Похвала князю Ростиславу Мстиславичу – древнерусский литературный памятник XII в. П. читается в Нифонтовском сборнике (ркп. ГПБ, Q. XVI. 15, л. 468 об.–469), созданном в 30–40-х гг. XVI в. в Иосифо-Волоколамском монастыре во время игуменства Нифонта Кормилицына и при его непосредственном участии. В рукописи П. имеет ошибочное, позже приписанное название: «О великом князе Мьстиславе Смоленском и о церкви». В начале XIX в. для Н. П. Румянцева была сделана копия с П., в которой не везде правильно воспроизведен текст и сделаны некоторые орфографические поновления (см. об этом в статье: Сумникова. «Повесть», с. 134). Однако именно по ней вплоть до 1973 г. судили о тексте памятника. Дело в том, что в основу издания П., предпринятого в 1909 г. И. И. Орловским, лег не текст Нифонтовского сборника, а сделанная с него для Н. П. Румянцева копия. Текст же, опубликованный И. И. Орловским, был в 1964 г. перепечатан с незначительными изменениями (буквенная цифирь заменена арабской) М. К. Каргером в монографии «Зодчество древнего Смоленска (XII–XIII вв.)». Ошибки и поновления копии, по которой судили о тексте П., и заставили, видимо, А. Поппэ усомниться в древности памятника (см.: Поппэ А. В. Учредительная грамота смоленской епископии. – АЕ за 1965 г. М., 1966, с. 70, примеч. 48). Лишь в 1973–1974 гг. в статьях Т. А. Сумниковой и Я. Н. Щапова был опубликован текст П. по Нифонтовскому сборнику и внесена поправка в чтение одной из дат, что позволило по-новому решить некоторые вопросы, связанные с данным памятником.
Включение П. в сборник историко-полемического характера, содержащий сочинения в защиту истинности официального русского православия, Я. Н. Щапов объясняет тем, что она «заинтересовала составителя сборника... как сочинение, показывающее древность православия на Руси и успехи, связанные с его распространением» (Щапов. Похвала, с. 49). По жанру запись в Нифонтовском сборнике о Ростиславе Мстиславиче является посмертной похвалой князю. Особенность данной П. по сравнению с другими памятниками этого жанра состоит в том, что в ней нет перечисления добродетелей святого князя, являвшегося обязательной чертой этого жанра, в ней описан лишь один факт из биографии князя Ростислава: устроение им церкви в Смоленске, учреждение тамошней епископии и ее обеспечение (до этого главная смоленская церковь подчинялась Переяславской епископии), чем Ростислав «боле люди сия и землю просвети». Этого факта вполне достаточно, по мнению авторд П., для установления церковного почитания этого смоленского, а затем великого киевского князя, с надеждой на которое, как считают исследователи, и написан памятник. Не случайно автор П., говоря о Ростиславе, употребляет многозначительную формулу «треблаженный и святой», т. е. достойный особой благодати и особого почитания современников. Церковное почитание Ростислава, видимо, действительно имело место в древности, на что, по мнению Я. Н. Щапова (Щапов. Похвала, с. 54), указывает включение имени Ростислава с точным указанием даты его смерти в русское агиографическое сочинение XVII в. «Книгу о российских святых», однако официально Ростислав Смоленский не был канонизирован. П. была создана, как считают Т. А. Сумникова и Я. Н. Щапов, в Смоленске, вскоре после 1167 г. – года смерти Ростислава. Есть основания говорить о принадлежности автора П. к кругам, тесно связанным с той смоленской церковью Богородицы и епископской кафедрой, которые упоминаются в П. (Щапов. Похвала, с. 53). Кроме того, указывая на определенную близость некоторых составных частей П. и порядка их расположения к обычным дипломатическим формулярам средневекового документа, Щапов предполагает, что автор ее был связан с епископской канцелярией, занимался составлением документов кафедры (там же, с. 56).
Большой интерес для историков и археологов представляет запись, заканчивающая П. Она сообщает об освящении церкви Богородицы первым епископом города Смоленска «месяца августа 15 день, индикта 13, в лето 6658-е». В данной записи исследователи видят указание на освящение Успенского собора в Смоленске, заложенного еще в 1101 г. Числа в этой записи были переданы буквами кириллицы, и при указании года последнее титло покрывало две буквы (И и Е). В связи с этим возник вопрос, как читать дату: как 1147 г. (так считал И. И. Орловский, вслед за ним М. К. Каргер и другие исследователи) или как 1150 г. (Т. А. Сумникова и Я. Н. Щапов). Правы, без сомнения, последние, так как 13 индикт соответствует именно 6658 (1150) г., а конечное «Е» – обычно при передачи даты. Спорным является только вопрос о том, было ли это первое освящение Успенского собора, связанное с окончанием его строительства (так считает Т. А. Сумникова), или вторичное (так считает Я. Н. Щапов).
Изд.: Орловский И. И. Борисоглебский монастырь в Смоленске на Сыядыне и раскопки его развалин. – Смоленская старина. Смоленск, 1909, вып. 1, с. 211–212, примеч. 2; Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска (XII–XIII вв.). Л., 1964, с. 125, прил. 8; Сумникова Т. А. «Повесть о великом князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском и о церкви» в кругу других смоленских источников XII в. – В кн.: Восточнославянские языки: Источники для их изучения. М., 1973, с. 128–146; Щапов Я. Н. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска XII в. – ТОДРЛ, 1974, т. 28, с. 47–59.
Лит.: Барсуков. Источники агиографии, стб. 467–468; Щапов Я. Н. 1) Княжеские уставы и церковь на Руси XI–XIV вв. М., 1972, с. 137–149; 2) Освящение смоленской церкви Богородицы в 1150 г. – В кн.: Новое в археологии: Сб., посвящ. 70-летию А. В. Арциховского. М., 1972, с. 276–282.
Л. В. Соколова