Погорельский, Антоний

Найдено 1 определение
Погорельский, Антоний

[псевдоним Алексея Алексеевича Перовского, 1787—1836] — писатель. "Побочный" сын гр. А. К. Разумовского. Получил прекрасное домашнее образование. Окончил Московский ун-т со званием доктора философии и словесных наук. Участвовал в войне 1812—1813. С 1825 по 1830 был попечителем учебного округа в Харькове. Затем занимал различные должности по министерству народного просвещения. В 1825 напечатал в "Новостях литературы" [март] повесть в стиле Гофмана "Лафертовская маковница". Повесть вызвала одобрение Пушкина и сблизила П. с кружком писателей, связанных с Пушкиным.


П. печатался в журнале романтиков "Бабочка", а затем в "Литературной газете". В 1828 выпустил ряд повестей и рассказов "Двойник или мои вечера в Малороссии" (2 чч.), в 1829 — сказку "Черная курица или подземные жители, волшебная повесть для детей" и наконец в 1830 и 1833 — последовательно две части романа "Монастырка" (позднее переизданы: М., 1884, и СПб, 1886). Влияние Гофмана на П. больше всего сказалось в "Двойнике" — ряде фантастических новелл, обрамленных беседой автора со своим двойником и представляющих иногда простую переделку повестей Гофмана ("Печальные последствия необузданного воображения" П. — "Песочный человек" Гофмана). Но если у Гофмана фантастика являлась средством преодоления им мещанско-буржуазного быта, то П. она была воспринята очень поверхностно, в соответствии с характерным для литературы оскудевавших групп дворянства тяготением к романтике, к уходу от реальной действительности. Элементы фантастики в "Монастырке" отсутствуют. По словам дружественной по отношению к П. "Литературной газеты" (1830, № 16), это — "настоящий и вероятно первый у нас роман нравов"; она отмечает "живость картин, верность описаний, счастливо схваченные черты нравов Малороссии и прекрасный слог" (1830, № 11). В центре романа поставлен положительный образ дворянской девушки, несколько напоминающий Татьяну Ларину и Машу Миронову Пушкина. Приемы психологической обрисовки образов на фоне картин поместной жизни также свидетельствуют о принадлежности "Монастырки" к дворянскому роману начала XIX в. "Монастырка" противопоставлялась литературными кругами, связанными с Пушкиным, буржуазным тенденциям романа Булгарина "Иван Выжигин".



Библиография: I. Сочинения, 2 тт., изд. Смирдина, СПб, 1853.


II. "Отечественные записки", т. СХ, 1853, № IХ, отд. V (отзыв без подписи о "Сочинениях" Погорельского, изд. 1853); Горленко В., Алексей Алексеевич Погорельский, "Киевская старина", т. XXI, 1888, № 4; Кирпичников А. И., Антоний Погорельский. Эпизод из истории русского романтизма, "Исторический вестник", 1890, № 10 (перепеч. в его "Очерках по истории русской литературы", СПб, 1896); Его же, Немецкий источник одного русского романа, "Русская старина", 1900, № 12; Его же, Перовский А. А., "Русский биографический словарь", т. Павел — Петр, СПб, 1902; Игнатов С. С., А. Погорельский и Э. Гофман, "Русский филологический вестник", т. LXXII, 1914, № 3—4.


III. Mезиеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902.


П. Н.


{Лит. энц.}





Погорельский, Антоний


(псевд. Алекандра Алексеевича Перовского) (1787-1836).


Рус. прозаик, более известный произв. др. жанров; был чрезвычайно поп. в нач. 19 в., последствии почти забыт. Род. в дер. Почепе (Брянской губ.), окончил Моск. ун-т, поступил на гражданскую службу, потом на воен.; участник войны 1812 г., после ее окончания вновь на гос. службе. Рано начал писать, входил в окружение А.Пушкина.


"Первой фантаст. повестью в России" называют критики повесть П. "Лафертовская маковница" (1825), вошедшую вместе с тремя др. в сб. "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (1828); во всех произв. сб. фантаст. соседствует с обыденным, фольклорные мотивы перемежаются авторской насмешкой в духе Э.Гофмана. Повесть "Двойник" (1928) построена на мистификации и лит. игре: скучающего героя посещает его двойник - добродушное привидение, оба они ведут беседы о природе таинственного, неизученного; кроме того, в произв. оригинально включен ряд фантаст. "ввнутренних повестей" (о любви человека к механической кукле, о судьбе человека, воспитанного обезьяной, об общении с потусторонним миром) (см. Андроиды, Зоология фантастическая, Секс и эротика, Сверхъестественное). Единственное произв. П., дожившее до наших дней и уверенно вошедшее в круг дет. чтения (см. Детская НФ), - "Черная курица или Подземные жители, волшебная сказка для детей" (1829), рассказывающая о воображаемых приключениях мальчика в подполе его собственного дома.



В. Р.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008