ПОГРОМЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Погромы
Погромы (Pogroms, riot), нападения толпы, спровоцированные или дозволенные властями, как правило, на лиц, принадлежащих к религ. и нац. меньшинствам, гл.об. на евреев. Впервые П. произошли на Украине после убийства Александра II (1881). Затем волна П. прокатилась по всей России, после чего рус. евреи начали эмигрировать в США и Вост. Европу. Они поддержали основанное Герцлем сионистское движение. После рев-ции 1905 г. еврейские П. в России усилились. В Германии и Вост. Европе после прихода к власти Гитлера они достигли своего апогея, завершившисьХолокостом.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ПОГРОМЫ
массовые нападения одной части населения на другую, преимущественно еврейскую, организация которых приписывается черносотенцам. Расхожим мифом является убеждение в причастности черносотенцев к организации погромов и сопутствующим им преступлениям, включая якобы совершенные ими многочисленные убийства евреев. При этом стараниями определенных политических сил в массовое сознание внедряется представление о том, что еврейский погром есть явление исключительно русское, несвойственное другим, «более культурным» народам. Между тем еврейские погромы в разное время прошлись по всем странам, в которых оседали евреи. Более того, евреи, признаваемые вредным и опасным элементом, массово изгонялись из Англии (1290), Франции (1394), Испании (1492), из многих областей Германии, Италии и с Балканского полуострова (1350–1450). Если довериться данным «Еврейской энциклопедии», то до 1500 в Европе погибло ок. 380 тыс. евреев (ок. 40% их общей численности). Изгнанные из Западной Европы, они нашли себе прибежище в Польше, где в большинстве своем стали посредниками между шляхтой и крепостными крестьянами, также сосредоточив в своих руках торговлю и доходные ремесла. В к XIX в. еврейские погромы происходили не только в России, но и в таких западных странах, как Германия и Австрия.
После присоединения в к. XVIII в. Польши к Российской империи и возвращения в состав русского государства ранее утраченных белорусских и украинских земель, автоматически присоединенными оказались и массово поселившиеся на них евреи. Причем, последние, как сообщает «Еврейская энциклопедия», «служа интересам [польских] землевладельцев и правительства навлекли на себя ненависть населения, стонавшего под политическим и экономическим гнетом». Таким образом, Россия реально столкнулась с пресловутым «еврейским вопросом». Однако если в свободной Польше народ регулярно вымещал свой гнев путем погромов, то с присоединением этих земель к России погромы прекратились на целое столетие. Первые по времени три случая погрома евреев произошли в Одессе в 1821, 1859 и 1871, но это были явления, не имевшие непосредственного отношения к русскому народу, т. к. они были вызваны враждебностью к евреям со стороны местного греческого населения. Действительная история погромов в Российской империи берет свое начало с 1881 — года убийства Императора Александра II. Вспыхнув в Елисаветграде, волна погромов продолжалась до 1884, затронув более 150 населенных пунктов Империи и привела к гибели 2 евреев и 19 русских крестьян (последние погибли при сопротивлении властям, наводившим порядок). При этом важно отметить, что русские консерваторы — например, К. П. Победоносцев, не испытывавший к евреям особых симпатий, — погромы осуждали, т. к. справедливо видели в них проявление революционного духа, самосуда и неповиновения законам. В подтверждение мнения Победоносцева еврейский историк Ю. И. Гессен отмечал, что главными виновниками тех погромов были революционеры-народовольцы, считавшие, что погромы соответствовали планам революционеров, т. к. приучали народ к революционным выступлениям (позже черносотенцы будут также отмечать, что те, кто громит еврейские лавки, при случае с таким же азартом будет громить помещичьи усадьбы). Первым кровавым погромом стал погром в Кишиневе (в котором евреи составляли 46% населения) в 1903. Он был вызван слухами о ритуальном убийстве иудеями православного мальчика. В ходе погрома погибло 43 чел., 39 из которых были евреями, причем, кровавый характер погром обрел только после того, как евреи, вооружившись револьверами, решили расправиться с погромщиками, убив и ранив нескольких христиан. После этого погром перерос в жестокое побоище. Однако приписывать организацию этого погрома черносотенцам, представленным тогда лишь одним элитарным культурно-просветительским петербургским Русским Собранием, нет никаких оснований (отметим, что большинство кишиневских погромщиков были к тому же молдаванами, а не русскими). Будущие члены черносотенных организаций напротив осудили погромщиков. Так о. Иоанн Кронштадтский писал по поводу этого погрома: «...Что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, — громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского Царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5,44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями...».
