орган Министерства внутренних дел России в 1880—1917 гг. по политическому надзору и сыску, заведовал также общей полицией. Важнейшая часть с 1898 г. — Особый, политический отдел.
ПОЛИЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ
ПОЛИЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ
Министерства внутренних дел России, орган политического сыска и управления полицией России (6 августа 1880 г. – февраль 1917 г.). Наследовал дела Третьего отделения. Главной задачей Д.п. было предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка. В ведении Д.п. находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Общее руководство Д.п. и Отдельным корпусом жандармов осуществлял с 1882 г. товарищ министра внутренних дел.
Д.п. возглавлял директор. Аппарат Д.п. к февралю 1917 г. состоял из Особого отдела, девяти делопроизводств и других частей. 1-е делопроизводство – распорядительное, заведовало общеполицейскими делами (личным составом полиции). 2-е делопроизводство – законодательное, заведовало составлением полицейских инструкций, циркуляров, а также законопроектов. 3-е делопроизводство секретное и важнейшее, заведовало всеми делами политического сыска: надзором за политическими организациями и партиями, борьбой с ними, и с массовым движением, а так же руководством всей внутренней (гласной и негласной) и заграничной агентурой, охраной царя. С 1 января 1898 г. важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел. (Особый отдел Д.п. (1898–1917) к 1917 г. имел 7 отделений: 1-е – общего характера и переписки, 2-е – по делам партии эсеров, 3-е – по делам партий большевиков и меньшевиков, 4-е – по буржуазным организациям национальных окраин России, 5-е – по разбору шифров, 6-е – следственное, 7-е – по справкам о политической благонадежности). 4-е делопроизводство Д.п. наблюдало за ходом политического дознания в губернских жандармских управлениях, осуществляло надзор за рабочим и крестьянским движением, а также за деятельностью легальных обществ, организаций, земств и городских органов самоуправления; 5-е делопроизводство ведало гласным и негласным надзором; 6-е делопроизводство следило за изготовлением, хранением и перевозкой взрывчатых веществ, фабрично-заводским законодательством и его осуществлением, выдачей справок о политической благонадежности лицам, поступающим на государственную и земскую службу; 7-е делопроизводство наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политическим делам; 8-е делопроизводство заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска); 9-е делопроизводство заведовало делами, связанными с войной (контрразведка, надзор за военнопленными и т. п.).
Д.п. возглавлял директор. Аппарат Д.п. к февралю 1917 г. состоял из Особого отдела, девяти делопроизводств и других частей. 1-е делопроизводство – распорядительное, заведовало общеполицейскими делами (личным составом полиции). 2-е делопроизводство – законодательное, заведовало составлением полицейских инструкций, циркуляров, а также законопроектов. 3-е делопроизводство секретное и важнейшее, заведовало всеми делами политического сыска: надзором за политическими организациями и партиями, борьбой с ними, и с массовым движением, а так же руководством всей внутренней (гласной и негласной) и заграничной агентурой, охраной царя. С 1 января 1898 г. важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел. (Особый отдел Д.п. (1898–1917) к 1917 г. имел 7 отделений: 1-е – общего характера и переписки, 2-е – по делам партии эсеров, 3-е – по делам партий большевиков и меньшевиков, 4-е – по буржуазным организациям национальных окраин России, 5-е – по разбору шифров, 6-е – следственное, 7-е – по справкам о политической благонадежности). 4-е делопроизводство Д.п. наблюдало за ходом политического дознания в губернских жандармских управлениях, осуществляло надзор за рабочим и крестьянским движением, а также за деятельностью легальных обществ, организаций, земств и городских органов самоуправления; 5-е делопроизводство ведало гласным и негласным надзором; 6-е делопроизводство следило за изготовлением, хранением и перевозкой взрывчатых веществ, фабрично-заводским законодательством и его осуществлением, выдачей справок о политической благонадежности лицам, поступающим на государственную и земскую службу; 7-е делопроизводство наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политическим делам; 8-е делопроизводство заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска); 9-е делопроизводство заведовало делами, связанными с войной (контрразведка, надзор за военнопленными и т. п.).
