Подъем крестьянского движения в 1858-1860 гг

Найдено 1 определение
Подъем крестьянского движения в 1858-1860 гг.

Отстраняя самих крестьян от какого бы то ни было участия в разработке закона об их освобождении, правительство намеревалось провести его бюрократическим путем. Однако именно крестьяне оказывали постоянное давление на ход подготовки реформы. Уже в 1858 г. крестьянские волнения происходили в 25 губерниях Европейской России. Наряду с помещичьими крепостными в них участвовали государственные и удельные крестьяне, а также сезонные рабочие из крестьян, занятые на строительстве железных дорог. В отчете III отделения за этот год под специальным заголовком «О беспорядках между помещичьими крестьянами по случаю преобразования их быта» сообщалось о многих волнениях.
В 1859 г. крестьянские волнения приняли характер широкого движения против злоупотреблений винных откупщиков. Сначала в Литве и Белоруссии, а затем в Среднем Поволжье и в центральных губерниях крестьяне стали принимать решения не пить водку; они нередко громили питейные лавки, избивали продавцов вина и местных чиновников. За несколько недель в двенадцати губерниях было разбито свыше 200 «питейных домов».
Выступления против откупов сопровождались упорным противодействием крепостных принудительным переселениям, все более частыми отказами от несения барщины. Участились случаи избиения и убийств помещиков и управляющих имениями. Массовое движение крестьян развивалось и в 1860 г.
Только за 1858-1860 гг. в России произошло до 300 антикрепостнических выступлений помещичьих крестьян.
Крайнее обострение внутреннего положения привело к возникновению в 1859-1861 гг. революционной ситуации в России. Перечисляя яркие признаки подъема русского революционного движения в эти годы, Ленин особо подчеркивает необычайное возбуждение и активность крестьянских масс и приходит к выводу: «При таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был бы признать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание - опасностью весьма серьезной».(В. И. Ленин, Гонители земства и аннибалы либерализма, Соч., т. 5, стр. 27.)
Усиление «выше обычного» нужды и бедствий угнетенного народа явилось результатом обострения кризиса крепостного хозяйства в годы Крымской войны. Прямым следствием этого кризиса были непрекращавшиеся антикрепостнические выступления крестьян, вызывавшие глубокую тревогу в правительственных сферах.
К концу 50-х годов XIX в. в России налицо был «кризис верхов», когда господствующий класс помещиков-дворян уже не мог жить по-старому и представлявшая его интересы самодержавная власть вынуждена была пойти на коренные изменения общественно-политического строя.
Дворянские проекты отмены крепостного права
Буржуазные историки впоследствии объявили либеральное дворянство единственной силой, боровшейся за отмену крепостного права. Они намеренно преувеличивали значение разногласий между либералами и крепостниками по вопросу о сроках и условиях освобождения крепостных. В действительности все это было не так. «Пресловутая борьба крепостников и либералов, - писал В. И. Ленин, - столь раздутая и разукрашенная нашими либеральными и либерально-народническими историками, была борьбой внутри господствующих классов, большей частью внутри помещиков, борьбой исключительно из-за меры и формы уступок»...(В. И. Ленин, «Крестьянская реформа» и пролетарски-крестьянская революция, Соч., т. 17, стр. 96.)
Споры среди помещиков о размере «уступок» крестьянам начались уже в губернских дворянских комитетах. Большинство помещиков соглашалось только на личное освобождение крестьян без предоставления им земли в собственность, предлагая уменьшить наделы и отстаивая высокие повинности за пользование этими наделами. Лишь небольшая часть помещиков в дворянских комитетах нечерноземных губерний высказывалась за немедленное освобождение крепостных с выделением им небольших наделов в собственность за высокий денежный выкуп. Эти помещики, рассчитывая перестроить хозяйство в своих имениях на капиталистический лад, хотели получить крупный капитал в виде выкупа с крестьян и воспользоваться дешевым трудом малоземельных батраков. Опасаясь того, что полное обезземеление крепостных неизбежно вызовет в стране мощный революционный взрыв, который ликвидирует привилегии помещичьего класса, либералы были готовы на несколько большие уступки крестьянам.
Под влиянием растущего крестьянского движения члены Главного комитета в конце 1858 г. приняли решение освободить крепостных с землей за выкуп. Своей упорной борьбой крестьяне вынудили правительство отказаться от главного пункта его плана - лишения крестьян земли.
