ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПОKРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
праздник Православной Церкви (1 (14) октября), принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в XII в. в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения в константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и Ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Свой головной покров (омофор) над молящимся народом. По преданию, это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен св. благоверным князем Андреем Боголюбским.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Покров Пресвятой Богородицы
великий Богородичный праздник, отмечаемый Церковью 14(1) октября. Он был установлен в память о чудесном избавлении Константинополя от нашествия сарацинов в 910 году. В этот день народ собрался во Влахернском храме, где хранились погребальные пелены и омофор Пресвятой Богородицы, чтобы просить Приснодеву о заступничестве. В это время блаженному Андрею Христа ради юродивому и его ученику Епифанию было видение: Божья Матерь в окружении ангелов и святых стояла на воздухе, простирая свой покров над молящимися людьми. Видение вскоре исчезло, но благодать, которую явила Приснодева, осталась: полчища сарацинов отошли от города, так и не начав сражения.

Источник: Православная энциклопедия.

Покров Пресвятой Богородицы
праздник Русской Православной Церкви (14 октября по нов. ст.), принадлежит к числу великих. Установлен в память о видении блаженным Андреем и его учеником Епифанием во время богослужения во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы со святыми и ангелами, стоящей на облаке и простирающей Свой Покров над молящимся народом. По церковному преданию, это событие произошло в 910. Праздник П. П. Б. отмечается только РПЦ. Исследователи фиксируют первые признаки почитания и празднования Покрова в начале XII в. К XIV в. покровский сюжет обретает на Руси все большее духовное значение, и уже в XVI в., в эпоху царствования Ивана Грозного, П. П. Б. становится важным религиозногосударственным праздником. В праздновании П. П. Б. народное религиозное сознание воплотило представление о духовной самобытности Московской Руси, защищаемой от внешнего, оскудевшего верой мира собственным благочестием и небесной благодатью.

Источник: Краткий православный словарь.