Неправомерно также распространенное мнение, будто бы погромы устраивало царское правительство. Исследовавший этот вопрос историк С. А. Степанов был вынужден признать, что «нет сведений о прямой причастности правительства к этим делам», но зато есть многочисленные «документы, свидетельствующие только о желании властей немедленно прекратить избиение вверенного их попечению населения». Другое дело, что посылаемые для прекращения погрома казаки и солдаты не всегда спешили выполнять свою карательную функцию, ожидая, пока погром не закончится «естественным» путем. Следующая массовая волна погромов (ок. 700) в течение двух недель прошлась по России, после опубликования в 1905 Манифеста 17 окт., даровавшего народам Империи ряд гражданских свобод. Последнее было воспринято революционными радикалами как сигнал к последнему штурму пошедшего на уступки Самодержавия, и привело к усилению волны манифестаций и антимонархических выходок. С другой стороны, уставшие от смуты обыватели (даже те, кто ранее сочувствовал революционерам) увидели в Царском Манифесте удовлетворение всех чаемых обществом надежд, а потому восприняли действия левых радикалов крайне враждебно, что выразилось в ряде уличных столкновений. При этом в обществе в ходе революции резко выросли антиеврейские настроения, что было связано с активным участием евреев в антимонархическом движении (к примеру, когда в июне 1905 в Одессе было задержано 214 участников беспорядков, 197 из них оказались евреями), сопровождавшимися нередко оскорблением национальных и религиозных чувств православного населения. Как писал в письме своей матери 27 окт. 1905 Император Николай II, «...народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех — отсюда еврейские погромы... Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям». По данным С. А. Степанова в ходе октябрьских погромов погибли 1622 чел. (из них евреев 711 чел., т. е. 43%), а ранено — 3544 чел. (из них евреев 1207 чел., т. е. 34%).
Характерны и данные по Киеву, в котором в ходе октябрьских погромов было убито 47 чел., из которых лишь 19 были иудеями. Поэтому, делал вывод историк, «погромы не были направлены против представителей какой-нибудь конкретной нации», а «против революционеров, демократически настроенной интеллигенции и учащейся молодежи». Хотя это суждение отчасти и верно, однако, как справедливо заметил В. В. Кожинов, «в большинстве захолустных селений, где в окт. 1905 разразились погромы, попросту не имелось тех «категорий» людей». Поэтому основная причина такого расклада жертв заключается в том, что т.н.«еврейские погромы» не были «избиением младенцев», а являлись настоящими двусторонними схватками, в ходе которых евреи оказывали вооруженное сопротивление, вплоть до использования пулеметов (свидетельство И.Бабеля), в то время как погромщики, более чем на 80% представленные крестьянами, были вооружены лишь «дубьем» да кулаками. По целому ряду свидетельств, еврейские отряды самообороны были прекрасно вооружены — отсюда и большее количество жертв среди погромщиков, нежели среди громимых.
Противники Черной сотни утверждали, что серия погромов охвативших страну была инициирована Союзом Русского Народа (СРН) и другими монархическими организациями. Между тем, ни одной монархической организации, которая могла бы организовать погромы во всероссийском масштабе, в то время просто не существовало. На это обращал внимание тов. председателя Главного Совета СРН В. П. Соколов, отмечавший, что «левая печать, обвиняя Союз в устройстве жидовских погромов, сознательно закрывает глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза». Это обстоятельство отмечал вслед за Соколовым и В. В. Кожинов, писавший, что если в окт. 1905 погромы достигают невероятных масштабов, «хотя «черные сотни» только еще «организуются», а после того, как они «уже организованы», происходит всего 2 или, точнее, 3 погрома» в польских Белостоке и Седлеце, а также в латышском Тальсене, где СРН практически не имел своих сторонников, а основное население относилось к черносотенцам заведомо враждебно. При этом в ЮгоЗападном крае, где СРН действительно имел большое влияния, после окт. 1905 не произошло ни одного погрома. А видный правый публицист А. П.