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Департамент полиции
главный орган управления полицией и политическим сыском Российской империи. Был создан 6 августа 1880 г. после упразднения III отделения Собственной его императорского величества канцелярии. Входил в состав Министерства внутренних дел. До 1881 г. назывался Департаментом государственной полиции. Наследовал дела III Отделения, а также (с 15 ноября 1880 г.) Департамента полиции исполнительной Министерства внутренних дел. В ведении Департамента полиции находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Был тесно связан с Отдельным корпу сом жандармов и его местными органами. Тесно сотрудничал с Отдельным корпусом жандармов. С 1882 г. директор департамента был товарищем министра внутренних дел, ведавший полицией и одновременно являлся шефом жандармов. К февралю 1917 г. состоял из девяти делопроизводств, секретной части, канцелярии, Особого отдела (в его состав входил агентурный отдел) и инспекторского отдела. 1- е делопроизводство-распорядительное (декабрь 1880 г. – 1917 г.) – заведовало общеполицейскими делами; 2- е делопроизводство-законодательное (декабрь 1880 г. – 1917 г.) – руководило составлением полицейских инструкций, циркуляров и законопроектов; 3- е делопроизводство-секретное (декабрь 1880 г. – 1917 г.) – до конца XIX в. было важнейшим – заведовало делами политического розыска: надзором за политическими организациями и партиями, борьбой с ними, а также с массовым движением, руководством всей внутренней и заграничной агентурой, охраной царя. С 1 января 1898 г. важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел, где находились картотека революционных и общественных деятелей России, коллекция фотографий и нелегальных изданий всех политических партий России. В отделе велись персональные дела руководителей партии большевиков; 4- е делопроизводство-(1883–1902, 1907–1917 гг.) – наблюдало за ходом политических дознаний в губернских жандармских управлениях, а после его восстановления в 1907 г. осуществляло надзор за массовым рабочим и крестьянским движением; 5- е делопроизводство-(1883–1917 гг.) – ведало гласным и негласным надзором; 6- е делопроизводство-(1894–1917 гг.) – занималось незначительными административными делами, а также выдачей справок о политической благонадёжности; 7- е делопроизводство-(1902–1917 гг.) – наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политическим делам; 8- е делопроизводство-(1908–1917 гг.) – заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска); 9- е делопроизводство-(1914–1917 гг.) – занималось делами, связанными с войной (контрразведка, надзор за военнопленными и т. п.). В ведении Департамента полиции находилась специальная агентура – гласная и негласная. Особый отдел внедрял провокаторов в политические партии и организации (дело Е. Ф. Азефа). Департамент полиции являлся вдохновителем погромов, политических процессов, деятельности черносотенных организаций. После падения самодержавия в феврале 1917 г. Департамент полиции был упразднён, а вместо него учреждено Временное управление по делам общественной полиции (с 15 июня – Главное управление по делам милиции Министерства внутренних дел), ликвидированное Октябрьской революцией 1917 г. Директора Департамента полиции: 1880 г., август – 1881 г., апрель – барон И. О. Велио; 1881–1884 гг. – В. К. Плеве; 1884– 1893 гг. – П. Н. Дурново; 1893–1897 гг. – Н. И. Петров; 1897– 1902 гг. – С. Э. Зволянский; 1903–1905 г., февраль – А. А. Лопухин; 1905 г. – С. Г. Коваленский, Н. П. Гарин; 1905 г., ноябрь – 1906 – Э. И. Вуич; 1906 г. – П. И. Рачковский; 1906–1909 гг. – М. И. Трусевич; 1909–1911 гг. – Н. П. Зуев; 1911 г., декабрь – 1914 г., январь – С. П. Белецкий; 1914 г. – В. А. Брюн де Сент Ипполит; 1915 г. – Р. Г. Моллов; 1915–1916 гг. – К. Д. Кафафов; 1916 г., мартсентябрь – Е. К. Климович; 1916 г., октябрь – 1917 г., февраль – А. Т. Васильев.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ
орган политич. розыска и управления полицией царской России (6 авг. 1880 - февр. 1917 (до 1881 - Департамент гос. полиции)). Наследовал дела Третьего отделения, а также (с 15 нояб. 1880) Департамента полиции исполнительной Мин-ва внутр. дел. Гл. задачей Д. п. было "предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка". В ведении Д. п. находились охранные отделения, полицейские учреждения, сыскные отделения, адресные столы и пожарные команды. Был тесно связан с Отд. корпусом жандармов и его местными органами (губ. жандармскими управлениями и жандармскими полицейскими управлениями ж. д.). Формально Д. п. входил в состав Мин-ва внутр. дел, но занимал в нем особое положение. Общее руководство Д. п. и Отд. корпусом жандармов осуществлял с 1882 товарищ министра внутр. дел (он же командир Корпуса жандармов; шефом жандармов был сам министр). Д. п. возглавлял директор. Аппарат Д. п. к февр. 1917 состоял из Особого отдела, 9 делопроизводств и др. частей. 1-е делопроизводство - распорядительное (дек. 1880-1917) - заведовало общеполицейскими делами (личным составом полицейских учреждений); 2-е - законодательное (дек. 1880-1917) - составлением полицейских инструкций, циркуляров, а также законопроектов; 3-е - секретное (дек. 1880-1917) - до конца 19 в. было важнейшим - заведовало всеми делами политич. розыска: надзором за политич. орг-циями и партиями, борьбой с ними, а также с массовым движением, руководством всей внутренней (гласной и негласной) и заграничной агентурой, охраной царя. В 3-м делопроизводстве велись дела народовольч. и первых с.-д. орг-ций, были заведены персональные дела на В. И. Ленина, И. В. Бабушкина, Н. Е. Федосеева, М. И. Бруснева и др. С 1 янв. 1898 важнейшие дела 3-го делопроизводства были переданы в Особый отдел. Особый отдел Д. п. (1898-1917) к 1917 имел 7 отделений: 1-е - общего характера и переписки, 2-е - по делам партии эсеров, 3-е - по делам партий большевиков и меньшевиков, 4-е - по бурж. орг-циям нац. окраин России, 5-е - по разбору шифров, 6-е - следственное, 7-е - по справкам о политич. благонадежности. В Особом отделе существовала спец. картотека революц. и обществ. деятелей России, коллекция фотографий и нелегальных изданий всех политич. партий России. В нем велись персональные дела руководителей партии большевиков. 4-е делопроизводство (18 февр. 1883-1902, 1907-17) наблюдало за ходом политич. дознаний в губ. жандармских управлениях, а после восстановления в 1907 осуществляло надзор за массовым рабочим и крест. движением, а также за деятельностью легальных обществ. орг-ций, земств и гор. органов самоуправления; 5-е делопроизводство (18 февр. 1883-1917) ведало гласным и негласным надзором; 6-е (1894-1917) - следило за изготовлением, хранением и перевозкой взрывчатых веществ, фабрично-заводским законодательством и его осуществлением, выдачей справок о политич. благонадежности лицам, поступающим на гос. или земскую службу; 7-е (1902-17) - наследовало функции 4-го делопроизводства по наблюдению за дознаниями по политич. делам; 8-е (1908-17) - заведовало сыскными отделениями (органами уголовного розыска); 9-е (1914-17) - делами, связанными с войной (контрразведка, надзор за военнопленными и т. п.). В ведении Д. п. находилась особая агентура - гласная и негласная. Уже первые начальники Особого отдела Л. А. Ратаев (1898-1902) и С. В. Зубатов (1902-03) насаждали в политич. партиях и орг-циях провокаторов; широкое распространение провокация получила в годы революции 1905-07 и политич. реакции (дело Е. P. Азефа). Д. п. являлся вдохновителем погромов, провокац. политич. процессов (дело с.