Погодин, Радий Петрович
(1925-1993).
Рус. сов. прозаик, более известный произв. дет. лит-ры. Род. в д. Дуплево (ныне - Тверской обл.), высшего образования не получил, участвовал в Великой Отечественной войне танкистом, после ее окончания работал воспитателем дет. санатория, пожарным, лесорубом, слесарем, мастером на заводе. Печататься начал с 1954 г. Чл. СП.
В тв-ве П., видного сов. дет. писателя, прямое отношение к детской. НФ имеет единственная повесть о путешествиях. во. времени - "Шаг с крыши" (1968), экранизированная в 1967 г.; однако и в др. повестях и р-зах писателя - "Осенние перелеты" (1972), "Книжка про Гришку" (1977), "Где ты, Гдетыгдеты?" (1985), "Волшебница Маков Цвет" (1986), "Стоэтажное поле" (1988), "Турнир в королевстве Фиофигас" (1988) - присутствуют фантаст. элементы.
А. Л.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ПОГОДИН Радий Петрович
1925, д. Дуплево Тверской обл. – 1993, Ленинград), русский прозаик, драматург. Родился в крестьянской семье, вырос в Ленинграде. Во время блокады работал слесарем, в январе 1943 г. ушел на фронт, был разведчиком. В послевоенные годы работал лесорубом, грузчиком, корреспондентом радио, воспитателем в детском санатории.
Погодин вступил в литературу в период «оттепели», на стыке 1950–60-х гг., когда восстанавливалась реальная рус. литература; происходила «реабилитация» репрессированных писателей. Сам Погодин отсидел в тюрьме 3 года за то, что публично вступился за А. А. Ахматову и М. М. Зощенко при обсуждении постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». В недолгое время «оттепели» в Ленинграде сложилась группа талантливых детских писателей, лидером которой был Погодин. Эта группа заложила основы новой детской литературы, обращавшейся к частной жизни ребенка, а не к общественным и политическим событиям. Литературный дебют Погодина – рассказ «Мороз» (1954). Первый сборник рассказов – «Муравьиное число» (1957). Поздние сборники повестей и рассказов – «Осенние перелеты» (1972), «Перейти речку вброд» (1979), «Лазоревый петух моего детства» (1982), «Живи, солдат!» (1985). Писатель умел доверительно, с уважением, на равных говорить с читателем-ребенком, найти верную интонацию при исследовании сложных проблем. Он не избегает и темы любви, и взаимоотношений в семье, в детском коллективе, говорит о войне как о большом горе, страдании людей. Его книгам присущи юмор, игровое начало, умелое моделирование обстоятельств, создающих ситуацию выбора и побуждающих ребенка размышлять о сложных этических проблемах, о многообразии мира, о правах и обязанностях человека.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006