Похороны

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское]

ПОХОРОНЫ
ряд обрядов прощания с усопшим. В старые времена похороны были очень сложной процедурой. Из дома покойного нужно было выносить всю мебель, родственники рвали одежду на себе, а соседи выливали имеющуюся у них воду. В настоящее время все значительно упрощено – над покойником в синагоге и дома просто читаются молитвы, а на лацкане делается надрез. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.
В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего. Если это возможно, в последние минуты жизни человек произносит покаянную молитву и Шма. Быть с человеком в момент его смерти и закрыть ему глаза считается проявлением высокой добродетели.
Когда засвидетельствована смерть, работники хевра ка-диша (похоронное общество) готовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву – не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины – женщинами. Запрещается бальзамировать труп. Затем тело заворачивают в простой льняной саван. Мужчину обычно хоронят в таллите, в котором он молился при жизни. Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки. Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью. Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным.
Галаха – еврейский закон – запрещает кремацию. Еврейские традиции предписывают похоронить умершего в любом случае, даже если он посторонний человек. Когда у усопшего нет родственников и знакомых, которые бы взяли на себя организацию похорон, о его погребении заботятся находящиеся рядом люди: соседи; сослуживцы; прохожие.
Покойника предают земле в день его смерти или на следующий день, если он умер вечером. В субботу и праздники не хоронят. Пока человек не погребен, его душа не может предстать перед Всевышним и получить от него предназначенное для нее добро. Участие в похоронной процессии считается «истинной милостью» в еврейской культуре.
Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах.
На кладбище вслед за псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Бога, дающего жизнь и лишающего ее. Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре. Прежде чем покинуть кладбище, все омывают руки и не вытирают их. После погребения начинается собственно период траура – авелут. По возвращении с похорон авелим [пребывающим в трауре] подается еда, состоящая из крутых яиц. Яйцо, не имеющее отверстий, символизирует неспособность скорбящего выразить свое горе словами.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

