ПОЛЕНОВ
ПОЛЕНОВ
1. Алексей Яковлевич (1.Х.1738 - 10.VII.1816) - рус. юрист, историк. Сын солдата. Окончил Петерб. и Страсбург. (1767) ун-ты. По возвращении в Петербург написал на объявленную Вольным экономич. об-вом конкурсную тему соч. "О крепостном состоянии крестьян в России", в к-ром резко критиковал крепостничество (опубл. в "Рус. архиве", 1865). В 1768 совместно с С. Башиловым издал 2-ю часть Никоновской летописи. Лит.: Бак И. С., А. Я. Поленов (Философские, обществ.-политич. и экономич. взгляды), ИЗ, т. 28, М., 1949; Штранге M. M., Демократич. интеллигенция России в XVIII в., M., 1965; Белявский M. T., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева, М., 1965. 2. Дмитрий Васильевич (28.V.1806 - 13.X.1878) - рус. историк и библиограф. Внук А. Я. Поленова. В 1827 окончил Петерб. ун-т и служил в МИДе. В 1832-36 - секретарь рус. посольства в Афинах. С 1851 - член, а затем секретарь Рус. археологич. об-ва. Принадлежал к историкам государственной школы. Осн. работы посвящены истории издания рус. летописей, а также истории Уложенных комиссий 18 в., о деятельности к-рых П. издал ценные док-ты. Соч.: Библиографич. обозрение рус. летописей, СПБ, 1850; Обозрение летописца Переяславского, "Уч. зап. II отд. АН", 1854, кн. 1; О летописях, изданных от св. Синода, СПБ, 1864; Мат-лы для истории рус. законодательства, в. 1, СПБ, 1865; А. Я. Поленов, рус. законовед XVIII в., (М.), 1865; Ист. сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта Нового Уложения, ч. 1-3, Сб. РИО, т. 4, 8, 14, СПБ, 1869-75. Лит.: Хрущов И., Очерк жизни и деятельности Д. В. Поленова, СПБ, 1879.
ПОЛЕНОВ
Василий Дмитриевич (1844, Санкт-Петербург – 1927, село Борок, ныне Поленово, в Тульской области), русский живописец. Происходил из старинного дворянского рода. Его отец был историком и археологом, мать – детской писательницей, младшая сестра Е. Д. Поленова – художницей. Учился в Петербургской академии художеств у П. П. Чистякова (1863–71). В 1872–76 гг. в качестве пенсионера АХ путешествовал по Италии, Франции и Германии. Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и Русско-турецкой (1877–78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 г. жил и работал в Москве, участвовал в выставках передвижников. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882–95). Участник Абрамцевского художественного кружка.
За границей были созданы картины на сюжеты западноевропейской истории («Право господина», 1874; «Арест гугенотки», 1875) в живописной манере, близкой к позднему академизму. Отправившись в приморский городок Вель во Франции, где сложилась колония русских художников, работавших на пленэре, Поленов ощутил в себе дар пейзажиста («Белая лошадка. Нормандия» «Старые ворота. Вель», «Рыбацкая лодка. Этрета»; все – 1874). В 1877 г., по возвращении из-за границы, художник создал серию этюдов кремлевских соборов и палат, тонко передав в них национальные идеалы красоты – мощную пластику освещенных солнцем белокаменных стен, яркое декоративное узорочье и уютную камерность интерьеров. Шедевр Поленова – «Московский дворик» (1878) был написан в мастерской в Трубниковском переулке, 7, в Москве, из окна которой художник увидел солнечный уютный дворик, окруженный старинными постройками, с церковью Спаса на Песках на дальнем плане. Буйно заросший сад приоткрывает вид на старинный, типично московский деревянный особняк с классическим колонным портиком, какими обстроилась вся Москва после пожара 1812 г. Поленову удалось проникновенно передать тихое, угасающее очарование одного из «дворянских гнезд», которому созвучно настроение теплого летнего дня, клонящегося к закату. В картине «Бабушкин сад» (1878) художник вплотную подводит зрителя к этому же обветшавшему дому, хранящему «преданья старины глубокой». В сад вышли бабушка в темном салопе нач. 19 в. и внучка в воздушном розовом платье. Прошлое и будущее соединяются в картине, окрашенной едва ощутимой ноткой печали, ностальгии по безвозвратно уходящей культуре «дворянских гнезд». «Заросший пруд» (1879) словно вторит своим таинственным молчанием мечтательному настроению молодой женщины, задумчиво сидящей на скамейке на берегу под сенью тенистых деревьев.
