эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе, копирование образцов, движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности, а также литературное произведение, сознательно воспроизводящее некоторый образец.
ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖАНИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Подражание
(греч. mimesis, лат. imitatio). П. природе определяет, согласно античным представлениям, отношение искусства к действительности. Способность к П. отличает искусство в узком смысле от других видов человеч. деятельности. Учение о П., разработанное в основном Платоном и Аристотелем, хотя возникшее до них, рассматривает произведение искусства как отражение, уподобление действительности. Принцип П. ставит перед художником требование правдоподобия и одновременно позволяет искусству осознать свою образотворч. функцию. Вместе с тем П. рассматривается не как нагуралистич. копирование действительности, а как художественно уплоти. и с помощью средств искусства оформл. ее воспроизведение. П. вбирает в себя не только сущее, но и должное, не исключая при этом художеств, вымысел. Узнавание прообраза в художеств, образе, а также правильность П. являются источником наслаждения. Аристотелевское учение о П. содержит зачатки реалистич. традиции, тогда как последующие теории П. (Плутарх и пр.) более идеалистичны. Понятие П. было доминирующим в лит. теории вплоть до кон. 18 в. В узком смысле термин П. применялся в античности только к драме и диалоговым частям эпич. поэмы (в отличие от тех мест, где ведется авторское повествование). Начиная с римско-эллинистич. периода термин П. употребляется для обозначения стилистич. ориентации на классич. образцы в поэзии и ораторской прозе.
Источник: Словарь античности. 1989