Похороны
Быть непогребенным, оставленным в пищу диким зверям, считалось в древние времена величайшим несчастием, и отказать кому-либо в погребении, было ужасным надругательством (1 Цар. 31:8 и дал.; 2 Цар. 4:12; Иер. 22:19). Давид и Голиаф угрожали поступить так друг с другом (1 Цар. 17:44-46); подобные угрозы часто повторяются в приговорах Божиих над развратившимся народом (Втор. 28:26; 3Цар. 14:11; 21:24; Иер. 16:4; 34:20; Иез. 29:5; 32:4). На великую вечерю Божию будут приглашены все птицы небесные и все дикие звери (Иез. 39:17; Отк. 19:17,18), чтобы напитаться трупами людей и лошадей, которые погибнут в последнем сражении с Господом и воинством Его. Вид непогребенных трупов должен был быть для евреев омерзительным, так как одно приближение или прикосновение к мертвым понималось по закону, как осквернение (Чис. 19:11) и требовалась особая церемония очищения. Теплый климат способствовал разложению трупа и заставлял возможно скорее хоронить мертвых (Срав. Деян. 5:6,10; Втор. 21:23). Как только человек умирал, ему закрывали глаза, все прощались с ним, целуя его, и омывали тело (Быт. 46:4; 50:1; Деян. 9:37). Гробы были в употреблении в Египте и Вавилоне, но не у народа израильского. Тело обвертывали особыми пеленами, в которые вкладывали душистые вещества, голову повязывали особым платком и на носилках относили покойника к могиле в сопровождении плачущих родственников и друзей (2 Цар. 3:31; Мат. 27:59; Map 14:8; 15:46; Лук. 7:13; 23:56; Иоан. 19:39). После похорон делали поминальное пиршество (Иер. 16:7), иногда налагали пост (1 Цар. 31:13). Погребение никогда не обходилось без плача и сетования, которые имели особенное значение и иногда продолжались несколько недель (2 Цар. 3:32,34; Быт. 50:10; Втор. 34:8); все это сопровождалось игрой на свирелях (Мат. 9-23- Map. 5:38). Печаль по умершем выражалась весьма сложным образом: кроме громкого плача, ударяли себя по бедрам (Иез 21:12), раздирали одежду и бросались на землю, посыпая голову пеплом или землей (Быт. 37:29, 34; 44:13; И. Нав. 7:6; 1 Цар. 4:12; 2 Цар. 15:32). В знак печали надевали на себя вретище из грубой, темного цвета, ткани, рвали или стригли волосы на голове и бороде (Езд. 9:3; Иер. 7:29; 16:6: Ам. 8:10), покрывали голову и рот (2 Цар. 15:30; Иез. 24: 17), снимали с себя всякие украшения; все это имело целью придать внешнему виду скорбящего отпечаток неряшливости (2 Цар. 14:2; 19:24); также воздерживались от пищи и питья (2 Цар. 12:16; Дан. 10:3; Ос. 9: 4) и даже царапали и терзали себя до крови (Иер. 16:6; 48:37). В законе Моисеевом существует много определений, имеющих целью ограничить эти неприятные и ненужные обычаи, особенно касающиеся надрезов и прокалывания своего тела ради умерших, так как это было заимствовано у язычников (Лев. 19:28; 21:1,5,11; Чис, 6.7; Втор. 14:1). Не одни только родственники совершали плач по умершим; для этой цели еще нанимали специальных плакальщиков и свирельщиков (Иер. 9: 14; Ам. 5:16; Мат. 9:23). Этот обычаи был общепринятым еще во времена Иисуса Христа и вошел в народную поговорку, которая часто слышалась на улицах между играющими детьми (Мат. 11:16, 17). Женское причитание при смерти и погребении, принято еще до сих пор на Востоке, и представляет нечто невероятное. Обычай найма специальных женщин плакальщиц существует и доныне. Доктор Иоветт ( Jowett) был свидетелем подобного зрелища в Наблусе (прежний Сихем). В день приезда доктора Иоветта умер губернатор города Наблуса. «Когда мы приближались к воротам города», пишет доктор Иоветт, «то увидели большую толпу женщин, которые причитывали и что-то пели, хлопая для такта в ладоши. В этом пении небыло никаких следов печали. — Если это траур, — подумал я — тогда это удивительно, такое пение скорее выражает что-то вроде злобного упрямства. — Когда мы подъехали к воротам, монотонное причитание плакальщиц внезапно