Революционная агитация А. И. Герцена в 50-х годах XIX в.
Действительными представителями интересов крестьянских масс являлись тогда лишь революционные демократы. Горячо стоял за освобождение крестьян находившийся в эмиграции А. И. Герцен. В 1853 г. Он открыл в Лондоне первую «Вольную русскую типографию», положив этим начало русской бесцензурной демократической печати. Уже в первых своих напечатанных листках Герцен страстно призывал к отмене крепостного права в России. В ежегодно выходившем с 1855 по 1862 г. сборнике «Полярная звезда» им печатались революционные произведения, запрещенные в царской России. С 1856 по 1860 г. он публиковал книги (по две в год) «Голоса из России», в которых помещались статьи и материалы о предстоящем освобождении крестьян. Начиная с лета 1857 г. Герцен стал издавать журнал «Колокол», выходивший, обычно два раза в месяц, в течение десяти лет. ««Колокол»,- по словам В. И. Ленина, - встал горой за освобождение крестьян».(В. И. Ленин, Памяти Герцена, Соч., т. 18, стр. 12.) Живо откликавшийся на злободневные вопросы русской жизни, «Колокол» пользовался в России огромной популярностью. Он нелегально провозился через границу и доходил до обширного круга читателей.
Но Герцен в 50-х годах не всегда последовательно боролся за революционный путь отмены крепостного права. Находясь с конца 40-х годов в эмиграции, он не видел обострения классовых противоречий в России и недооценивал массовое освободительное движение крестьян. Поэтому он иногда склонен был преувеличивать разногласия между крепостниками и либералами, не до конца понимая классовую сущность дворянского либерализма. Подчас он допускал даже возможность подлинного освобождения крепостных самодержавно-крепостническим правительством Александра II.
При всем этом Герцен неизменно оставался убежденным демократом и революционером, искренне боровшимся за свободу закрепощенного крестьянства.
Борьба Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова за полное освобождение крестьян
Последовательными борцами за полное освобождение крестьян были Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и их единомышленники. Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) родился в Саратове в семье священника. С детских лет он видел бесправное положение крепостных. Продолжая революционные традиции В. Г. Белинского, Чернышевский еще в студенческие годы твердо решил посвятить свою жизнь служению народу и все свои силы и огромные знания отдал революционной борьбе с царизмом.
Во второй половине 50-х годов XIX в. Чернышевский был уже известным литератором и ведущим членом редакции самого передового журнала того времени - «Современника». Совместно со своим другом, талантливым литератором Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861), Чернышевский в невероятно тяжелых условиях царской цензуры умел своими произведениями воспитывать настоящих революционеров. В период подготовки закона об отмене крепостного права «Современник» решительно выступил в защиту интересов крестьян. В многочисленных статьях, рецензиях и заметках Чернышевский и его единомышленники боролись за полное освобождение крепостных. Они сообщали читателям о ходе подготовки отмены крепостного права, показывали тяжелое положение крепостных, неустанно разоблачали алчность крепостников, лицемерие и фальшь либералов.
Пристально следя за разработкой закона об отмене крепостного права, Чернышевский раскрывал ухищрения помещиков-дворян, стремившихся к ущемлению личной свободы и имущественных прав крестьян. Он указывал на необходимость предоставления крепостным в полную собственность по крайней мере тех земельных наделов, которыми они уже пользовались, и решительно протестовал против непомерно высокой оценки крестьянских наделов, против возложения на крестьян выкупа за эти наделы. Чернышевский писал, что лучше признать неосуществимость выкупа, «нежели прикрывать благодушными фразами тяжелые или невыносимые цифры».
Выступления Чернышевского в подцензурной печати приводили читателя к выводу, что крепостные крестьяне не получат подлинной свободы от царского правительства и помещиков-дворян.
Чернышевский и Добролюбов были убеждены, что действительного освобождения крестьяне могут добиться лишь путем революционного свержения крепостнического строя. Они рассчитывали на дальнейший подъем массового освободительного движения и быстро откликнулись в печати на крестьянские выступления против винных откупов. Свою статью, посвященную этим событиям, Добролюбов назвал «Народное дело» и подчеркнул в ней организованность и силу происходивших крестьянских волнений. Революционные демократы считали, что массовое крестьянское движение может нанести самодержавно-крепостническому строю смертельный удар. Они приходили к выводу, что настало время «звать Русь к топору» и создавать революционную организацию. В своей революционной прокламации «Барским крестьянам...» Чернышевский разъяснял, что условия отмены крепостного права царским правительством крайне тяжелы для крестьян. Там говорилось, что царь действует заодно с помещиками, и в доходчивой для народа форме описывался демократический строй в конституционных странах, где управляют выборные «народные старосты».
