Похвалы Богородицы в Башмакове церковь

Найдено 1 определение
Похвалы Богородицы в Башмакове церковь
(уничтожена).
Недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки, в Занеглименье стоял один из красивейших храмов Москвы — Похвалы Пресвятой Богородицы. В древности эта местность называлась Чертольем. Здесь находился храм, о котором упоминается в 1475 г. в Никоновской летописи. Он имел широко известную среди москвичей чудотворную икону святителя Николая Мирликийского и назывался в народе «Старая проща». Человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли «прощеник», так как его Бог простил, а храм, где происходили неоднократно исцеления, — «проща». По сведениям П.В. Сытина, основанным на изучении «Петрова чертежа» (плана Москвы 1597 г.), храмов в этом районе было два: Никольский и Похвалы Богородицы. Либо в Смутное время, либо несколько позднее, они, будучи деревянными, сгорели. Возобновили только один из них — в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и в него перенесли чудотворную икону святителя Николая. Поэтому храм Похвалы Богородицы стал называться «Старая проща». Во времена царя Ивана IV Грозного район Чертолья был занят дворами опричников, здесь же, согласно преданию, находился и двор знаменитого Малюты Скуратова.
Точная дата постройки храма Похвалы Богородицы неизвестна. Возможно, что он, как и Никольский, был построен в конце XV века. Именно в это время в Москве появился первый престол в честь этого праздника — южный придел Успенского собора Кремля. В древней Москве чтили и любили Богоматерь, о чем говорят множество храмов, Ей посвященных, и один из них — Похвалы в Башмакове. Новый каменный храм на этом месте решили построить в 1689 г., когда умер подьячий А. Шандин и завещал большие деньги на строительство церкви. Интересно, что в памяти людей осталось не его имя, а Башмакова. Думный дьяк Дементий Минич Башмаков был одним из приближенных ко двору чиновников при царе Алексее Михайловиче и его сыновьях. Известно, что он вместе с А.С. Матвеевым выполнял царские поручения особой важности.
Когда встал вопрос о строительстве нового храма, Башмаков отдал для этого часть принадлежавшей ему территории. Вероятно, старый храм был гораздо меньше и не имел должного размера двора. Дом Башмакова находился рядом, по набережной несколько ближе к Кремлю. Этот дом, перестроенный в XVIII веке и известный как дом Пашкова, был снесен одновременно с церковью. Думного дьяка похоронили при храме, о чем сохранялась каменная резная надпись, также в храме имелся потир, вложенный Башмаковым в 1705 г. Вероятнее, что церковь была готова вскоре после 1694 г., но по клировым ведомостям значилось, что постройка закончена в 1705 г. Архитектура здания, на первый взгляд, кажется традиционной: оно построено, как и многие приходские церкви, кораблем, то есть по одной линии расположены колокольня, трапезная, главный четверик и алтарные апсиды. Но пропорции храма несколько вытянутые, очень утонченно-изящны. Восьмигранные ярусы колокольни напоминают звонницу Новодевичьего монастыря, а основной объем храма похож на Преображенскую надвратную церковь той же обители. Обе эти постройки созданы в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи. Некоторые нововведения, как широкие лестницы, ведущие к южному входу в основной храм, восьмигранное окно на том же фасаде и вытянутые маковки куполов, были внесены позднее, уже в 1690-е гг. Храм стоял на довольно высоком месте, и около него проходили остатки вала XV в., а от Москвы-реки его отгораживала стена Белого города. Он был прекрасно виден из-за стены, а после ее сноса в 1780-е гг. стал главной доминантой на набережной. После строительства рядом огромного храма Христа Спасителя Похвальский храм не потерялся, а своим изящным силуэтом подчеркивал монументальность нового церковного здания. В церкви сохранялись чтимая храмовая икона Похвалы Божией Матери, перенесенный из раннего храма образ святой Параскевы начала XVII века и древний чудотворный образ святителя Николая в приделе его имени. Главный иконостас эпохи московского барокко был ровесником храму. В нем насчитывалось шесть ярусов, верхний — Страсти Христовы. Этот чин стал распространенным в конце XVII века. Иконы для иконостаса написал царский иконописец Кирилл Уланов — глава иконописной мастерской Оружейной палаты, что еще раз подчеркивает близость заказчиков храма к царскому двору.
Церковь Похвалы Богородицы снесли несколько позднее храма Христа Спасителя — в начале 1932 г. Сейчас на ее месте автомобильная стоянка и нет даже памятного знака.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.