перешло в отчаянный вой и крик, который произвел на меня, впервые приехавшего в этот негостеприимный город, самое неприятное впечатление. Плакальщицы некоторое время следовали за нами, потом вернулись обратно, так как ничего от нас не получили. К вечеру мы узнали, что эта группа женщин была только небольшой горсткой из всех плакальщиц Их крик заглушал всякие звуки в городе; они усиливали вой и крик, как написано: «чтобы из глаз лились слезы и с ресниц текла вода» (Иер. 9:18). На следующее утро они должны были явиться к начальству, чтобы получить ничтожное вознаграждение за такую напряженную работу». Бальзамирование в полном смысле слова не практиковалось у израильтян. Согласно древним писателям, оно было в обычае у египтян, которые и изобрели различные способы бальзамирования. Одни из них были дешевы, но другие весьма - дороги. Дешевые способы бальзамирования призводились, главным образом, при помощи кедрового масла и селитры. Бальзамирование более сложным и дорогим способом описывается так: Сперва вынимали мозги, затем и внутренности; затем труп дезинфицировали пальмовым вином, натирали пахучими веществами, наполняли мирой, кассией и др. драгоценными снадобьями, натирали маслом, после чего оставляли тело в натре (соли), приблизительно, дней 70; по прошествии этого времени его опять омывали и завертывали в льняные полотнища, пропитанные каучуком. После бальзамирования мастера возвращали труп родственникам, которые клали его в гроб из сикоморы. Этому гробу придавалась форма тела человека. Трупы, сохраняемые таким образом, назывались мумиями. Такие мумии находят в большом количестве в гробницах древнего Египта. Многие из них пролежали тысячи лет. По всей вероятности таким же образом были набальзамированы Иаков и Иосиф (Быт. 50:2,26) и их «положили в ковчег». Других примеров подобного бальзамирования мы не встречали в Библии, хотя, как видно из вышесказанного, драгоценные снадобья и т. под. часто употреблялись при погребении в обильной мере, особенно когда покойник был княжеского рода. Писание передает, что царя Асу (2 Пар. 16:14) «похоронили в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями, разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество». О подобном сжигании благовоний говорится и во 2 Пар. 21: 19: «И не сожег для него народ его (царя Иорама) благовоний, как делал то для отцов его». См. также Иер. 34:5. Сжигание трупов было греческим и римским обычаем; у евреев это делалось только в исключительных случаях. Библия говорит об одном или двух таких случаях. Первый случай описывается в 1 Цар. 31:12, хотя именно в этом случае кости были собраны и погребены (стих 13). В Ам. 6:10 говорится о сожигателе, и также о наказании, которое постигнет народ, когда число умерших будет так велико, что не будут успевать хоронить всех по установленному обычаю. Страстное желание каждого еврея — быть похороненным вместе со своими близкими. Старый Верзеллий выпросил у царя Давида, в виде особенной милости, разрешение возвратиться в свой город, чтобы быть погребенным вместе со своими отцами (2 Цар. 19: 37). Иаков заповедал своим детям отвезти его остатки в пещеру, близ Мамре, — «там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию (Быт. 49:29-31). И хотя Иосиф почти всю жизнь прожил вдали от родины, он все-таки заручился клятвенным обещанием израильского народа, говоря: «Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (Быт. 50:25). «Верою Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих (Евр. 11:22). И когда пришло время, Моисей взял с собой останки Иосифа (Исх. 13:19). Многие тысячи евреев и в наши дни на закате жизни отправляются в землю Ханаанскую, особенно в какое-нибудь священное место, например, Иерусалим или Тивериаду, чтобы покоиться в земле своих отцов.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ПОХОРОНЫ
   • Funus.

