в литературе, преимущественно художественной — скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации. В театре раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста.
ПОДТЕКСТ
ПОДТЕКСТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПОДТЕКСТ
смысл, содержащийся в тексте неявно, не совпадающий с его прямым смыслом. Подтекст зависит от контекста высказывания, от ситуации, в которой эти слова произносятся. В художественной литературе подтекст часто возникает в диалоге. Напр., обмен репликами двух героев в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» («Все проходит. Все забывается. – Все проходит, да не все забывается») непонятен без общего контекста рассказа: разговор происходит между барином и бывшей крепостной, когда-то любившими друг друга. Также подтекст может быть связан с исторической ситуацией, с временем создания художественного произведения. Напр., стихотворение А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» становится понятным только для тех, кто осведомлен о декабристском восстании и последующей судьбе декабристов. Произведение часто содержит философский подтекст, соображения автора о мире, к которым он ведет читателя не напрямую, а через сюжет произведения. Подтекстом в театре широко пользовались М. Метерлинк, А. П. Чехов (т. н. прием «подводных течений»), в прозе – Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй («прием айсберга» – подтекст более значителен, чем сам текст).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006