поэтическое мастерство, раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературном произведении.
ПОЭТИКА
ПОЭТИКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Поэтика
греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел теории литературы, изучающий структуру литературного произведения и систему эстетических средств, в них используемых. Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПОЭТИКА
от греч. poietike techne – творческое искусство), наука о системе выразительных средств в литературном произведении. Поэтика изучает специфику родов и жанров литературы, течений и направлений, стилей и методов, творчества отдельных писателей и отдельных произведений. Поэтика делится на общую (изучение всех приемов художественной литературы), частную (изучение использования этих приемов в отдельных произведениях) и историческую (изучение эволюции какого-либо литературного приема). В истории литературы до 19 в. словом «поэтика» назывались теоретические трактаты, дающие правила написания различных произведений (напр., «Поэтика» Аристотеля, «Поэтика» Н. Буало), затем поэтикой занимались ученые-филологи (А. А. Потебня, А. Н. Веселовский, В. Б. Шкловский, В. М. Жирмунский, М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Ю. М. Лотман и др.).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Поэтика
(греч. поэтич. искусство). Отдельные рассуждения о сущности и функциях поэзии, источниках поэтич. творчества и прочем встречаются в литературе начиная с Гомера. Среди них особенно стоит выделить высказывания Аристофана о политико-дидактич. назначении поэта («Лягушки»), а также обоснованное Платоном изгнание эпич. и драматич. поэзии из его идеального государства в связи с амбивалентностью ее морального воздействия. Систематич. обоснование П. было предпринято софистами (Горгий). Отступая от теории Платона, Аристотель создал П., основанную на знакомстве с обширным материалом. Исходя из подражательной природы поэзии, он исследует пропорции, осн. общие признаки трагедии (единство действия, катарсич. воздействие и т. п.), эпоса, а также различия между двумя этими жанрами. В Риме, желая поднять уровень совр. поэзии, Гораций создал «Ars poetica» («Поэтическое искусство»), в котором он, исходя из убеждения о том, что истинный поэт в одинаковой степени наделен дарованием и обладает технич. умением, хотел представить практич. указания для поэтич. творчества. С наступлением эпохи гуманизма поэтика Аристотеля и Горация подверглась в разных странах всевозможной интерпретации. Ее нормы оставались действ, и для творчества Буало, Лессинга, Шиллера, Гете, а путь к новым эстетич. позициям привел к расхождению с ними (Брехт).
Источник: Словарь античности. 1989