, Стефано (Pozzi, Stefano) 1699, Рим — 1768, Рим. Итальянский живописец. Родился в семье мастера серебряных дел Дж. Поцци из Бергамо, работавшего по заказам кардинала А. Альбани, изображенного на одной из карикатур П. Л. Гецци. Художниками были три брата Стефано (Рокко, Джузеппе и Андреа), его сыновья (Джованни и Франческо), его племянник (Андреа). Стефано добился наибольшего признания среди членов своего большого семейства. В 1716 С. Поцци стал победителем на Климентинском конкурсе. Подобно Батони, исполнявшему рисунки памятников античности для английских туристов, С. Поцци работал для Ричарда Тотхема. Влияние на его живописную манеру оказали в Риме работы С. Риччи, римских последователей Дж. Б. Гауди (Дж. Одаццо и Л. Маццанти), но в наибольшей степени — произведения С. Конка и П. Батони. Он выработал свою манеру, грацией напоминающую работы К. Джакуинто и ориентацией на классическую идеальность образов — П. Сюблейра или П. Костанци. Ранние произведения художника (до 1727, Рим, церковь Сан Норберто аль Квириналь; нач. 1730-х, Рим, церковь Сан Франческо ди Паола; ок. 1736, Рим, церковь Сан Сильвестро аль Квириналь) и наиболее значительная работа этого периода — фреска Иоаким, Анна и Мария (1736, Рим, иезуитская церковь Сант Иньяцио на Кампо Марцио) сделали имя Поцци известным в Риме. При понтификате папы Климента XIV он исполнил несколько крупных декоративных заказов — фрески Триумф св. Аполлинария (1748, Рим, базилика Сант Аполлинаре) и Чудесное излечение Никколо Альбергати, заказана кардиналом Джироламо Колонна (1750, Рим, церковь Санта Мария Маджоре). Алтарный образ Смерть св. Иосифа в церкви Сан Номе ди Мария принес Поцци наибольший успех. На этот же сюжет другой известный мастер — Марко Бенефьял — написал картину для архиепископа Флоренции Дж. М. Мартелли, и современники имели возможность сравнивать обе эти работы и восхищаться жизненной правдивостью в изображении сцены у обоих мастеров, тонкостью цветовых сочетаний. Крупной работой стала и фреска Мадонна с Младенцем, св. Станиславом Костка (1763) для Сант Иньяцио. Поцци никогда не заказывали алтарные картины для собора Св. Петра, как А. Мазуччи, П. Костанци и П. Батони, он осуществлял лишь вспомогательные работы (эскизы штандартов для акта канонизации в 1746). Исполнял также менее значительные заказы в Мольяно, Сабине, Фабриано, аббатстве оливетариев в Перудже, в Неаполе (1744). В соборе Неаполя Поцци написал фреску Св. Януарий и Агриппина освобождают город от сарацинов (1740-е) и работал по заказам неаполитанского двора, делая эскизы для шпалер. В 1751—1758 Поцци занимался оформлением римского палаццо Колонна, украсив Кабинет зеркал росписью в виде античных гротесков, изображениями камей, фигурок амуров, олимпийских богов, а в зале Авроры изобразил аллегорические фигуры четырех континентов. В римском палаццо Шьяра и палаццо Дориа Памфили на Корсо (декор Туалетной комнаты), а также в украшении виллы Боргезе (где он изобразил аллегорические фигуры Ночи и Дня) он использовал характерный декор в стиле "китайщины", вошедший в моду в эпоху рококо. Два больших станковых полотна Поцци Антиох и Стратоника (1746—1759) и Марий среди руин Карфагена (1746—1759, оба — Рим, частные собрания) исполнены в манере П. Батони. Особенно величественна фигура Мария, уподобленного античной скульптуре. Эпизод из истории республиканского Рима представлен в манере "возвышенного исполнения", столь ценимого в неоклассицистической живописи. С 1736 являлся членом Академии Св. Луки; с 1748 — конгрегации "Виртуозы Пантеона", и в последние десять лет своей жизни исполнял обязанности хранителя живописи Рафаэля, сменив на этом посту А. Мазуччи. Исполнял копии с работ Рафаэля для мозаик, и ему было поручено вновь восстановить обнаженную фигуру Христа в Страшном Суде Микеланджело, которая была изменена Даниэле да Вольтерра, прикрывшим наготу Спасителя. Учениками С. Поцци были известные мастера: Д. де Анджели, П. Анджелетти, А. Кавалуччи, М. Леонарди, П. П. Панчи.
Лит.: Michel G. Stefano Pozzi. Roma, 1996; Art in Roma in Eighteenth Century / Ed. by E. Peters Bowron and J. J. Rischel. Philadelphia Museum of Art, 2000.
Е. Федотова