ПОЧТОВОЕ ДЕЛО

Найдено 1 определение
ПОЧТОВОЕ ДЕЛО
   • Cursus publicus,
         по-видимому, раньше всего развилось на Востоке, именно у персов; персидские скороходы ????????? восхвалялись древними. Hdt. 6. 105. 8. 98. Хеn. Суr. 8, 6, 17. Дарий I обратил особенное внимание на это учреждение, которое должно было доставлять ему известия из отдаленнейших частей его государства. У греков о таком учреждении имели понятие лишь в том виде, что о событиях исключительной важности посылались с известиями гонцы, а между отдельными семействами поддерживались иногда сношения посредством рабов. Зато в Римском государстве почтовое Д. получило широкое развитие, особенно во времена императоров. Сначала почтовые учреждения были назначены только для чиновников, ездивших по поручению правительства. Это видно из Liv. 42. 1 (ср. 32. 27), когда консул Постумий из личной ненависти к жителям города Пренесты потребовал от них вьючный скот, квартиру и т. п. и таким образом положил основание обычаю, который с течением времени обратился в повинность. Кроме чиновников этого права требовали также и посланники. Учреждены были villae publicae, в которых таким путешественникам предоставлялись помещение, соль, дрова и сено (ср. Horat. Sat. 1, 5, 46) общественными смотрителями, parochi. Дальнейшее развитие это учреждение получило во времена императоров. Именно Август сначала расставил, по персидскому обычаю, молодых людей (angarii ???????????, ср. Nep. Milt. 4, 3) вдоль главных дорог, а впоследствии также повозки, чтобы обо всем происходившем в провинциях немедленно получать известия. Suet. Oct. 49. Это почтовое учреждение, особенно ямская почта, к которой впоследствии присоединилась верховая почта, называлось cursus publicus, также cursus fiscalis или просто cursus. Оно также было назначено, собственно, только для чиновников или других официальных лиц, которые должны были для проезда иметь при себе подорожную, diploma (Suet. Oct. 49. Plin. ep. 10, 121), ???????, avectio или tractoria, выданную на предъявителя с обозначением срока поездки, станций и т. п. Этот документ терял свою силу при смерти владельца его или по истечении обозначенного в нем срока. Чиновники в провинциях и другие влиятельные люди могли получать такой диплом, который первоначально выдавался самим императором, а потом обыкновенно начальником охраны, praefectus praetorio, но большею частью им пользовались наместники в провинциях. Plin. ep. 10, 39, Sen. clem. 1. 10. Также отпускные солдаты доставлялись на родину по этой почте. Amm. Marc. 29, 8. Больше всех сделал для почтового учреждения император Адриан. Spart. Hadr. 7. Что касается до внутреннего устройства, то вдоль почтовых трактов устраивались станции для переночевки (mansiones, ср. употребление слова manere Horat. Sat. 1, 5, 39) на расстоянии дневного перехода одна от другой в более крупных селениях; на этих станциях содержались в готовности лошади (veredi, Mart. 14. 86), мулы, повозки (rhedae, carri, birotae или vehicula вообще), все с различною вместимостью и т. д.; затем cursus clabularis для покражи. Курьеры меняли лошадей на каждой станции, за собою на своей лошади имели свои чемоданы. На побочных дорогах лошади стояли наготове для экстренных поездок. Почтовых денег не платилось; этот расход должны были нести провинции, магистраты или куриалы городов. Впрочем, позднейшие императоры, начиная с Адриана, нередко снимали эти расходы с провинций и переносили их на государственную казну, хотя только временно. На каждой станции были почтовые чиновники, в которые назначались преимущественно отставные солдаты и на которых возлагалось попечение о станционных делах; они в свою очередь состояли под надзором чрезвычайных инспекторов. Впрочем, все это учреждение, особенно в последующие столетия, несмотря на многочисленные законы и строгий надзор, не было свободно от злоупотреблений, как доказывают громкие и постоянные жалобы всех писателей. Часто брались взятки, и высшие правительственные учреждения умели извлекать немало незаконных выгод из почтового ведомства. Были, однако, не только сухопутные почтовые сообщения, но и морские. Достоверно известно это об Остии, где существовал императорский почтмейстер для отправки писем (procurator pugillationis et [т. е. именно] ad naves vagas). Отсюда выходили корабли (naves vagae или fugaces или cursoriae) по различным направлениям к островам и главным портам Средиземного моря. Вероятно, в Брундизии был второй такой же почтмейстер. Почтовое учреждение пережило падение Римской империи и продолжало существовать сперва у остготов, вандалов и франков, потом в продолжение всех средних веков. ср.: E. Hartmann. Geschichte der Posten von den ?ltesten Zeiten bis zur Gegenwart (1868). Hudemann, Geschichte des r?mischen Postwesens w?hrend der Kaiserzeit (1875; дополн. 1878).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884