С 1870-х гг. Поленов принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка; участвовал в домашних театральных постановках в имении С. И. Мамонтова, с 1885 г. оформлял спектакли Частной оперы. В московском доме Мамонтова была создана картина «Христос и грешница» (1886–87), в которой Поленов попытался создать живой, человеческий образ Иисуса и донести до зрителя идею добра и всепрощения. Собирая материал для работы над картиной, художник совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, откуда привез множество прекрасных этюдов. Евангельская тема была продолжена в цикле картин «Из жизни Христа» («На Тивериадском озере», 1888; «Среди учителей», 1896, и др.), в которых главенствуют величественная, идеально прекрасная природа и столь же величавая древняя архитектура.
В 1892 г. Поленов создал в своем имении Борок художественный музей, впоследствии переданный родственниками художника в дар государству (1939). Учениками Поленова были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов.
За границей были созданы картины на сюжеты западноевропейской истории («Право господина», 1874; «Арест гугенотки», 1875) в живописной манере, близкой к позднему академизму. Отправившись в приморский городок Вель во Франции, где сложилась колония русских художников, работавших на пленэре, Поленов ощутил в себе дар пейзажиста («Белая лошадка. Нормандия» «Старые ворота. Вель», «Рыбацкая лодка. Этрета»; все – 1874). В 1877 г., по возвращении из-за границы, художник создал серию этюдов кремлевских соборов и палат, тонко передав в них национальные идеалы красоты – мощную пластику освещенных солнцем белокаменных стен, яркое декоративное узорочье и уютную камерность интерьеров. Шедевр Поленова – «Московский дворик» (1878) был написан в мастерской в Трубниковском переулке, 7, в Москве, из окна которой художник увидел солнечный уютный дворик, окруженный старинными постройками, с церковью Спаса на Песках на дальнем плане. Буйно заросший сад приоткрывает вид на старинный, типично московский деревянный особняк с классическим колонным портиком, какими обстроилась вся Москва после пожара 1812 г. Поленову удалось проникновенно передать тихое, угасающее очарование одного из «дворянских гнезд», которому созвучно настроение теплого летнего дня, клонящегося к закату. В картине «Бабушкин сад» (1878) художник вплотную подводит зрителя к этому же обветшавшему дому, хранящему «преданья старины глубокой». В сад вышли бабушка в темном салопе нач. 19 в. и внучка в воздушном розовом платье. Прошлое и будущее соединяются в картине, окрашенной едва ощутимой ноткой печали, ностальгии по безвозвратно уходящей культуре «дворянских гнезд». «Заросший пруд» (1879) словно вторит своим таинственным молчанием мечтательному настроению молодой женщины, задумчиво сидящей на скамейке на берегу под сенью тенистых деревьев.
С 1870-х гг. Поленов принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка; участвовал в домашних театральных постановках в имении С. И. Мамонтова, с 1885 г. оформлял спектакли Частной оперы. В московском доме Мамонтова была создана картина «Христос и грешница» (1886–87), в которой Поленов попытался создать живой, человеческий образ Иисуса и донести до зрителя идею добра и всепрощения. Собирая материал для работы над картиной, художник совершил путешествие по Египту, Сирии, Палестине, Греции, откуда привез множество прекрасных этюдов. Евангельская тема была продолжена в цикле картин «Из жизни Христа» («На Тивериадском озере», 1888; «Среди учителей», 1896, и др.), в которых главенствуют величественная, идеально прекрасная природа и столь же величавая древняя архитектура.
В 1892 г. Поленов создал в своем имении Борок художественный музей, впоследствии переданный родственниками художника в дар государству (1939). Учениками Поленова были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007