Погромы (Pogroms, riot), нападения толпы, спровоцированные или дозволенные властями, как правило, на лиц, принадлежащих к религ. и нац. меньшинствам, гл.об. на евреев. Впервые П. произошли на Украине после убийства Александра II (1881). Затем волна П. прокатилась по всей России, после чего рус. евреи начали эмигрировать в США и Вост. Европу. Они поддержали основанное Герцлем сионистское движение. После рев-ции 1905 г. еврейские П. в России усилились. В Германии и Вост. Европе после прихода к власти Гитлера они достигли своего апогея, завершившисьХолокостом.
ПОГРОМЫ
Погромы
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ПОГРОМЫ
массовые нападения одной части населения на другую, преимущественно еврейскую, организация которых приписывается черносотенцам. Расхожим мифом является убеждение в причастности черносотенцев к организации погромов и сопутствующим им преступлениям, включая якобы совершенные ими многочисленные убийства евреев. При этом стараниями определенных политических сил в массовое сознание внедряется представление о том, что еврейский погром есть явление исключительно русское, несвойственное другим, «более культурным» народам. Между тем еврейские погромы в разное время прошлись по всем странам, в которых оседали евреи. Более того, евреи, признаваемые вредным и опасным элементом, массово изгонялись из Англии (1290), Франции (1394), Испании (1492), из многих областей Германии, Италии и с Балканского полуострова (1350–1450). Если довериться данным «Еврейской энциклопедии», то до 1500 в Европе погибло ок. 380 тыс. евреев (ок. 40% их общей численности). Изгнанные из Западной Европы, они нашли себе прибежище в Польше, где в большинстве своем стали посредниками между шляхтой и крепостными крестьянами, также сосредоточив в своих руках торговлю и доходные ремесла. В к XIX в. еврейские погромы происходили не только в России, но и в таких западных странах, как Германия и Австрия.
После присоединения в к. XVIII в. Польши к Российской империи и возвращения в состав русского государства ранее утраченных белорусских и украинских земель, автоматически присоединенными оказались и массово поселившиеся на них евреи. Причем, последние, как сообщает «Еврейская энциклопедия», «служа интересам [польских] землевладельцев и правительства навлекли на себя ненависть населения, стонавшего под политическим и экономическим гнетом». Таким образом, Россия реально столкнулась с пресловутым «еврейским вопросом». Однако если в свободной Польше народ регулярно вымещал свой гнев путем погромов, то с присоединением этих земель к России погромы прекратились на целое столетие. Первые по времени три случая погрома евреев произошли в Одессе в 1821, 1859 и 1871, но это были явления, не имевшие непосредственного отношения к русскому народу, т. к. они были вызваны враждебностью к евреям со стороны местного греческого населения. Действительная история погромов в Российской империи берет свое начало с 1881 — года убийства Императора Александра II. Вспыхнув в Елисаветграде, волна погромов продолжалась до 1884, затронув более 150 населенных пунктов Империи и привела к гибели 2 евреев и 19 русских крестьян (последние погибли при сопротивлении властям, наводившим порядок). При этом важно отметить, что русские консерваторы — например, К. П. Победоносцев, не испытывавший к евреям особых симпатий, — погромы осуждали, т. к. справедливо видели в них проявление революционного духа, самосуда и неповиновения законам. В подтверждение мнения Победоносцева еврейский историк Ю. И. Гессен отмечал, что главными виновниками тех погромов были революционеры-народовольцы, считавшие, что погромы соответствовали планам революционеров, т. к. приучали народ к революционным выступлениям (позже черносотенцы будут также отмечать, что те, кто громит еврейские лавки, при случае с таким же азартом будет громить помещичьи усадьбы). Первым кровавым погромом стал погром в Кишиневе (в котором евреи составляли 46% населения) в 1903. Он был вызван слухами о ритуальном убийстве иудеями православного мальчика. В ходе погрома погибло 43 чел., 39 из которых были евреями, причем, кровавый характер погром обрел только после того, как евреи, вооружившись револьверами, решили расправиться с погромщиками, убив и ранив нескольких христиан. После этого погром перерос в жестокое побоище. Однако приписывать организацию этого погрома черносотенцам, представленным тогда лишь одним элитарным культурно-просветительским петербургским Русским Собранием, нет никаких оснований (отметим, что большинство кишиневских погромщиков были к тому же молдаванами, а не русскими). Будущие члены черносотенных организаций напротив осудили погромщиков. Так о. Иоанн Кронштадтский писал по поводу этого погрома: «...Что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, — громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского Царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5,44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями...».