В заключительной части прокламации Чернышевский давал практические указания о том, «как же нам, русским людям, в неправду вольными людьми стать». Главная задача, писал он, организовать свои силы, обеспечить единодушную борьбу всего крестьянства за свободу. Он призывал помещичьих крепостных к сближению с государственными и удельными крестьянами. Подчеркивая бесправие солдатской массы, Чернышевский предлагал крестьянам привлекать и солдат к совместной борьбе за волю. Особое внимание Чернышевский обращал на подготовку всеобщего революционного восстания и предостерегал от преждевременных разрозненных выступлений.
Прокламация Чернышевского еще в рукописи была перехвачена царской полицией и не дошла до крестьян.
Чернышевский был не только талантливым и влиятельным публицистом, но и крупным ученым. В основе научного мировоззрения Чернышевского лежало убеждение в единстве мира и в неограниченной возможности его познания. В области изучения природы он являлся последовательным материалистом и решительным противником идеалистических теорий. При анализе общественных явлений в силу объективных условий исторического развития России Чернышевский не смог до конца преодолеть идеалистических представлений, хотя развитие его взглядов и в этой сфере шло в направлении исторического материализма: в своих работах он указывал на наличие не зависящих от воли отдельных лиц исторических законов, подчеркивал непримиримость классовых противоречий в общественных отношениях, последовательно защищал интересы трудящихся масс. Чернышевский полагал, что крестьянская революция в России откроет путь к социалистическому преобразованию страны и позволит ей миновать капиталистическую стадию общественного развития. Эта утопическая мечта являлась формой, облекавшей в те годы революционно-демократическую идеологию, и выражала стремление трудящихся масс к свободе. Чернышевский ближе других русских мыслителей того времени подошел к научному социализму. Его учение поднимало десятки и сотни людей на героическую борьбу с самодержавием и крепостничеством.
Начало разночинского периода революционного движения в России
Борьба идеологов русской революционной демократии за освобождение крестьян революционным путем находила живой отклик и поддержку у передовых людей того времени, особенно в среде разночинцев.
Решительным поборником полного освобождения креcтьян выступал тогла вернувшийся из десятилетней ссылки Тарас Григорьевич Шевченко.
В конце 50-х годов им был написан ряд произведений с призывом к революционной борьбе с царизмом. За революционную пропаганду среди украинских крестьян Шевченко подвергался в 1859 г. аресту. Он умер в Петербурге 10 марта 1861 г. Со второй половины 50-х годов XIX в. возникали многочисленные кружки и группы, обсуждавшие революционный путь борьбы с самодержавным строем. Участниками их являлись обычно представители студенческой молодежи, среди которых решающее влияние стало переходить к выходцам из разночинских кругов.
Н. А. Добролюбовым был образован в Главном педагогическом институте Петербурга кружок, который выпускал нелегальную рукописную газету и вел пропаганду среди студенчества. Существовали и другие подобные кружки студентов (например, кружок В. И. Покровского в Moскве). Входившие в них лица увлекались идеями утопического социализма. Они читали и обсуждали запрещенную социально-политическую литературу и герценовские издания.
В 1856 г. возник студенческий кружок в Харькове. Участники его установили связь с Герценом и Огаревым, распространяли герценовские издания. Систематически распространял нелегальную литературу кружок казанских студентов, объединившихся в 1857 г. вокруг созданной ими газеты «Студенческая библиотека».
К концу 50-х годов XIX в. относится начало второго - разночинского периода в развитии русского революционного движения. В это движение теперь вступала новая сила, свободная от классовой ограниченности дворянских революционеров и окончательно определившая победу в нем революционно-демократической идеологии. По словам одного современника, «разночинец есть поднимающаяся кверху часть народа, имеющая в нем свои корни».
Опасаясь народных волнений, Александр II требовал ускорения подготовки закона об отмене крепостного права. На заседании Государственного совета в январе 1861 г. он заявил: «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».
Окончательный текст закона был утвержден царем 3 марта (19 февраля) 1861 г. Одновременно им был подписан особый манифест об отмене крепостного права в России.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. 1961