    I.

         У греков: ?????.

         Торжественно хоронить мертвых и считать их могилы святыми было у греков религиозною обязанностью и вкоренившимся обычаем, основанным на их веровании в блуждание непогребенных. Какие глубокие корни сознание в этой обязанности пустило уже в древнейшие времена, непреложные доказательства тому мы имеем у Гомера и вообще в древних сказаниях. Так, Антигона ставит эту обязанность, налагаемую неписаными, нерушимыми законами богов, гораздо выше человеческих постановлений Креонта; так, умирающий Гектор умоляет, чтобы разгневанный победитель не отказал ему в погребении, и Приам подвергает свою жизнь опасности, чтобы получить труп сына и оказать ему последние почести. Даже относительно чужеземцев соблюдалась эта обязанность; на непогребенного, которого находили и не могли похоронить, бросали землю. Также и павшие в бою враги были погребаемы (частные исключения, вызванные особым ожесточением, не опровергают общего правила). Самым замечательным примером служит следующий случай: афиняне приговорили к смерти возвратившихся в 406 г. от Аргинузов победоносных полководцев своих за то, что они не собрали (вследствие бури) и не похоронили павших в бою воинов. Хеn. Hell. 1, 7, 1 слл. Что касается до обычаев при погребении (??? ??????, ??????, ?????????? или ??????????), то варварские обычаи древнего времени были совершенно уничтожены главнейшим образом законами Солона (Demosth. Macart., p. 1071). Тотчас после смерти мертвому клали в рот обол, называвшийся также ??????, для Харона, как плату за проезд в ад. После этого покойника омывали ближайшие родственники, особенно женщины, намазывали маслом, увенчивали еловыми ветвями, и особенно сельдереем (???????), и облекали в белые одежды. Упоминают также, что мертвому давался в гроб пирожок из медa (????????????), чтобы задобрить Кербера. Затем следовало обыкновенно на второй день после смерти выставление тела (????????) на ????? в передней части дома так, что мертвый лицом и ногами лежал к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы (посторонним женщинам, которые имели менее 60 лет, это было запрещено законом Солона) сидели вокруг постели усопшего плача. Чрезмерное выражение печали, как, напр., царапание щек, были запрещены законом Солона (ср. Aesch. Choeph. 20 слл.). Рядом с постелью ставились ???????, глиняные разрисованные сосуды, а при входе дома стоял сосуд с водой, которая не должна была быть взята из дома, где был умерший, как считавшегося нечистым, для омовения (?????????) выходящих. Выставление и все остальное сначала исполняли сами родственники, но впоследствии и посторонние лица за плату. На следующий день перед восходом солнца происходил вынос тела, ??????? на ????? в сопровождении наемных плакальщиков (????????) или флейтщиц, равно как родственников и друзей. Труп или сжигали, как это бывало обыкновенно в героическое время, или, как это бывало впоследствии, наряду со сжиганьем — хоронили (??????, ???????????; общее — ???????). Трупы клались в гробы (?????, ??????, ?????, ????????, ????????, в древние времена также урны для праха), которые приготовлялись из дерева, часто из глины, также из камня. Места для погребения (??????, ?????, ???????, ????????, ??????, ср. Sepulcrum, Погребение) находились в большей части городов вне города (в Спарте внутри), преимущественно вблизи дорог. В Афинах даже кенотафии павших воинов, тела которых не могли быть найдены, были вне города. Часто мертвые хоронились в своих имениях. Но были также места, предназначенные специально для погребения мертвых, в афинах местности перед конными воротами (????? ???????; см. Attica, Аттика, 14). Памятники, или холмы (??????, ????????, ??????), или столбы (???????), колонны (??????), храмообразные здания (??????, ??????), или чертырехугольные лежащие надгробные камни (????????) были собственностью семьи (ср. ??????, Надгробия), так что даже на суде право собственности на место погребения служило доказательством родства. В могилу давалась всякая утварь, как-то: сосуды и т. п.; этим объясняется большое количество раскрашенных глиняных сосудов, сохранившихся до наших времен. В позднейшие времена обычай этот прекратился. За погребением следовала тризна (???????????), на которую родственники собирались в дом покойного. На 3-й день совершалась жертва по усопшем, ?????, главная жертва — на 9-й день, ????? (?´?????). Внешние признаки печали, обстриженные волосы, отсутствие украшений, черная и, в некоторых местностях, белая траурная одежда (????? ????????), продолжались еще дольше, в Афинах, вероятно, 30 дней, когда снова приносилась жертва ?????????. Забота о могилах была постоянна, и в известные дни происходили празднества в честь умерших, соединенные с увенчиванием и украшением могил повязками (???????), равно как с жертвами ???????????, ????; кровавые жертвы, ????????????, в Афинах были запрещены. (Приносить жертвы называлось ??????????.) Такими праздниками были ??????? в день рождения умершего, затем в день смерти и, наконец, общий праздник ???????, у афинян в 5-й день месяца Боедромиона, называвшийся тоже ???????. Впрочем, также и в другие, не назначенные дни происходили подобные празднества. Без торжественного погребения хоронились на том месте, где были поражены, убитые молнией (поражение богами, ?????? ??????), иногда они оставались и совсем непогребенными. При многих преступлениях, особенно при измене отечеству, смертная казнь еще была усиливаема лишением погребения. Особые формальности бывали при погребении павшего от руки убийцы. Перед процессией неслось копье и втыкалось на могиле, как символ лежавшей на родственниках обязанности преследовать убийцу. Если тело умершего не могло быть найдено, напр., если кто-нибудь погиб на море, или после битвы не было отыскано тело, то устраивались похороны для виду и воздвигалась пустая могила, ??????????. ср. v. Stackelberg, Gr?ber der Hellenen (1827) и Becker, Charikles, т. III, стр. 83 слл.

