Поцелуй
Поцелуй
лобзание во Христе, род приветствия, означающий любовь и уважение.
Источник: Православная энциклопедия.
Поцелуй
евр. нешука. Поцелуй — знак приветствия (Быт. 29: 11,13). Поцелуй в губы был признаком любви (Песн. П. 1:1; 8:1; Срав. Прит. 24:26). Иногда целовали бороду (2 Цар. 20:9) и в знак глубочайшего уважения — ноги (Лук. 7:38). Поцелуй служил также выражением чувства верноподданства (1 Цар. 10:1; Пс. 2:12 (осн. текст). Идолопоклонники оказывали такой же знак уважения своим идолам (3 Цар. 19:18; Ос. 13:2). Царь Давид поцеловал старого Верзелия (2 Цар. 19:39). Пресвитеры Ефеса целовались с апостолом Павлом при прощании (Деян. 20:37). Святой поцелуй (Рим. 16:16) или поцелуй любви (1 Пет. 5:14) является знаком взаимной любви между верующими.
поцелуй
в Священном Писании за исключением одного места (Песн 1.1) упоминается только как приветствие и знак почитания, любви и гостеприимства. В этом смысле поцелуи в древности на востоке были очень распространены. Родители целовали своих детей (Быт 31.28,55; 48.10; 2Ц 14.33), и дети-своих родителей (Быт 27.26,27; 3Ц 19.20). Братья и сестры приветствовали друг друга поцелуями (Быт 45.15; Исх 4.27; Песн 8.1), также поступали и другие родственники (Быт 29.11,13; Исх 18.7; Руф 1.9) и друзья (1Ц 20.41; 2Ц 19.39; Деян 20.37). Целовали многократно и в губы, и в плечи и даже в ноги. При этом торжественно кланялись, обнимались, похлопывали по плечам и даже церемонно брали за бороду (2Ц 20.9). Поэтому приглашение Апостолов приветствовать друг друга целованием святым или любви (1Пет 5.14; Рим 16.16; 1Кор 16.20; 2Кор 13.12; 1Фес 5.26) не являлось установлением еще и целоваться при встрече (сверх других приветствий), но наоборот-призывало к ограничению пышности приветствий тех времен. Поэтому оно и для нас означает призыв к уменьшению и сокращению существующих в наше время в мире приветствий, а не наоборот, не добавление к ним еще и поцелуя (который часто бывает Иудиным). (См. приветствие)