Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце церковь

Найдено 1 определение
Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце церковь
(Кремль).
Из Александровского сада и с Манежной улицы хорошо видна церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, расположенная в служебной зоне Кремля. Особенно теперь, когда после реставрации Потешного дворца XVII века воссозданы в первозданном виде золоченые купола храма. Церковь строилась в 1651—1652 гг. как домовая при палатах Ильи Даниловича Милославского, отца царицы Марии Ильиничны, и была освящена 1 сентября 1652 г. с приделами преподобного Алексия, человека Божия, и преподобной Марии Египетской. Палаты, расположенные у западной Кремлевской стены, между Троицкой и Комендантской башнями, — единственный оставшийся в Кремле дом частного происхождения. По смерти Милославского усадьба в 1669 г. перешла в царскую казну, после чего палаты соединили каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 г. в них для царской семьи стали устраивать потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты Милославского стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 г., когда здесь поселились члены царской семьи, дворец расширили и частично перестроили. Расположение домовой церкви, вписанной в объем здания, является отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части над жилыми покоями. Палаты были как бы «небоскребом XVII века» (четыре этажа, а с подвалами — пять), с церковью и со звонницей, с плоскими крышами и висячими садами на них, со сквозным проездом тридцатиметровой длины под всеми этими сооружениями, с резным белокаменным бестиарием (собранием фантастических животных) на плоскостях наличников. Став Комендантским домом в 1806 г., бывший дворец подвергся перестройке, тогда и упразднили домовую церковь. Главы снесли, но сохранилась звонница. В 1869 г. архитекторы П.А. Герасимов и Н.А. Шохин пытались вернуть Потешному дворцу первоначальный вид. Они удалили поздние надстройки и псевдоготическое оформление, на фасаде сделали лепнину по образцу XVII века. Но при этой реставрации был допущен целый ряд ошибок, связанных с неправильным прочтением следов утраченного декора памятника.
В 1999 г. было принято постановление вернуть дворцу первоначальный облик. Отлитые в цементе накладные наличники XIX века сняли везде, под ними были найдены остатки старых, срубленных, которые сумели воссоздать. Утраченный декор по сохранившимся фрагментам выполнил скульптор Григорий Эрстакян. Частично восстановили оригинальную раскраску наружных стен. В 2001—2003 гг. реставраторы восстановили завершения церкви и звонницы. На чердаках, под слоем вековой пыли они смогли разглядеть фрагменты оснований барабанов. Любопытно, что алтарная часть имела трехщипцовые завершения, а четверик храма еще более сложные покрытия. Его центральная часть венчалась закомарами с востока и с запада, а на южном и северном фасадах — двускатной крышей. На восточном фасаде под штукатуркой по натурным остаткам реставрировали наличники с треугольными фронтонами и рустами. Их классическая форма, традиционная для европейской архитектуры, уникальна для древнерусского зодчества. При реставрации дворца в 2000—2004 гг. церковь внешне восстановлена, однако освящены только кресты, сам же домовый храм используется комендатурой Кремля в служебных целях.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.