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1. Праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии, в Русской Церкви. Считается одним из великих, хотя и не относится к двунадесятым. Он был установлен в воспоминание о чудесном явлении Богоматери во время осады Константинополя арабами. В константинопольском Влахернском храме находился Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Они увидели Богоматерь со святыми, которая распростерла свой покров (покрывало) над собравшимися в храме и молилась об избавлении народа от бедствий, что и случилось. День празднования – 14 (1) октября. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту. Он вобрал в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ. 2. Икона на сюжет церковной истории. Богоматерь изображается обычно на фоне храма с поднятыми руками. Над Ее головой ангелы держат покров. Над покровом – благословляющий Христос. Внизу – закрытые Царские врата, справа от них Андрей Юродивый и Епифаний, слева – Иоанн Предтеча и апостолы. Кроме этих персонажей могут изображаться стоящий на амвоне Роман Сладкопевец – автор ряда песнопений, посвященных Богоматери.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
издревле укоренившаяся в душах Казаков надежда на опеку и покровительство Матери Бога Живого. День Покрова 1/14 октября всегда праздновался в станицах дома и в эмиграции особенно торжественно, с молебнами о живущих, с панихидами по отшедшим в иной мир, с общественными собраниями, спортивными состязаниями и общими трапезами. Исторически такая традиция приурочивалась к чуду поражения Турок под Азовом, когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось никаких надежд и когда видение "жены прекрасной в багряной ризе" вдохновило на новые подвиги. К первому октября 1641 г. свершилось действительное чудо: город освободился от осады. Но корня особенного почитания Богородицы несомненно много древнее, глубже и душевнее. Божия Матерь, это Высшее Начало. Матерински нежная, страдающая и понимающая страдание, вечная Женственность, обнадеживающая посредница между слабым человеком и Всемогущим Господом. Ее образ вызывал в массах военного казачьего народа те же чувства, которые почитание Пресвятой Девы у средневековых рыцарей, в частности у рыцарей В. княжества Литовского, ходивших в бой с пением гимна-молитвы "Бога Родица, Девица, Благословенная Мария". Обо всем этом. и свидетельствует апокриф о Богородице и слезах казачьих матерей, созданный Казаками когда то в старину (см. КАЗАЧКИ).
Осенний праздник, посвященный П. П. Богородицы, отдавал должное памяти погибших в боях и усопших, а одновременно служил днем благодарения за Божие дары, за те жизненные блага, которые Казак-хозяин получил в истекшем году.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
праздник, установленный в XII в. Русской Церковью. Им знаменуется чудесное видение св. Андрею Константинопольскому во Влахернском храме в Константинополе. Оно описано в его житии следующим образом: после длительного моления на всенощной св. Андрей и его ученик Епифаний остались молиться в опустевшей от молящихся церкви. Около 4-х часов утра явилась в куполе Богоматерь, окруженная ангелами и святыми, сняла свой мафорий (покров) и благословляюще простерла его над церковью. Св. Андрей указал на видение Епифанию, и он тоже увидел Владычицу.
Св. Андрей жил в X в., во дни царствования византийского имп. Льва Мудрого (886-911). Родом славянин, он был по тому времени высокообразованным человеком и оставил ряд "Собеседований" со своими учениками. Но избрал себе самый трудный подвиг святости - Христа ради юродивого. Пример св. Андрея нашел много последователей на Руси. Эти блаженные юродивые чтились народом и известны в истории как безбоязненно говорившие правду самым грозным правителям. Знаменитый собор Василия Блаженного построен на могиле такого же юродивого во времена царя Ивана Грозного. Интересно отметить, что собор его имени посвящен Покрову Богоматери, т.е. видению св. Андрея, и этим как бы объединяет св. Андрея Константинопольского, юродивого, с московским Василием Блаженным, а Влахернский храм, в котором явилась Богоматерь, - с Покровским собором в Москве.
На Руси "Придет Покров - девке голову покроет", - говорили старики, а девушки, в свою очередь, втайне молились: "Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня, молоду", или: "Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником", а малороссийские девушки на теплом юге, не отставая от дедовских обычаев, тихонько пели: "Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хочь ганчиркою, аби не зоставалась дивкою!"
В деревенской жизни русского народа, по завещанию предков, были установлены так называемые "свадебные недели", которые тянулись от Крещения до Масленицы, на Красной горке, особенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого "бабьего лета", или Семенова дня (1 сентября), до "Филипповок", т.е. Филиппова заговенья (14 ноября), как начала Рождественского поста, называемого "холодным". Таким образом, последние в году свадьбы приурочивались к Покрову, и засидевшиеся "в девках" в этот день обязательно ходили в церковь молиться о ниспослании им хороших женихов. На Ненилу и Параскеву (28 октября), например, полагались особые молитвы о хороших женихах: "Матушка Прасковья! Пошли женишка поскорее". Для подобной же цели другой святой заступницей и покровительницей считалась вмц. Екатерина, к которой с мольбою о добрых невестах обращались в Юго-Западной Руси и парни, а на западе - св. ап. Андрей, к которому обращались девушки.
Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивавшиеся к Покрову, невольно наталкивали на мысль отыскать себе на будущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хороводы, заводимые от Оспожинок и продолжавшиеся нередко до Покрова, служили к сближению молодых людей, а кроме того, на посиделках и супрядках, так как в это время обычно начинались работы в избах при огне, можно было поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. В указанное время можно было сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешили присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без которого не могла обойтись свадьба: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, которые можно найти у себя в деревне, а городских, привозных. В этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настроение заметно живее и увереннее, в надежде расплести косу и покрыть голову бабьим повойником. А не покрыл Покров, не покроет и Рождество снегом - землю и бабьим платком - девушку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводили в своем кругу, устраивали складчину и задавали веселый пир, искренне веря, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь".
Существенное и важное значение издавна имел этот праздник в экономической жизни народа по отношению к срокам найма рабочих. Эти сроки выражались в поговорках: "от Покрова до Евдокей"; "от Покрова до Крещенья"; "подожди до Покрова - весь долг выплачу" и т.п. В земледельческой, хлебородной полосе России "срочники" или, как они сами говорят, "строшники" жили обычно по найму с Ильина дня до Покрова. Совершенно обратное явление наблюдалось в фабричных местностях, где с Покрова все ткачи и шпульники работали до св. Пасхи, а затем уходили к родной земле на свои весенние и летние работы. В малохлебных местностях обыкновенно около этого времени начинали закупать из чужих рук хлеб, за неимением своего, так как не редкость было услышать, что иной хозяин "только перегнал хлеб из поля в поле", т.е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все торговые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову полевых работ и тяжелой летней страды малороссы сложили шуточную поговорку о своих женах-помошницах. "Як прийшла косовиця, той жинка кородытся; як прийшла жныва, жинка як нежива; а як прийшла Покрова, той и жинка здорова". На Покров спешили оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорили, "ухитить" ее, "захватить тепла до Покрова" по той причине, что если "не ухитить до Покрова - не будет такова", и придется тогда просить: "Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров", т.е. чтобы он послал бы и теплую погоду, и время осмотреться и сладиться с долотом и топором.
С Покрова начинались зимние работы, служившие подспорьем земледелию и производимые в хатах. Эта пора у русских крестьян называлась зазимок. На Покров в средней полосе России, не говоря уже о севере, выпадал первый снег.
Старики в Покров предсказывали погоду: "Нехорошо, если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студеная; если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна".
Покров празднуется 1/14 октября.
Н.П. Степанов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
331.50 кб

