ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛОМОНОСОВА

Найдено 1 определение
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛОМОНОСОВА
та часть его многогранной творческой деятельности, которой Л. был обязан своей литературной славой.
В современном понимании к поэзии относятся сочинения Л., написанные в стихотворной форме.Литературное образование Л. получил в Славяно-греко-латинской академии, где в классе «пиитики» учащимся закладывались основы русской силлабической и латинской поэзии.
В 1736 г., будучи уже студентом Петербургской АН, он приобрел книгу В.К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (СПб., 1735), на полях которой оставил свои критические пометы. Во время обучения в Германии Л. продолжал самостоятельные занятия поэзией, приобретал книги по теории поэзии, поэтические сборники, изучал труды вождя немецкого классицизма И.Х. Готшеда. Две основные задачи, стоявшие в то время перед русской поэзией: способ стихосложения и новый поэтический стиль — были решены Л. с использованием опыта немецкой версификации и европейского классицизма. Из Марбурга Л. послал в АН в качестве отчета (15.10.1738) оду «Горы толь, что дерзновенно...», переведенную из Ф. Фенелона, в которой дан первый образец правильной силлаботоники (хорей). Примерно в это же время он создал и первую ямбическую оду «Хвалить хочю Атрид...», оставшуюся в его конспекте статьи Готшеда.
В декабре 1739 Л. направил в Российское собрание «Письмо о правилах российского стихотворства», к которому приложил в качестве примера ямбического стиха оду «На взятие Хотина».
В «Письме» Л. последовательно критикует гавные положения «Нового и краткого способа к сложению российских стихов» Тредиаковского и предлагает свою версию силлаботоники, основные принципы которой (строение стиха на основе равного числа тонических ударений, двустопные и трехстопные метры, равноправие мужской, женской и дактилической рифмы) определили будущее нового руссского стихосложения. «Письмо» и первая руссская ямбическая ода в АН вызвали недоумение, Тредиаковский написал ответ Л., который послан не был. Известность и успех пришли к Л. уже после первых выступлений с одами в печати: август 1741 — две оды имп. Иоанну Антоновичу, февраль 1742 — ода «На прибытие из Голстинии вел кн. Петра Феодоровича».
В АН он прочно занял место оригинального русского поэта; по словам И.Д. Шумахера, почитатели Л. «превозносили до небес его стихи». Оды Л. почти полностью вытесняют немецкие академические стихи и становятся обязательным элементом придворной культуры елизаветинской эпохи. Вместе с тем они рано стали национальным достоянием, чему способствовали большие тиражи (достигавшие до 1200 экз.). Печатных экземпляров при этом не хватало, и оды Л. переписывались в разных концах России от руки. Для русских поэтов они выполняли роль поэтической школы и служили образцом для подражания. Отработанная и почти неизменная форма торжественных од Л. утвердила канон одической поэзии в России. Созданная Л. руссская торжественная ода (известны 22 оды) восходит к французской и немецкой классицистической оде, заимствуя у нее форму, круг тем и мотивов. Русская культурная и собственно панегирическая традиция, продолженная Л., переживаемый в эпоху императрицы Елизаветы национальный подъем, сама личность поэта определили оригинальность и глубоко национальнй характер ломоносовских од. Главным героем поэзии Л. становится Россия и русский народ, идеалом для подражания провозглашается Петр I.
В духе петровской политики Л. считает необходимым полное включение России в европейскую цивилизацию, высшим государственным благом признается мир и тишина, которые могут обеспечить лишь просвещенное правление; большая роль в одах Л. отведена прославлению наук. Мир ломоносовских од озарен светом, настроению веселия и ликования, господствующего в них, соответсвтует стремительность и звучность стиха. Состояние восторга, опредедяющее особенное качество ломоносовского стиля — ―парение, передается читателю. К шедеврам ломоносовского наследия принадлежат 9 духовных од Л. (переложение псалмов), пронизывающий их мотив — борьба с неправедными врагами, носит, по-видимому, черты личных переживаний Л. А.С. Пушкин назвал их ―вечными памятниками русской словесности. К духовным одам примыкают натурфилософские оды ―Вечернее размышление о Божием Величестве... (1743) и ―Утреннее размышление о Божием Величестве... (1747), в которых отразился поиск Л. возможности примирения рационалистического (научного) миропонимания с верой. Проблемы мироздания и истории цивилизации решаются в ―Письме о пользе стекла (1753), первом русском образце широко распротраненной в Европе дидактической поэмы. Положение Л.-поэта окончательно упрочила ода на день восшествия Елизаветы Петровны на престол (1748 года) ―Заря багряною рукою..., за которую он был пожалован ―двумя тысячами рублев. Вскоре по поручению императрицы, чтобы расширить круг сочинений для театра, Л. пишет 2 трагедии ―Тамира и Селим (1750) и ―Демофонт (1751), не имевшие сценического успеха.
В 1752—1755 Л. становится главным «инвентором» (сочинителем) иллюминаций и фейерверков. Более 20 иллюминационных надписей, оригинальных и переводных (до 1751 иллюминационные надписи Штелина выходили в переводе Л.), составляют важную часть литературного наследия поэта. Кроме того, им создавались надписи к памятнику Петру Великому, на гробницу Александра Невского, по заказу он делал надписи к картушам карт.
В период работы Л. над историей России ему была поручена И.И. Шуваловым эпопея, или эпическая поэма, наиболее важный и трудный жанр в системе классицизма. Завершению поэмы «Петр Великий» (первая песнь вышла в 1760, песнь вторая — 1761) помешал, возможно, выбор героя недавнего прошлого, поскольку «время, — по словам Шувалова, — для фантазии было очень близко».
В разработке поэмы Л. использовал опыт Вергилия и Вольтера, что отмечалось уже современниками, противоречиво оценившими первую русскую эпопею. Особое место в поэзии Л. занимают несколько стихотворений, не принадлежащих к официальным жанрам. Почти все они относятся к так называемой легкой поэзии и представляют собой переложения од приписываемых древнегреческому поэту Анакреонту. Ранние образцы анакреонтики Л. включал в «Краткое руководство к риторике», поздние («Кузнечик дорогой..», 1761, «Разговор с Анакреонтом», 1758—1761) — распротранялись в списках.
В 1760-е годы, несмотря на оды Екатерине II (3 оды) и стихи Г.Г. Орлову, Л. воспринимался уже как поэт ушедшей эпохи. Это не мешало молодым поэтам, независимо от их направления, относится к Л. как к главному авторитету в области поэзии. Восхищение поэзией Л. и его судьбой характеризует русскую мысль вплоть до Пушкина и П.А. Вяземского. Диссонансом прозвучал упрек Л в лести, высказанный АН Радищевым. На разборах произведений Л. воспитывалась ранняя русская критика, на издании его сочинений — филология.
В русской критике и общественном сознании Л. осознавался «Петром Великим русской литературы», как назвал его К.Н. Батюшков, а затем В.Г. Белинский, подразумевавшие под этим, что именно Л. были осуществлены коренные реформы русского языка и стиха и открыт путь новой русской литературе.
Лит.: Морозов А.А. М.В. Ломоносов. Путь к зрелости. М.; Л., 1962; Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. Л., 1966; Пумпянский Л.В. К истории рус. классицизма // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000. Моисеева Г. Н. Поэтическое творчество М. В. Ломоносова // Ломоносов и русская литература. М. 1987. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. М. 1991. Н. Ю. Алексеева

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012