Погост
Погост
центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Погост
по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника(тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Погост
1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.
Источник: Краткий исторический словарь
Погост
первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.
ПОГОСТ
первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Погост
1) место сбора дани в Древней Руси. Погосты были введены княгиней Ольгой в середине X в.; 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси, центр административно-податного округа (например, Ладожский уезд Ильинский погост); 3) крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее – сельское кладбище.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ПОГОСТ
первоначально центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже П. становятся также и религиозными центрами: вдесь строятся церкви, отводится место под кладбище. Со временем П. частично или полностью утратили прежнее значение, хотя название за ними сохранилось. В одних местностях они стали обозначать место, где находится церковь и причт, в других (в средней и южной полосе) – кладбища, а в некоторых превратились в села.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Погост
1)сел. пос. 2) единица адм. деления - окр.; совокупность сел. пос., тяготевших к единому ц. П. появились в Верхнем Прикамье во втор. пол. XV в. На нач. этапе колонизации строились рус. нас. как опорные военные пункты и базы для освоения соляных источников. Являлись крупными сел. пос. (имели от 20 до 80 дворов), ц. окр., общинного самоуправления, религиозной жизни, ремесла и торговли. Во второй пол. XVIII в. П. постепенно превращались в с. или находились на положении дер. с приходским храмом и общим для округи кладбищем. С конца XVIII в. понятие "П." исчезло из делопроизводства (П. официально стали называться селами). Слово "П." приобрело в быту др. значение - сел. кладбище или церковь в стороне от с. с прилегающим участком и кладбищем. Лит.: Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь, 1995. Манькова И.Л.
ПОГОСТ
распространенный в рус. ист. источниках термин, имевший на протяжении 10-18 вв. различное значение. Первоначально П., видимо, наз. сельские общины периферии Древнерус. гос-ва, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). П. постепенно стали наз. и адм.-терр. единицы, состоявшие из мн. селений, и центр. селение этого округа. Во главе П. поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. П. как термин, обозначавший терр. единицу, проник в 12 в. в Латвию (пагаст). С распространением на Руси христианства в П. строили церкви, близ к-рых находились кладбища, и назв. П. получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина П. была различна. В 11-14 вв. П. состояли из неск. десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие П. для Новгород. владений. В центр. уездах в документах 15-16 вв. П. в большинстве случаев наз. небольшие поселения с церковью и кладбищем, осн. центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как адм.-терр. подразделения, по к-рым раскладывались нек-рые повинности, П. дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На С. разделение на П. официально прекратилось лишь в 1775. В 19 - нач. 20 вв. слово П. употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово П. распространено в устном нар. творчестве и художеств. лит-ре. Лит.: Веселовский С. Б., Село и деревня в Сев.-Вост. Руси XIV-XVI вв., М.-Л., 1936 (ИГАИМК, в. 139); Воронин H. H., К истории сельского поселения феод. Руси, Л., 1935 (ИГАИМК, в. 138). С. О. Шмидт. Москва.