Образы Покрова Пресвятой Богородицы в русской словесности

Моторин А. В.
В статье рассматриваются богословские, историософские основы поклонения Покрову Богородицы на Руси, прослеживается отображение этого православного праздника в древнерусских летописях, сказаниях, повестях, в устном народном творчес
Читать PDF
226.17 кб

Слово на литургии в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Ливерий Воронов
Читать PDF
1.02 мб

Проект озеленения территории храма Покрова Пресвятой Богородицы села дивного

Храпач Василий Васильевич, Алферьева Екатерина Сергеевна
Целью проекта является средовое формирование и благоустройство территории храма, которое должно создавать благоприятные условия для культового воздействия на верующих и обогащать архитектурный облик храма.
Читать PDF
2.02 мб

Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы С. Шибково Искитимского района Новосибирской области

Капелева Анастасия Сергеевна, Одуд Даниил Михайлович
Читать PDF
3.11 мб

Архитектурный анализ церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Шибково искитимского района новосибирс

Васильева Наталия Михайловна

Похожие термины:

  • ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СОБОР

    в р. ц. Наровчат, первоначально одноглавый, начал строиться в 1756 на месте старой дерев. церкви, освящен в 1765. Неоднократно перестраивался. Колокольня возведена в стиле раннего классицизма на рубеже
  • Покрова Пресвятой Богородицы церковь

    (ул. Университетская, 8). Покровская церковь входит в ансамбль мужского Свято-Покровского монастыря. Это единственный храм XVII ст., дошедший до наших дней в близком к первоначальном виде. Церковь был
  • УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ПОКРОВКЕ

    церковь в Москве, лучший из российских храмов в стиле нарышкинского барокко. В.И. Баженов ставил эту церковь по архитектуре наравне с собором Василия Блаженного. Построена в 1696-99 русским зодчим-сам
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Филях церковь

    (Новозаводская улица, дом № 6). Выстроена на правом берегу Москвы-реки, рядом с более древним деревянным храмом, известным на этом месте с 1619 г. Покровская церковь в Филях является уникальным памят
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Тушине часовня

    (Туристская улица, напротив управы района «Северное Тушино»). Построена к празднику 2000-летия Рождества Христова. Часовня завершается шатром небесно-голубого цвета, который символизирует посвящен
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове собор

    (Серебряный остров, дом № 1, строение 1). Построен в имении бояр Романовых Измайлове, на месте шатровой деревянной Покровской церкви, известной с начала XVII века. В XVII веке старинное село Измайлово ст
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине церковь

    (уничтожена). Кудринская площадь, в 1919—1992 гг. называвшаяся площадью Восстания, получила свое историческое название по древнему селу Кудрино, известному с XIV в. После постройки Земляного города ок
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Лёвшине церковь

    (уничтожена). Первое упоминание о храме относится 1673 г., как о приходском в стрелецкой слободе. Местность Лёвшино получила название от фамилии полковника Афанасия Ивановича Лёвшина, командовавшег
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове церковь

    (Бакунинская улица, дом № 83). Храм выстроили в 1619 г. в царской загородной усадьбе Рубцово. Вероятнее всего, выбор посвящения храма связан с тем, что в праздник Покрова Божией Матери, 1 октября 1618 г.,
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве церковь

    (улица Саломеи Нерис, дом 4, корпус 2). Построена в 1672 г. на средства видного деятеля царствования Алексея Михайловича оружничего Богдана Матвеевича Хитрово, владевшего селом Куркино. Иконы для икон
  • Успения Пресвятой Богородицы на Покровке церковь

    (уничтожена). Издревле в этой местности (угол улицы Покровка и Потаповского переулка) жили котельники, изготовлявшие котлы, казаны и вообще металлическую посуду. В 1652—1656 гг. здесь выстроили трехпр
  • ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (ПОКРОВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

    в Пенз., находится на ул. Чкалова. Построена в кон. 17 в. одноврем. с заселением Стародрагунской слободы города-крепости Пензы. Поначалу она была деревянной. Камен. церковь построена в стиле барокко в
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове церковь

    (Заповедная улица, дом № 52). После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 г. выстроил в своей родовой усадьбе Медведково (Медведево) деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый х
  • Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе церковь

    (Нижняя Красносельская улица, дом № 12). Покровский храм с приделом святителя Николая на месте обветшавшей деревянной церкви 1620 г. выстроили в 1701 г. К началу XX в. в нем сохранялись иконы XVI в. В 1730 г