(р. 04.03.1951) — спец. по истории заруб. филос. и социол.; канд. филос. наук, д-р социол. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1973), асп. того же ф-та (1976). В 1977—1986 работал на кафедре ист. заруб. филос. филос. ф-та МГУ. С 1986 работает на кафедре ист. социологии социол. ф-та МГУ, проф. Канд. дисс. — "Философское мировоззрение Генри Торо" (1977). Докт. дисс. — "Аномия и одиночество. Социально-философские и теоретико-социологические аспекты" (1995). П. — ред., сост. и автор вступительных статей к ряду сб. Вед. ред.-сост. рубрики "Панорама американской философии" в ж. "ВФ". Вице-президент Росс. об-ва социологов. Осн. обл. науч. иссл.: история амер. соц. филос. раннего периода, амер. трансцендентализм, проблема одиночества в истории филос. и теор. социологии, совр. амер. соц. теория и социология. П. рассматривает раннюю историю амер. филос. (пуритане, просветители) как важнейшую предпосылку формирования амер. нац. сознания. Обосновывает положение о том, что романтическая филос. амер. трансцендентали-стов соединяла в себе абсолютизацию индивидуального созерцательного начала в человеке с верой в запредельную дух. силу ("сверх-душа"), к-рая объединяет человека и гармоничный космос. Именно трансценден-талисты со всей серьезностью поставили проблему уединения и одиночества как двух разл. модусов существования человека. Философы экзист. стиля мышления придали этой категории новое универсальное значение, сделав ее наиболее полным выражением "человеч. бытия", что во многом передает структуры сознания XX в. Одиночество столь же вечно и неизбывно, как и само соц. бытие. По П., совр. мир, вступающий в стадию глобализации мирового сооб-ва, представляет собой арену столкновения рациональных и иррациональных тенденций соц. развития.
Соч.
: Генри Торо. М., 1983 (на англ. яз. — М., 1989); Ранняя американская философия. (Пуританизм). М., 1989; Наследники логоса // ФН. 1990. № 12; Уроки Сорокина и порог "хрустализации" общества // Alma Mater (В. высшей школы). 1991. № 9; Питирим Сорокин: потрудиться на родной ниве? // ФН. 1991. № 12; Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона // Социс. 1992. № 1; Классики современной теоретической социологии // Там же. 1992. № 6; История социологии: пути и вехи // Основы социологии. М., 1993; Идея "американской исключительности": религиозно-провиденциальные истоки и философское значение // Концепции "американской исключительности": идеология, политика, культура. М., 1993; Джон Дьюи о непрерывности и транзитивности опыта // Социс. 1994. № 3; Ральф Уолфо Эмерсон. В поисках своей вселенной. Конкорд (США), 1995; Проблема Аномии в современном обществе. М., 1995.