— литограф; род. 12-го июля 1793 г., в Петербурге, ум. после 1847 г. Сын бывшего преподавателя часового мастерства в Академии, он поступил в Академию Художеств в 1801 г., по портретной живописи. 30-го июля 1812 г., будучи еще в третьем возрасте, он оставил Академию и, вступив в ряды ополченцев, участвовал в нескольких сражениях Отечественной войны. 9-го декабря 1814 г. он был уволен от военной службы в звании унтер-офицера, а 29-го мая 1815 г. получил от Академии, "в уважение принесенной им отечеству службы", аттестат I-й степени и звание художника XIV-го класса, уже будучи в то время женатым (на Амалии Видеман). После этого П. занялся литографией и, в 1823 г., по воле императрицы, получил от Общества Поощрения Художников, за исполнение издававшихся Обществом "образцовых голов", табакерку, причем было высказано, что "достойные труды его обращают на себя внимание", и "весьма приметно усовершенствование его в литографировании". С июля 1845 г. ему назначена была пенсия по 200 p. в год, а в 1847 г. он лишился зрения, после чего сведений о нем мы не имеем.
Из живописных работ его известны: "Ополчение 1812 г." и мужской и два женских акварельных портрета. Из литографий же — портреты: Елены Александр. Бестужевой, Праск. Александр. Бестужевой, матери Марлинского; Александра Григ. Варнека; Франца Ив. Верт (1818 г.); княгини Анны Серг. Голицыной, урожденной Всеволожской, с оригинала И. Соколова; Ив. Ив. Дмитриева, с оригинала Тончи, приложенный к изданию его стихотворений 1823 г.; Петра Андр. Кикина, по рисунку с натуры Ферд. Митендорфа; Бадмы-Зейсана Маршунова, переводчика при Министерстве Иностранных Дел, по рисунку с натуры (1820 г.); Александра Петр. Нелюбина; Над. Никол. Самойловой, артистки Императорских Театров (1842 г.); Сикара, с оригинала M. Серфа и адмирала A. C. Шишкова, по гравюре Уткина. Кроме того, им налитографированы упомянутые выше "образцовые головы", изданные Обществом Поощрения Художников; "Образа, украшающие царские врата главного алтаря собора Казанские Божиея Матери, в Санктпетербурге, писанные... Вл. Боровиковским" (СПб. 1819 г., 4°), в числе шести рисунков; "Отдыхающий молодой садовник", с Кипренского; "La belle jardinière", с Рафаэля, по гравюре Эделинга (1825 г.); "Полдень", с К. П. Брюллова; "Иоанн Креститель", с Бруни и "Голова турка", с Варнека.
Его статья "Об усовершенствовании литографии" помещена в "Сев. Пчеле" 182" г., № 123. "Сборн. Матер. для истории Импер. Акад. Худож.", СПб. 1864 г.; "Журнал Изящных Искусств", 1823 и 1825 гг.; Д. А. Ровинский. Подробный словарь русск. гравир. портретов, СПб. 1889; И. М. Остроглазов. Библиографические заметки ("Русский Художеств. Архив" 1892); Н. П. Собко. Словарь русских художников, Т. III, Вып. I. СПб. 1899.
А. Новицкий.
{Половцов}