Липранди и вовсе объяснял волну погромов отсутствием сильных монархических ор400 ПОГРОМЫ ганизаций, «влияние которых на народные массы оказалось потом именно совершенно противоположным; с ростом и распространением их погромы не усилились, а наоборот совершенно прекратились. Организовавшись в союзы, народ увидел возможность борьбы с революцией и отпора еврейскому натиску иными путями — легальными и законными, на почве которых стоят монархические организации». При всей пристрастности советских и постсоветских историков, им не удалось ни обнаружить некий тайный единый центр, руководивший погромами, ни найти ни одного документа, ни одного обращения, ни одной листовки, в которых бы руководство СРН или др. черносотенной организации призывало народ к погромам. Являясь в большинстве своем православными людьми, монархисты-черносотенцы всегда выступали с осуждением любого самосуда и насилия, чем бы они ни мотивировались и от кого бы ни исходили. Лучше всего позицию СРН в отношении еврейских погромов выразил его председатель А. И. Дубровин, который всегда лично осуждал погромы, но при этом отмечал, что «своими преступлениями [евреи] довели до преступления русский народ». А в официальном заявлении СРН от 10 нояб. 1906 погромы прямо назывались «проявлениями дикого насилия и самосуда». Если среди рядовых членов многотысячного СРН и встречались те, кто до вступления в Союз принимал участие в погромах и были те, кто сочувствовал погромщикам, то ни один из известных лидеров Черной Сотни не только на принимал участия в погромах, но ни разу не выказал к ним своего благорасположения, в то время как слова осуждения погромов звучали довольно часто.
При этом, говоря о еврейских погромах часто забывают о погромах русских, когда революционеры массово громили помещичьи усадьбы, устраивали взрывы в церквях, магазинах, трактирах и т. д. Таким образом, погромы были своеобразной реакцией представителей русского и др. народов на поведение в данных регионах еврейского населения. Среди главных причин погромов следует отметить торгово-промышленную деятельность евреев, сосредоточивших в своих руках значительные финансовые ресурсы в крае и имевших явные преимущества в экономической конкуренции по сравнению с русскими крестьянами, а также непропорционально высокое участие евреев в революционном движении. Все это отягощалось тем, что евреи были враждебно настроены к христианству и, исходя из своего талмудического вероучения, высокомерно относились к коренному православному населению. Не последнюю роль играли и откровенные провокации, как превентивные меры «самообороны» (например, когда в черносотенное шествие в Одессе некий Яков Брейтман бросил три бомбы); или распространение самими же евреями-революционерами антисемитских листовок с погромными призывами, с одновременным предупреждением о «готовящемся» погроме и призывами вооружаться к своим соплеменникам. Попытки же некоторых недобросовестных историков сравнивать погромы, имевшие место в Царской России, с холокостом крайне неуместны. Погромы в России несопоставимы по своим последствиям не только с аналогичными явлениями в средневековой Европе, но и с политикой немецких нацистов в отношении евреев, жертв которой евреи исчисляют миллионами. В России число погибших в ходе погромов евреев насчитывается менее 1 тыс. чел. (0,014 % процента евреев России) и примерно соотносится с жертвами, которые понесли в ходе погромов представители др. национальностей.
Лит.: Кожинов В. В.«Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории). Изд. 2-е, доп. М., 1998; Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. 1–2 / Ред. и вст. ст. С.М.Дубнова и Г. Я. Красного-Адмони. Пг., 1919–1923; Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе. Слово о. Иоанна Кронштадтского. Кишинев, 1903; Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901–1914): Монография. Киев, 2006; Платонов О. Мифы и правда о погромах. М., 2005; Платонов О. Погромы в России // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Погромы // Еврейская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1912; Погромы в России. (По официальным документам). Berlin, [1908]; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998. А. Иванов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Пьяные погромы и борьба за власть в 1917 г.