    II.

         У римлян: funus.

         Когда умершему закрывали глаза, начинался громкий плач (conclamabatur). Затем погребальщик (см. Libitinarius, Либитинарий) посылал уборщика, pollinctor, Поллинктор, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал после этого на парадную постель (lectus funebris). Рядом стояла курильница, асеrrа, turibulum, а в прихожей — ветви от picea и cupressus. На 8-й день следовало обыкновенно погребение или вынос (funus) тела при торжественных проводах (exsequiae) печального собрания, и это совершалось или торжественно по провозглашении глашатая (funus indictivum), или просто и без шума. Обыкновенное время погребения знатных было дообеденное. Сопряженные с дальнейшими торжественностями и пышностью проводы (pompa) устраивал designator, которому помогали lictor и accensus. Сначала шли музыканты (liticines, редко cornicines), потом плакальщицы (praeficae), певшие похвалы умершему (naeniae), и актеры, исполнявшие нередко комические сцены из жизни умершего. Далее следовали восковые маски предков (см. Imagines maiorum, Восковые портреты) и картины, изображавшие деяния усопшего, особенно если он приобрел славу военными подвигами. Окруженный курильницами, труп лежал, головой повыше, на lectus или lectica, покрытый пурпурным с золотом покровом. Погребальные носилки (feretrum) несли родственники или вольноотпущенные рабы, у знаменитых мужей — также сенаторы и всадники. Бедных носили vespillones (носильщики) в ящике, sandapila. За трупом следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и др. лица, все в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась, и один из родственников говорил надгробную речь (laudatio funebris), по окончании которой снова двигалось шествие, чтобы или сжечь труп (crematio), или похоронить его (humatio). Laudatio funebris заслуженных государственных людей упоминается еще со времен основателя свободы, Брута; оказывать женщинам эту честь разрешено было после нашествия галлов (Liv. 5, 50), но впервые оказана она была Попилии, матери Катула (Cic. de or. 2, 10, 44). Эти речи произносились или в сенате или pro rostris; говорили их юноши. Вредное влияние этих похвальных речей на верность исторического предания сознавали сами римляне (Cic. Brut. 16, 62. Liv. 8, 40). Обычай этот существовал также в семьях; так, Цезарь говорил речь своей тетке Юлии и своей первой супруге (Suet. Caes. 6), и нечто подобное рассказывают про Октавиана и Тиберия, когда они были отроками. Две такие частные речи дошли до нас в виде надписей — речь консула А. Лукреция Веспиллона в честь его супруги Турии (умер между 8 и 2 гг. до Р. X.) и императора Адриана в честь Матидии Старшей (изд. Th. Mommsen, Вerl., 1864). Место, где происходило crematio, называлось ustrina, ustrinum, сам костер — rogus. Сначала на костер бросали цветы, венки и т. п., затем поджигали его, поднимали плачь и лили на него вино или благовония (odores, liquores, unguenta и др.). Когда костер сгорал, тушили тлеющую золу и собирали кости умершего, которые окропляли вином и молоком, высушивали и запирали прах в ящик или урну. Эту урну опускали в могилу (см. Sepulcrum, Погребение), a вместе с тем и мази и масло в банках и благовония. Труп, который хоронился, клали в гроб из камня или из дерева (см. Sepulcrum, Погребение) и затем опускали в склеп или в землю. Бедные и рабы хоронились на Эсквилинском холме, богатые имели свои sepulcra. На 9-й день после погребения происходили novemdialia, feriae novemdiales, жертвоприношение и угощение умершего, которое ставилось на могиле и называлось cena feralis. Вместе с тем устраивался большой пир или на самой могиле, что бывало в древние времена и называлось silicernium, или в доме умершего, куда являлось много гостей. Иногда даже угощался весь народ или получал так называемую Visceratio. Происходили, бывало, игры и гладиаторские бои (funеbres ludi, см. Ludi, Игры). И после этого долго вспоминали об умерших с благоговением и доказывали это различными способами, напр., общими праздниками в честь умерших (feralia) или частными (parentalia). При таких случаях могилы украшались, увенчивались, окроплялись и т. п. О трауре см. Luctus, Траур.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ПОХОРОНЫ
   • Funus.

    I.

         У греков: ?????.