Неправомерно также распространенное мнение, будто бы погромы устраивало царское правительство. Исследовавший этот вопрос историк С. А. Степанов был вынужден признать, что «нет сведений о прямой причастности правительства к этим делам», но зато есть многочисленные «документы, свидетельствующие только о желании властей немедленно прекратить избиение вверенного их попечению населения». Другое дело, что посылаемые для прекращения погрома казаки и солдаты не всегда спешили выполнять свою карательную функцию, ожидая, пока погром не закончится «естественным» путем. Следующая массовая волна погромов (ок. 700) в течение двух недель прошлась по России, после опубликования в 1905 Манифеста 17 окт., даровавшего народам Империи ряд гражданских свобод. Последнее было воспринято революционными радикалами как сигнал к последнему штурму пошедшего на уступки Самодержавия, и привело к усилению волны манифестаций и антимонархических выходок. С другой стороны, уставшие от смуты обыватели (даже те, кто ранее сочувствовал революционерам) увидели в Царском Манифесте удовлетворение всех чаемых обществом надежд, а потому восприняли действия левых радикалов крайне враждебно, что выразилось в ряде уличных столкновений. При этом в обществе в ходе революции резко выросли антиеврейские настроения, что было связано с активным участием евреев в антимонархическом движении (к примеру, когда в июне 1905 в Одессе было задержано 214 участников беспорядков, 197 из них оказались евреями), сопровождавшимися нередко оскорблением национальных и религиозных чувств православного населения. Как писал в письме своей матери 27 окт. 1905 Император Николай II, «...народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех — отсюда еврейские погромы... Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям». По данным С. А. Степанова в ходе октябрьских погромов погибли 1622 чел. (из них евреев 711 чел., т. е. 43%), а ранено — 3544 чел. (из них евреев 1207 чел., т. е. 34%).
Характерны и данные по Киеву, в котором в ходе октябрьских погромов было убито 47 чел., из которых лишь 19 были иудеями. Поэтому, делал вывод историк, «погромы не были направлены против представителей какой-нибудь конкретной нации», а «против революционеров, демократически настроенной интеллигенции и учащейся молодежи». Хотя это суждение отчасти и верно, однако, как справедливо заметил В. В. Кожинов, «в большинстве захолустных селений, где в окт. 1905 разразились погромы, попросту не имелось тех «категорий» людей». Поэтому основная причина такого расклада жертв заключается в том, что т.н.«еврейские погромы» не были «избиением младенцев», а являлись настоящими двусторонними схватками, в ходе которых евреи оказывали вооруженное сопротивление, вплоть до использования пулеметов (свидетельство И.Бабеля), в то время как погромщики, более чем на 80% представленные крестьянами, были вооружены лишь «дубьем» да кулаками. По целому ряду свидетельств, еврейские отряды самообороны были прекрасно вооружены — отсюда и большее количество жертв среди погромщиков, нежели среди громимых.
Противники Черной сотни утверждали, что серия погромов охвативших страну была инициирована Союзом Русского Народа (СРН) и другими монархическими организациями. Между тем, ни одной монархической организации, которая могла бы организовать погромы во всероссийском масштабе, в то время просто не существовало. На это обращал внимание тов. председателя Главного Совета СРН В. П. Соколов, отмечавший, что «левая печать, обвиняя Союз в устройстве жидовских погромов, сознательно закрывает глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза». Это обстоятельство отмечал вслед за Соколовым и В. В. Кожинов, писавший, что если в окт. 1905 погромы достигают невероятных масштабов, «хотя «черные сотни» только еще «организуются», а после того, как они «уже организованы», происходит всего 2 или, точнее, 3 погрома» в польских Белостоке и Седлеце, а также в латышском Тальсене, где СРН практически не имел своих сторонников, а основное население относилось к черносотенцам заведомо враждебно. При этом в ЮгоЗападном крае, где СРН действительно имел большое влияния, после окт. 1905 не произошло ни одного погрома. А видный правый публицист А. П.Липранди и вовсе объяснял волну погромов отсутствием сильных монархических ор400 ПОГРОМЫ ганизаций, «влияние которых на народные массы оказалось потом именно совершенно противоположным; с ростом и распространением их погромы не усилились, а наоборот совершенно прекратились. Организовавшись в союзы, народ увидел возможность борьбы с революцией и отпора еврейскому натиску иными путями — легальными и законными, на почве которых стоят монархические организации». При всей пристрастности советских и постсоветских историков, им не удалось ни обнаружить некий тайный единый центр, руководивший погромами, ни найти ни одного документа, ни одного обращения, ни одной листовки, в которых бы руководство СРН или др. черносотенной организации призывало народ к погромам. Являясь в большинстве своем православными людьми, монархисты-черносотенцы всегда выступали с осуждением любого самосуда и насилия, чем бы они ни мотивировались и от кого бы ни исходили. Лучше всего позицию СРН в отношении еврейских погромов выразил его председатель А. И. Дубровин, который всегда лично осуждал погромы, но при этом отмечал, что «своими преступлениями [евреи] довели до преступления русский народ». А в официальном заявлении СРН от 10 нояб. 1906 погромы прямо назывались «проявлениями дикого насилия и самосуда». Если среди рядовых членов многотысячного СРН и встречались те, кто до вступления в Союз принимал участие в погромах и были те, кто сочувствовал погромщикам, то ни один из известных лидеров Черной Сотни не только на принимал участия в погромах, но ни разу не выказал к ним своего благорасположения, в то время как слова осуждения погромов звучали довольно часто.
