настоящая фамилия Кампов)Борис Николаевич (1908, Москва – 1981, там же), русский прозаик. Отец будущего писателя был юристом, мать – врачом. Писать начал рано: в 12 лет написал первый очерк в «Тверскую правду». После окончания промышленно-экономического техникума работал сменным мастером на заводе, в то же время сотрудничал в молодежной газете «Смена», в «Тверской правде». Свой творческий принцип – «Пишу без вымысла!» – Полевой изложил в дебютной книге публицистических новелл «Мемуары вшивого человека» (1927), написанной на основании материалов, которые могли стоить писателю жизни. По заданию главного редактора «Тверской правды» Полевой внедрился в группу уголовников под видом московского «вора в законе», раскрыл связи тверских преступников «на закате НЭПа» с руководителями некоторых партийно-советских учреждений.
В годы Великой Отечественной войны батальонный комиссар Полевой был корреспондентом газеты «Правда». В 1948 г. опубл. книгу былей-рассказов о Великой Отечественной войне «Мы – советские люди» (1948). Невыдуманными героями были и персонажи романа «На диком бреге» (1962), и герой самого известного произведения писателя «Повесть о настоящем человеке». Повесть была начата, когда Полевой как корреспондент газеты «Правда» присутствовал на Нюрнбергском процессе, и звершена за 19 дней и ночей. С ее героем, молодым лейтенантом, летчиком А. П. Маресьевым (в повести – Мересьев), Полевой познакомился летом 1943 г. во время битвы на Орловско-Курской дуге. Маресьев, самолет которого был сбит в воздушном бою, более 16 суток ползком, с разбитыми ступнями, в тылу противника, по болотам добирался до партизанского отряда, был вывезен в Москву, после ампутации ног снова сел за штурвал истребителя. Образ Мересьева стал символом массового героизма советских людей. По мотивам «Повести о настоящем человеке» была написана пьеса с одноименным названием; режиссер А. Столпер снял в 1948 г. фильм, композитор С. Прокофьев написал оперу (постановка Большого театра, 1960).
ПОЛЕВОЙ
ПОЛЕВОЙ
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ПОЛЕВОЙ
1. Ксенофонт Алексеевич (20.VII.1801 - 9.IV.1867) - рус. писатель, критик, журналист. Брат Н. А. Полевого, ближайший его помощник по изданию "Моск. телеграфа". Автор "Записок" (СПБ, 1888) - ценного памятника мемуарной лит-ры. 2. Николай Алексеевич (22.VI.1796 - 22.II.1846) - рус. писатель, критик, журналист и историк. Из курских купцов. Род. в Иркутске. Систематич. образования не получил. Начал печататься с 1817. В 1820-36 жил в Москве. Издавал и редактировал "Московский телеграф" (1825-34). С либерально-бурж. позиций в "Моск. телеграфе" выступал против феодализма и дворянства, критиковал классицизм, ратовал за романтизм, подчеркивал гражд. честность, заслуги и монархич. патриотизм купечества. В журн. печаталось много статей по истории и этнографии. В 1834 "Моск. телеграф" был закрыт пр-вом. После запрещения журн. в условиях николаевской реакции П. отошел от своих прогресс. взглядов. Последние 10 лет жизни, переехав в Петербург, писал в духе теории офиц. народности гл. обр. драматич. сочинения (до 40 пьес преим. ист. содержания). Повести и романы П. также нередко были посвящены ист. темам. На ист. воззрения П. повлияли философия Ф. Шеллинга в изложении В. Кузена, романтич. и бурж. зап.-европ. историография (Б. Нибур, Ф. Гизо, О. Тьерри). Подобно декабристам П. занял критич. позицию в отношении H. M. Карамзина - главы рус. дворянской историографии. "История рус. народа" П. (т. 1-6, СПБ, 1829-33), написанная в противовес "Истории государства Российского" Карамзина, - крупное явление в развитии бурж. ист. науки в России. П. старался обнаружить и показать органич. развитие народного начала в ист. жизни, обратился к истории народного быта, к фольклору. Первые тома "Истории" П. содержали новое для своего времени изображение обществ. строя Киев. Руси. Отрицая, в отличие от Карамзина, существование единого гос-ва на Руси до кон. 15 в., П. поставил задачу ист. изучения развития единовластия. Вместо гл. внимания к придворной, военной, дипломатич. истории, вместо морализующих рассуждений о достоинствах и недостатках князей и царей P. предложил историкам обратиться к раскрытию внутр. закономерностей рус. ист. процесса. Уроки истории он усматривал не в частных событиях, а "...в общности, целости Истории, в созерцании народов и государств, как необходимых явлений каждого периода, каждого века" ("История рус. народа", т. 1, М., 1829, с. XIX). Но реализация новых и важных общих установок, провозглашенных П., оказалась для него непосильной. Его "История" своей фактич. стороной (особенно последние тома) всецело опиралась на "Историю" Карамзина. Вместо обещанной истории общества, народа у П. на первом месте также оказалась история гос. власти. Соч. (кроме назв. в тексте): Очерки рус. лит-ры, ч. 1-2, СПБ, 1839. Лит.: Полевой К. A., Записки, СПБ, 1888; Н. Полевой. Мат-лы из истории рус. литературы и журналистики 30-х г., Л., 1934; Евгеньев-Максимов В. Е. и Березина В. Г., Н. А. Полевой, (Иркутск), 1947. Библ. см. в кн.: История ист. науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 355-57. С. С. Дмитриев. Москва.