         Торжественно хоронить мертвых и считать их могилы святыми было у греков религиозною обязанностью и вкоренившимся обычаем, основанным на их веровании в блуждание непогребенных. Какие глубокие корни сознание в этой обязанности пустило уже в древнейшие времена, непреложные доказательства тому мы имеем у Гомера и вообще в древних сказаниях. Так, Антигона ставит эту обязанность, налагаемую неписаными, нерушимыми законами богов, гораздо выше человеческих постановлений Креонта; так, умирающий Гектор умоляет, чтобы разгневанный победитель не отказал ему в погребении, и Приам подвергает свою жизнь опасности, чтобы получить труп сына и оказать ему последние почести. Даже относительно чужеземцев соблюдалась эта обязанность; на непогребенного, которого находили и не могли похоронить, бросали землю. Также и павшие в бою враги были погребаемы (частные исключения, вызванные особым ожесточением, не опровергают общего правила). Самым замечательным примером служит следующий случай: афиняне приговорили к смерти возвратившихся в 406 г. от Аргинузов победоносных полководцев своих за то, что они не собрали (вследствие бури) и не похоронили павших в бою воинов. Хеn. Hell. 1, 7, 1 слл. Что касается до обычаев при погребении (??? ??????, ??????, ?????????? или ??????????), то варварские обычаи древнего времени были совершенно уничтожены главнейшим образом законами Солона (Demosth. Macart., p. 1071). Тотчас после смерти мертвому клали в рот обол, называвшийся также ??????, для Харона, как плату за проезд в ад. После этого покойника омывали ближайшие родственники, особенно женщины, намазывали маслом, увенчивали еловыми ветвями, и особенно сельдереем (???????), и облекали в белые одежды. Упоминают также, что мертвому давался в гроб пирожок из медa (????????????), чтобы задобрить Кербера. Затем следовало обыкновенно на второй день после смерти выставление тела (????????) на ????? в передней части дома так, что мертвый лицом и ногами лежал к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы (посторонним женщинам, которые имели менее 60 лет, это было запрещено законом Солона) сидели вокруг постели усопшего плача. Чрезмерное выражение печали, как, напр., царапание щек, были запрещены законом Солона (ср. Aesch. Choeph. 20 слл.). Рядом с постелью ставились ???????, глиняные разрисованные сосуды, а при входе дома стоял сосуд с водой, которая не должна была быть взята из дома, где был умерший, как считавшегося нечистым, для омовения (?????????) выходящих. Выставление и все остальное сначала исполняли сами родственники, но впоследствии и посторонние лица за плату. На следующий день перед восходом солнца происходил вынос тела, ??????? на ????? в сопровождении наемных плакальщиков (????????) или флейтщиц, равно как родственников и друзей. Труп или сжигали, как это бывало обыкновенно в героическое время, или, как это бывало впоследствии, наряду со сжиганьем — хоронили (??????, ???????????; общее — ???????). Трупы клались в гробы (?????, ??????, ?????, ????????, ????????, в древние времена также урны для праха), которые приготовлялись из дерева, часто из глины, также из камня. Места для погребения (??????, ?????, ???????, ????????, ??????, ср. Sepulcrum, Погребение) находились в большей части городов вне города (в Спарте внутри), преимущественно вблизи дорог. В Афинах даже кенотафии павших воинов, тела которых не могли быть найдены, были вне города. Часто мертвые хоронились в своих имениях. Но были также места, предназначенные специально для погребения мертвых, в афинах местности перед конными воротами (????? ???????; см. Attica, Аттика, 14). Памятники, или холмы (??????, ????????, ??????), или столбы (???????), колонны (??????), храмообразные здания (??????, ??????), или чертырехугольные лежащие надгробные камни (????????) были собственностью семьи (ср. ??????, Надгробия), так что даже на суде право собственности на место погребения служило доказательством родства. В могилу давалась всякая утварь, как-то: сосуды и т. п.; этим объясняется большое количество раскрашенных глиняных сосудов, сохранившихся до наших времен. В позднейшие времена обычай этот прекратился. За погребением следовала тризна (???????????), на которую родственники собирались в дом покойного. На 3-й день совершалась жертва по усопшем, ?????, главная жертва — на 9-й день, ????? (?´?????). Внешние признаки печали, обстриженные волосы, отсутствие украшений, черная и, в некоторых местностях, белая траурная одежда (????? ????????), продолжались еще дольше, в Афинах, вероятно, 30 дней, когда снова приносилась жертва ?????????. Забота о могилах была постоянна, и в известные дни происходили празднества в честь умерших, соединенные с увенчиванием и украшением могил повязками (???????), равно как с жертвами ???????????, ????; кровавые жертвы, ????????????, в Афинах были запрещены. (Приносить жертвы называлось ??????????.) Такими праздниками были ??????? в день рождения умершего, затем в день смерти и, наконец, общий праздник ???????, у афинян в 5-й день месяца Боедромиона, называвшийся тоже ???????. Впрочем, также и в другие, не назначенные дни происходили подобные празднества. Без торжественного погребения хоронились на том месте, где были поражены, убитые молнией (поражение богами, ?????? ??????), иногда они оставались и совсем непогребенными. При многих преступлениях, особенно при измене отечеству, смертная казнь еще была усиливаема лишением погребения. Особые формальности бывали при погребении павшего от руки убийцы. Перед процессией неслось копье и втыкалось на могиле, как символ лежавшей на родственниках обязанности преследовать убийцу. Если тело умершего не могло быть найдено, напр., если кто-нибудь погиб на море, или после битвы не было отыскано тело, то устраивались похороны для виду и воздвигалась пустая могила, ??????????. ср. v. Stackelberg, Gr?ber der Hellenen (1827) и Becker, Charikles, т. III, стр. 83 слл.

    II.

         У римлян: funus.