При этом, говоря о еврейских погромах часто забывают о погромах русских, когда революционеры массово громили помещичьи усадьбы, устраивали взрывы в церквях, магазинах, трактирах и т. д. Таким образом, погромы были своеобразной реакцией представителей русского и др. народов на поведение в данных регионах еврейского населения. Среди главных причин погромов следует отметить торгово-промышленную деятельность евреев, сосредоточивших в своих руках значительные финансовые ресурсы в крае и имевших явные преимущества в экономической конкуренции по сравнению с русскими крестьянами, а также непропорционально высокое участие евреев в революционном движении. Все это отягощалось тем, что евреи были враждебно настроены к христианству и, исходя из своего талмудического вероучения, высокомерно относились к коренному православному населению. Не последнюю роль играли и откровенные провокации, как превентивные меры «самообороны» (например, когда в черносотенное шествие в Одессе некий Яков Брейтман бросил три бомбы); или распространение самими же евреями-революционерами антисемитских листовок с погромными призывами, с одновременным предупреждением о «готовящемся» погроме и призывами вооружаться к своим соплеменникам. Попытки же некоторых недобросовестных историков сравнивать погромы, имевшие место в Царской России, с холокостом крайне неуместны. Погромы в России несопоставимы по своим последствиям не только с аналогичными явлениями в средневековой Европе, но и с политикой немецких нацистов в отношении евреев, жертв которой евреи исчисляют миллионами. В России число погибших в ходе погромов евреев насчитывается менее 1 тыс. чел. (0,014 % процента евреев России) и примерно соотносится с жертвами, которые понесли в ходе погромов представители др. национальностей.
Лит.: Кожинов В. В.«Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории). Изд. 2-е, доп. М., 1998; Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. 1–2 / Ред. и вст. ст. С.М.Дубнова и Г. Я. Красного-Адмони. Пг., 1919–1923; Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе. Слово о. Иоанна Кронштадтского. Кишинев, 1903; Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901–1914): Монография. Киев, 2006; Платонов О. Мифы и правда о погромах. М., 2005; Платонов О. Погромы в России // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Погромы // Еврейская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1912; Погромы в России. (По официальным документам). Berlin, [1908]; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998. А. Иванов
После присоединения в к. XVIII в. Польши к Российской империи и возвращения в состав русского государства ранее утраченных белорусских и украинских земель, автоматически присоединенными оказались и массово поселившиеся на них евреи. Причем, последние, как сообщает «Еврейская энциклопедия», «служа интересам [польских] землевладельцев и правительства навлекли на себя ненависть населения, стонавшего под политическим и экономическим гнетом». Таким образом, Россия реально столкнулась с пресловутым «еврейским вопросом». Однако если в свободной Польше народ регулярно вымещал свой гнев путем погромов, то с присоединением этих земель к России погромы прекратились на целое столетие. Первые по времени три случая погрома евреев произошли в Одессе в 1821, 1859 и 1871, но это были явления, не имевшие непосредственного отношения к русскому народу, т. к. они были вызваны враждебностью к евреям со стороны местного греческого населения. Действительная история погромов в Российской империи берет свое начало с 1881 — года убийства Императора Александра II. Вспыхнув в Елисаветграде, волна погромов продолжалась до 1884, затронув более 150 населенных пунктов Империи и привела к гибели 2 евреев и 19 русских крестьян (последние погибли при сопротивлении властям, наводившим порядок). При этом важно отметить, что русские консерваторы — например, К. П. Победоносцев, не испытывавший к евреям особых симпатий, — погромы осуждали, т. к. справедливо видели в них проявление революционного духа, самосуда и неповиновения законам. В подтверждение мнения Победоносцева еврейский историк Ю. И. Гессен отмечал, что главными виновниками тех погромов были революционеры-народовольцы, считавшие, что погромы соответствовали планам революционеров, т. к. приучали народ к революционным выступлениям (позже черносотенцы будут также отмечать, что те, кто громит еврейские лавки, при случае с таким же азартом будет громить помещичьи усадьбы). Первым кровавым погромом стал погром в Кишиневе (в котором евреи составляли 46% населения) в 1903. Он был вызван слухами о ритуальном убийстве иудеями православного мальчика. В ходе погрома погибло 43 чел., 39 из которых были евреями, причем, кровавый характер погром обрел только после того, как евреи, вооружившись револьверами, решили расправиться с погромщиками, убив и ранив нескольких христиан. После этого погром перерос в жестокое побоище. Однако приписывать организацию этого погрома черносотенцам, представленным тогда лишь одним элитарным культурно-просветительским петербургским Русским Собранием, нет никаких оснований (отметим, что большинство кишиневских погромщиков были к тому же молдаванами, а не русскими). Будущие члены черносотенных организаций напротив осудили погромщиков. Так о. Иоанн Кронштадтский писал по поводу этого погрома: «...Что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами, — громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского Царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5,44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями...».
