возвратился в Херонею. Он верно служил своему городу, исполняя общественные должности. Он собирал в своем доме молодежь, а обучая собственных сыновей, создал своего рода "частную академию", в которой играл роль наставника и лектора. На пятидесятом году жизни стал жрецом Аполлона в Дельфах, старался вернуть святилищу и оракулу былое значение. П. не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители, написали до него. Но в обработке П. целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик и именно в таком виде она определяла в течение многих веков европейскую мысль и литературу. Богатству интересов П. (в основном они вращались вокруг семейной жизни, жизни греческих городов-государств, религиозных проблем и вопросов дружбы) соответствовало значительное число его сочинений, от которых сохранилось меньше половины. Чрезвычайно трудно установить их хронологию. Тематически мы можем разделить их на 2 группы: первая, очень разнородная, охватывает созданные в разные периоды сочинения, в основном философские и дидактические, объединяя их под общим названием Этика (Moralia); вторую составляют биографии. (Все названия обычно цитируются по-латыни.) В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например, похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (гр. Тихе) и ее роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для П. является небольшое сочинение О состоянии духа. В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, О чрезмерном любопытстве, О болтливости, Об излишней робости). По этим же причинам П. занимался вопросами любви и брака. Во всех этих сочинениях находят отражение педагогические интересы П., неудивительно, что он поднимал подобные вопросы также в работах Как нужно молодому человеку слушать поэтов, Как пользоваться лекциями и т.д. Тематически приближаются к ним политические сочинения П., особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей. К сочинениям на темы семей ной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене П. Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу, в которых П., не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, тем не менее приводит множество ценных сведений по истории философии. К ним следует причислить сочинения об учении Платона, как например, Платоновские вопросы или О сотворении души в "Тимее", а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков. П. писал и о человеческой душе, интересовался психологией, возможно, даже психологией животных, если сочинения о сообразительности и разумности зверей действительно вышли из-под его пера. Вопросам религии П. посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые "пифийские" диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение Об Исиде и Осирисе, в котором П., сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса. Об интересе П. к древностям свидетельствуют два сочинения: Греческие дела (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и Римские дела (Aitia Romaika; лат. Ouaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Сочинение П. О лике на лунном диске представляет различные теории относительно этого небесного тела, в конце П. обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов. Пристрастия П., столь ярко проявившиеся в его биографиях, нашли отражение также в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений Апофтегматы, вероятно, большей частью не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения, как Пир семи мудрецов или Беседы на пиру (в 9 книгах). В Этике П. включены и не аутентичные произведения неизвестных авторов. К важнейшим из них принадлежат: О музыке, представляющее один из главных источников наших знаний об античной музыке (Аристоксен, Гераклеид Понтийский), и О воспитании детей, произведение чрезвычайно известное и переведенное в эпоху Возрождения на многие языки. Однако своей славой П. обязан не Этике, а биографиям. Во вступлении к жизнеописанию Эмилия Паула (Aemilius Paulus) сам П. очерчивает преследуемые им цели: общение с великими людьми древности несет в себе воспитательные функции, а если не все жизнеописания привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В биографиях П. следует учению перипатетиков (см. Аристотель), которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. П. выстраивает их согласно схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя и ее обстоятельства. Желая обрисовать деяния своих героев, П. использовал доступный ему исторический материал, с которым обходился довольно свободно, поскольку полагал, что пишет биографию, а не историю. Его прежде всего интересовал портрет человека, и, чтобы зримо его представить, П. охотно привлекал анекдоты. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Однако биографии П. имеют представляют также большую историческую ценность, ибо он неоднократно обращался к недоступным для нас сегодня источникам. Писать биографии П. начал еще в юности. Вначале он обратил свое внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара. Эпаминонда — впоследствии стал писать и о представителях других областей Греции: о Леониде, Аристомене, Арате Сикионском, и даже о персидском царе Артаксерксе II. Во время пребывания в Риме П. создавал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал свое важнейшее произведение Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. Некоторые их этих пар составлены удачно, как например, мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул, первые законодатели — Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди — Александр и Цезарь. Другие сопоставлены более произвольно: "дети счастья" — Тимолеон и Эмилий Паул, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После биографий П. давал общую характеристику, сравнение двух образов (synkrisis). Лишь у нескольких пар это сопоставление отсутствует, в частности, у Александра и Цезаря. Всего было 23 пары, представленные в хронологическом порядке. Сохранилось 22 пары (утрачены жизнеописания Эпаминонда и Сципиона) и четыре единичных жизнеописания более раннего периода: Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона. Всю свою жизнь П. посвятил общественной и политической деятельности, а прежде всего — педагогике. Изо всех сил он старался показать культурную роль Греции. До конца античности и в Византии П. пользовался громкой славой величайшего воспитателя и философа. В эпоху Ренессанса (XV в.) найденные сочинения П., переведенные на латинский язык, вновь стали основой европейской педагогики. Чаще всего читали трактат О воспитании детей, до начала XIX в. считавшийся аутентичным.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999