         Когда умершему закрывали глаза, начинался громкий плач (conclamabatur). Затем погребальщик (см. Libitinarius, Либитинарий) посылал уборщика, pollinctor, Поллинктор, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал после этого на парадную постель (lectus funebris). Рядом стояла курильница, асеrrа, turibulum, а в прихожей — ветви от picea и cupressus. На 8-й день следовало обыкновенно погребение или вынос (funus) тела при торжественных проводах (exsequiae) печального собрания, и это совершалось или торжественно по провозглашении глашатая (funus indictivum), или просто и без шума. Обыкновенное время погребения знатных было дообеденное. Сопряженные с дальнейшими торжественностями и пышностью проводы (pompa) устраивал designator, которому помогали lictor и accensus. Сначала шли музыканты (liticines, редко cornicines), потом плакальщицы (praeficae), певшие похвалы умершему (naeniae), и актеры, исполнявшие нередко комические сцены из жизни умершего. Далее следовали восковые маски предков (см. Imagines maiorum, Восковые портреты) и картины, изображавшие деяния усопшего, особенно если он приобрел славу военными подвигами. Окруженный курильницами, труп лежал, головой повыше, на lectus или lectica, покрытый пурпурным с золотом покровом. Погребальные носилки (feretrum) несли родственники или вольноотпущенные рабы, у знаменитых мужей — также сенаторы и всадники. Бедных носили vespillones (носильщики) в ящике, sandapila. За трупом следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и др. лица, все в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась, и один из родственников говорил надгробную речь (laudatio funebris), по окончании которой снова двигалось шествие, чтобы или сжечь труп (crematio), или похоронить его (humatio). Laudatio funebris заслуженных государственных людей упоминается еще со времен основателя свободы, Брута; оказывать женщинам эту честь разрешено было после нашествия галлов (Liv. 5, 50), но впервые оказана она была Попилии, матери Катула (Cic. de or. 2, 10, 44). Эти речи произносились или в сенате или pro rostris; говорили их юноши. Вредное влияние этих похвальных речей на верность исторического предания сознавали сами римляне (Cic. Brut. 16, 62. Liv. 8, 40). Обычай этот существовал также в семьях; так, Цезарь говорил речь своей тетке Юлии и своей первой супруге (Suet. Caes. 6), и нечто подобное рассказывают про Октавиана и Тиберия, когда они были отроками. Две такие частные речи дошли до нас в виде надписей — речь консула А. Лукреция Веспиллона в честь его супруги Турии (умер между 8 и 2 гг. до Р. X.) и императора Адриана в честь Матидии Старшей (изд. Th. Mommsen, Вerl., 1864). Место, где происходило crematio, называлось ustrina, ustrinum, сам костер — rogus. Сначала на костер бросали цветы, венки и т. п., затем поджигали его, поднимали плачь и лили на него вино или благовония (odores, liquores, unguenta и др.). Когда костер сгорал, тушили тлеющую золу и собирали кости умершего, которые окропляли вином и молоком, высушивали и запирали прах в ящик или урну. Эту урну опускали в могилу (см. Sepulcrum, Погребение), a вместе с тем и мази и масло в банках и благовония. Труп, который хоронился, клали в гроб из камня или из дерева (см. Sepulcrum, Погребение) и затем опускали в склеп или в землю. Бедные и рабы хоронились на Эсквилинском холме, богатые имели свои sepulcra. На 9-й день после погребения происходили novemdialia, feriae novemdiales, жертвоприношение и угощение умершего, которое ставилось на могиле и называлось cena feralis. Вместе с тем устраивался большой пир или на самой могиле, что бывало в древние времена и называлось silicernium, или в доме умершего, куда являлось много гостей. Иногда даже угощался весь народ или получал так называемую Visceratio. Происходили, бывало, игры и гладиаторские бои (funеbres ludi, см. Ludi, Игры). И после этого долго вспоминали об умерших с благоговением и доказывали это различными способами, напр., общими праздниками в честь умерших (feralia) или частными (parentalia). При таких случаях могилы украшались, увенчивались, окроплялись и т. п. О трауре см. Luctus, Траур.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Смерть и похороны в культурехакасов

Бурнаков В. А.
The author of the article introduces into practice new archival and field materials on funeral-memorial ceremonial and believes about death in the Khakases' culture.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 01. 009. Трайс Т. Ритуалы протеста: похороны народников в Императорском Петербурге в 18761878