Неправомерно также распространенное мнение, будто бы погромы устраивало царское правительство. Исследовавший этот вопрос историк С. А. Степанов был вынужден признать, что «нет сведений о прямой причастности правительства к этим делам», но зато есть многочисленные «документы, свидетельствующие только о желании властей немедленно прекратить избиение вверенного их попечению населения». Другое дело, что посылаемые для прекращения погрома казаки и солдаты не всегда спешили выполнять свою карательную функцию, ожидая, пока погром не закончится «естественным» путем. Следующая массовая волна погромов (ок. 700) в течение двух недель прошлась по России, после опубликования в 1905 Манифеста 17 окт., даровавшего народам Империи ряд гражданских свобод. Последнее было воспринято революционными радикалами как сигнал к последнему штурму пошедшего на уступки Самодержавия, и привело к усилению волны манифестаций и антимонархических выходок. С другой стороны, уставшие от смуты обыватели (даже те, кто ранее сочувствовал революционерам) увидели в Царском Манифесте удовлетворение всех чаемых обществом надежд, а потому восприняли действия левых радикалов крайне враждебно, что выразилось в ряде уличных столкновений. При этом в обществе в ходе революции резко выросли антиеврейские настроения, что было связано с активным участием евреев в антимонархическом движении (к примеру, когда в июне 1905 в Одессе было задержано 214 участников беспорядков, 197 из них оказались евреями), сопровождавшимися нередко оскорблением национальных и религиозных чувств православного населения. Как писал в письме своей матери 27 окт. 1905 Император Николай II, «...народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех — отсюда еврейские погромы... Но не одним жидам пришлось плохо, досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям». По данным С. А. Степанова в ходе октябрьских погромов погибли 1622 чел. (из них евреев 711 чел., т. е. 43%), а ранено — 3544 чел. (из них евреев 1207 чел., т. е. 34%).
Характерны и данные по Киеву, в котором в ходе октябрьских погромов было убито 47 чел., из которых лишь 19 были иудеями. Поэтому, делал вывод историк, «погромы не были направлены против представителей какой-нибудь конкретной нации», а «против революционеров, демократически настроенной интеллигенции и учащейся молодежи». Хотя это суждение отчасти и верно, однако, как справедливо заметил В. В. Кожинов, «в большинстве захолустных селений, где в окт. 1905 разразились погромы, попросту не имелось тех «категорий» людей». Поэтому основная причина такого расклада жертв заключается в том, что т.н.«еврейские погромы» не были «избиением младенцев», а являлись настоящими двусторонними схватками, в ходе которых евреи оказывали вооруженное сопротивление, вплоть до использования пулеметов (свидетельство И.Бабеля), в то время как погромщики, более чем на 80% представленные крестьянами, были вооружены лишь «дубьем» да кулаками. По целому ряду свидетельств, еврейские отряды самообороны были прекрасно вооружены — отсюда и большее количество жертв среди погромщиков, нежели среди громимых.