Марченя П. П.
Читать PDF
0.00 байт

Одесса: погромы в городе-космополите

Хамфри Каролайн
В статье исследуется соприсутствие в городе космополитических практик и этнически-ориентированного насилия против евреев (погромов). Одесса в конце XIX начале ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

2011. 01. 035. Сподек Х. В лаборатории хиндутвы: погромы и политика в Гуджарате, 2002 г. Spodek H. I

Фурсов К. А.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о числе жертв еврейских погромов в Фастове и Киеве (осень 1919 г. )

А.А. Немировский
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об участии черной сотни в еврейских погромах в России в октябре 1905 г

Размолодин Максим Львович
Рассматриваются вопросы, связанные с возможным участием черносотенных организаций в еврейских погромах в России в октябре 1905 г.
Читать PDF
0.00 байт

Союз русского народа и «Погромная тревога» 1906-1907 гг

Кузнецов Глеб Романович
В статье анализируются материалы по истории погромов и «погромной тревоги» 1906 1907 гг. в контексте истории черносотенного движения в Российской империи начала XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Контрреволюционные организации среди гомосексуалистов Ленинграда в начале 1930-х годов и их погром

Иванов Виктор Александрович
Конец давней гадливо-стыдливой дискуссии о гранях половой честности и половой гнусности нового советского человека положили в начале 1930-х годов «мускулинные дяденьки» из ОГПУ, назвав гомосексуалистов «мерзавцами, пачкающими рево
Читать PDF
0.00 байт

Региональная локализация еврейских погромов 1881-1882 гг. В Российской империи

Малахов В. А.
Статья посвящена географии еврейских погромов 1881-1882 гг. При объяснении их региональной локализации особое внимание уделено возможной связи погромов конца XIX в. с гонениями на евреев в Украине XVII-XVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Франция после погромов (специальный репортаж из французских городов, где еще недавно жители готовили

Юсин Максим
«Известия», 16 января 2005 г.
Читать PDF
0.00 байт

Погром в Перемышле 15. 09. 1914 г. И его отражение в периодике

Кривочуприн Евгений Леонидович
Погром в городе Перемышле, произошедший 15 сентября 1914 г., был составной частью кампании террора против реальных или потенциальных сторонников России.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о погромах еврейского населения российской империи в конце XIX - начала XX вв

Егоров Вадим Валерьевич
В настоящее время в России, как и в дореволюционной период, актуальна проблема межнациональных отношений, что обусловлено нерешённостью ряда социально-экономических вопросов в условиях современной рыночной экономики (безработица,
Читать PDF
0.00 байт

Проблема еврейских погромов в польско-американских отношениях 1918-1919 гг

Юрченко Е.С.
В статье рассматривается проблема еврейских погромов в Польше в 1918-1919 г., их влияние на развитие польско-американских отношений. Автор обращает внимание на противоречивый характер политики правительства В.
Читать PDF
0.00 байт

Суд над армавирскими погромщиками 1905 года: специфика публицистической репрезентации на страницах г

Крижановский Николай Игоревич
В статье проявлена специфика публицистической репрезентации суда над армавирскими погромщиками 1905 года в публикациях газеты «Русское слово».
Читать PDF
0.00 байт

Погром венецианцев при императоре Мануиле i Комнине в 1171 г. Как одна из причин антагонизма между В

Джусоев Константин Муратович
В статье рассматриваются сложные взаимоотношения Венецианской республики и Византийской империи, выстроившиеся с конца XI в.
Читать PDF
0.00 байт

Степные войны от Угры до ногайского погрома Крыма (1480 – 1522 гг.)

Моисеев М. В.
В статье рассматривается история взаимоотношения татарских государств после поражения Большой Орды в «стоянии на реке Угре» через призму военных конфликтов.

Похожие термины:

  • КИШИНЁВСКИЙ ПОГРОМ

    Кишиневская бойня", 6-8.4.1903, один из самых кровавых еврейских погромов в России. Вызван ложными слухами об убийстве евреями с ритуальной целью православного мальчика. Погромщики при попустительств
  • КУБАНСКИЙ ПОГРОМ 1717

    нападение на Пенз. край и др. территории Юго-Вост. России ногайцев, черкесов, адыгов и казаков- некрасовцев, живших на р. Кубани. Походом руководил самозванец-«салтан» (сераскир, военачальник) кубанс