Шевырин В. М.
Читать PDF
0.00 байт

Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда

Соколова Анна Дмитриевна
В духовной культуре русского народа в ХХ веке происходили коренные изменения.
Читать PDF
0.00 байт

Похороны «По-репному» (о некоторых фактах похоронно-поминальной обрядности северных русских)

Крашенинникова Юлия Андреевна
В работе представлены материалы, связанные с обрядовыми практиками севернорусского населения, в частности, затрагивают тему временных захоронений умерших неестественной смертью.
Читать PDF
0.00 байт

«Вот и еще один безымянный лег в мерзлую землю»: похороны и телесность в ГУЛАГе

Сергей Мохов
Читать PDF
0.00 байт

Национальные похороны жертв Февральской революции и деятели русской культуры

Смирнова Алла Александровна
Описаны история организации похорон жертв Февральской революции и участие в них деятелей русской культуры и искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Русский календарный обряд «Похороны горюна» - загадочное имя персонажа

Бузин Владимир Серафимович
Статья посвящена проблеме названия «горюн» персонажа, приуроченного к троицкому циклу обряда «похороны горюна» села Мерлинка Пензенской губернии.
Читать PDF
555.34 кб

К вопросу о звуковых концептах обрядов перехода: похороны стрелы, похороны кукушки, проводы русалок

Мнацаканян Людмила Александровна
Анализируя характеристику свиста и гула в обрядах похороны стрелы, похороны кукушки, проводы русалок в контексте темброакустической модели, автор опирается на спектральный анализ указанных феноменов
Читать PDF
48.22 кб

Роль тембра в обряде «Похороны стрелы»: к вопросу о звуковой организации мифопоэтического пространст

Мнацаканян Людмила Александровна
В статье рассматривается роль тембра в обрядовых комплексах традиционной музыкальной культуры.
Читать PDF
409.30 кб

Полиция и публичные похороны

Мэннинг Питер
Эмиль Дюркгейм и его последователи обратили наше внимание на роль коллективных представлений в дописьменных обществах, таких как похоронные процессия и шествия.
Читать PDF
0.00 байт

Славянские представления о «свадьбе-похоронах» и их отражение в романтическом балладном жанре

Е. В. Сковорода
Читать PDF
722.44 кб

Традиционные формулы крестьянской культуры на сломе эпох: «Похоронили хорошо» (к вопросу о фотографи

Николаев Олег Рудольфович
Читать PDF
0.00 байт

В Праге похоронили Ялту

Эггерт К. П.
Читать PDF
513.84 кб

Царь карнавала: к проблеме смысла шутовских свадеб и похорон в петровской придворной культуре

Мухин Олег Николаевич
Предпринимается попытка выявить смысл шутовских свадеб и похорон, являвшихся важной частью праздничной культуры Петровской эпохи и не нашедших последовательного объяснения в историографии.
Читать PDF
94.09 кб

Похоронно-поминальная пища дагестанских азербайджанцев: традиции и инновации

Алимова Барият Магомедовна, Кичибекова Алла Абдуллаевна

Похожие термины:

  • ПОГРЕБЕНИЕ или ПОХОРОНЫ

    Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему (Быт 46:4), отдать ему последнее целование. После погребения прои
  • ПРОЩАНИЕ С ИОСИФОМ ВИССАРИОНОВИЧЕМ СТАЛИНЫМ И ЕГО ПОХОРОНЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ ГОРОДА МОСКВЫ

    Иосиф Виссарионович Сталин скончался 5 марта 1953 в 21 час 50 минут. 6 марта 1953 в Колонном зале Дома Союзов в Москве был установлен гроб с телом Иосифа Виссарионовича Сталина – Председателя Совета Мини
  • Обряд мнимых похорон на Руси

    Существовали также обряды «мнимых» похорон, которые часто выполняли матери, у которых болело дитя. Обряд часто заключался во вхождении в контакт со смертью. Этот контакт осуществлялся в разных фо
  • ГДЕ ПОХОРОНЕН ШЕКСПИР

    В марте 1585 года Вильям Шекспир предпринял первую поездку из своего родного Стратфорда в Лондон, чтобы попытать счастья в большом городе. Тогда жизнь для него еще скрывалась за туманом неизвестнос
  • Похоронный обряд на Руси

    Еще со времен пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, уби