Противники Черной сотни утверждали, что серия погромов охвативших страну была инициирована Союзом Русского Народа (СРН) и другими монархическими организациями. Между тем, ни одной монархической организации, которая могла бы организовать погромы во всероссийском масштабе, в то время просто не существовало. На это обращал внимание тов. председателя Главного Совета СРН В. П. Соколов, отмечавший, что «левая печать, обвиняя Союз в устройстве жидовских погромов, сознательно закрывает глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза». Это обстоятельство отмечал вслед за Соколовым и В. В. Кожинов, писавший, что если в окт. 1905 погромы достигают невероятных масштабов, «хотя «черные сотни» только еще «организуются», а после того, как они «уже организованы», происходит всего 2 или, точнее, 3 погрома» в польских Белостоке и Седлеце, а также в латышском Тальсене, где СРН практически не имел своих сторонников, а основное население относилось к черносотенцам заведомо враждебно. При этом в ЮгоЗападном крае, где СРН действительно имел большое влияния, после окт. 1905 не произошло ни одного погрома. А видный правый публицист А. П.Липранди и вовсе объяснял волну погромов отсутствием сильных монархических ор400 ПОГРОМЫ ганизаций, «влияние которых на народные массы оказалось потом именно совершенно противоположным; с ростом и распространением их погромы не усилились, а наоборот совершенно прекратились. Организовавшись в союзы, народ увидел возможность борьбы с революцией и отпора еврейскому натиску иными путями — легальными и законными, на почве которых стоят монархические организации». При всей пристрастности советских и постсоветских историков, им не удалось ни обнаружить некий тайный единый центр, руководивший погромами, ни найти ни одного документа, ни одного обращения, ни одной листовки, в которых бы руководство СРН или др. черносотенной организации призывало народ к погромам. Являясь в большинстве своем православными людьми, монархисты-черносотенцы всегда выступали с осуждением любого самосуда и насилия, чем бы они ни мотивировались и от кого бы ни исходили. Лучше всего позицию СРН в отношении еврейских погромов выразил его председатель А. И. Дубровин, который всегда лично осуждал погромы, но при этом отмечал, что «своими преступлениями [евреи] довели до преступления русский народ». А в официальном заявлении СРН от 10 нояб. 1906 погромы прямо назывались «проявлениями дикого насилия и самосуда». Если среди рядовых членов многотысячного СРН и встречались те, кто до вступления в Союз принимал участие в погромах и были те, кто сочувствовал погромщикам, то ни один из известных лидеров Черной Сотни не только на принимал участия в погромах, но ни разу не выказал к ним своего благорасположения, в то время как слова осуждения погромов звучали довольно часто.
При этом, говоря о еврейских погромах часто забывают о погромах русских, когда революционеры массово громили помещичьи усадьбы, устраивали взрывы в церквях, магазинах, трактирах и т. д. Таким образом, погромы были своеобразной реакцией представителей русского и др. народов на поведение в данных регионах еврейского населения. Среди главных причин погромов следует отметить торгово-промышленную деятельность евреев, сосредоточивших в своих руках значительные финансовые ресурсы в крае и имевших явные преимущества в экономической конкуренции по сравнению с русскими крестьянами, а также непропорционально высокое участие евреев в революционном движении. Все это отягощалось тем, что евреи были враждебно настроены к христианству и, исходя из своего талмудического вероучения, высокомерно относились к коренному православному населению. Не последнюю роль играли и откровенные провокации, как превентивные меры «самообороны» (например, когда в черносотенное шествие в Одессе некий Яков Брейтман бросил три бомбы); или распространение самими же евреями-революционерами антисемитских листовок с погромными призывами, с одновременным предупреждением о «готовящемся» погроме и призывами вооружаться к своим соплеменникам. Попытки же некоторых недобросовестных историков сравнивать погромы, имевшие место в Царской России, с холокостом крайне неуместны. Погромы в России несопоставимы по своим последствиям не только с аналогичными явлениями в средневековой Европе, но и с политикой немецких нацистов в отношении евреев, жертв которой евреи исчисляют миллионами. В России число погибших в ходе погромов евреев насчитывается менее 1 тыс. чел. (0,014 % процента евреев России) и примерно соотносится с жертвами, которые понесли в ходе погромов представители др. национальностей.
Лит.: Кожинов В. В.«Черносотенцы» и Революция (загадочные страницы истории). Изд. 2-е, доп. М., 1998; Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Т. 1–2 / Ред. и вст. ст. С.М.Дубнова и Г. Я. Красного-Адмони. Пг., 1919–1923; Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе. Слово о. Иоанна Кронштадтского. Кишинев, 1903; Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901–1914): Монография. Киев, 2006; Платонов О. Мифы и правда о погромах. М., 2005; Платонов О. Погромы в России // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Погромы // Еврейская энциклопедия. Т. 12. СПб., 1912; Погромы в России. (По официальным документам). Berlin, [1908]; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998. А. Иванов
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008