до середины XIX в. вся художественная литература в отличие от нехудожественной, затем — стихотворные произведения в отличие от художественной прозы. Существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.
ПОЭЗИЯ
ПОЭЗИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Поэзия
1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной; 2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной, и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи, соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим делением.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Поэзия
В отличие от совр. П. для классич. античной П. являются характерными: 1) Тесная увязка П. с музыкой (лирика скорее причислялась к музыке, чем к поэзии); 2) Относительная самостоятельность поэтич. жанров; 3) Тесная связь с риторикой. То обстоятельство, что средство П., язык, выразительнее, подвижнее и богаче, чем средства изобразительного искусства, дает П. большую эффективность и значимость. П., как и изобразительное искусство, музыка и красноречие, основана на подражании природе; это накладывает на нее определ. обязательства перед истиной, дает возможность, воспитывая и образовывая, воздействовать тем самым на человека в этико-политич. отношении. В своем важнейшем материале, мифах П. находит художеств, связи между индивидуальным и всеобщим. Образовательные функции П. сочетаются с ее другой задачей — доставлять удовольствие, что до Аристотеля и еще при Горации рассматривалось как вполне совместимое. С возникновением эллинистич. теории литературы П. потеряла самостоятельность и обществ, значимость и превратилась в стоицизме в начала философии, в эпикуреизме — в простое развлечение, теряя при этом единство формы и содержания.
Источник: Словарь античности. 1989