-д. фракции 2-й Гос. думы), деятельности черносотенных орг-ций России. После падения самодержавия Д. п. был упразднен. Вместо него были учреждены "Временное управление по делам обществ. полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан" и Гл. управление по делам милиции Мин-ва внутр. дел Врем. пр-ва, к-рые по функциям и фактич. деятельности напоминали Д. п. Окончательно эти органы были ликвидированы Вел. Окт. революцией 1917. Директора Д. п.: 1880, авг. - 1881, апр. - барон И. О. Велио; 1881-84 - В. К. Плеве; 1884-93 - П. Н. Дурново; 1893-97 - Я. И. Петров; 1897-1902 - С. Э. Зволянский; 1903-1905, февр. - А. А. Лопухин; 1905 - С. Г. Ковалевский, Н. П. Гарин; 1905, нояб. - 1906 - Э. И. Вуич; 1906 - П. И. Рачковский; 1906-09 - М. И. Трусевич; 1909-11 - Н. П. Зуев; 1911, дек. - 1914, янв. - С. П. Белецкий; 1914 - Брюн де Сент Ипполит; 1915 - Моллов; 1915-1916 - К. Д. Кафафов; 1916, март - 1916, сент. - Е. К. Климович; 1916, окт. - 1917, февр. - А. Т. Васильев. Лит.: Ленин В. И., Предисловие к брошюре "Докладная записка директора Департамента полиции Лопухина", Соч., 4 изд., т. 8; Падение царского режима. Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комиссии Врем. пр-ва, под ред. П. Щеголева, т. 1-7, Л., 1924-1925; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960. Н. Я. Ерошкин. Москва.
Департамент полиции
Реальная организация нового органа политического сыска началась после издания указа императора от 15 ноября 1880 г. «О соединении Департамента государственной полиции и Полиции исполнительной в одно учреждение – Департамент государственной полиции». Указ определил структуру этого ведомства, утвердил его штатное расписание и решил вопрос о финансировании. Свое окончательное название – Департамент полиции – последний орган государственной безопасности царской России получил лишь в 1883 г. с присоединением к Департаменту государственной полиции судебного отдела МВД, ведавшего надзором за политическими дознаниями. Несмотря на все слияния, численность нового органа государственной безопасности продолжала оставаться сравнительно небольшой: в 1881 г. – 125 человек, в 1895 г. – 153, в 1899 г. – 174 человека (по штату – 42). Сохранялась оправдавшая себя двухзвенная вертикаль органов политического сыска. Вместо начальника Третьего отделения шефом жандармов теперь являлся министр внутренних дел, а заведовавший полицией товарищ министра (эта должность была введена 25 июня 1882 г.) становился, как правило, командиром Отдельного корпуса жандармов. Хотя основная деятельность жандармов осуществлялась под контролем Департамента полиции, по строевой, кадровой и хозяйственной линии они были подчинены штабу своего корпуса. В связи с этим директора Департамента полиции нередко жаловались, что им трудно добиться от жандармов безусловной дисциплины, поскольку реальные рычаги воздействия на них (присвоение офицерских званий, продвижение по службе и размер жалованья) находились в руках штаба корпуса, а не начальника полиции. От своего предшественника Департамент полиции унаследовал и его резиденцию на Фонтанке, 16. Статья 362 «Учреждения Министерства» определила следующий круг обязанностей Департамента полиции: 1) предупреждение и пресечение преступлений и охранение общественной безопасности и порядка; 2) ведение дел о государственных преступлениях; 3) организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений; 4) охрана государственных границ и пограничных сообщений; выдача паспортов русским подданным, видов на жительство в России иностранцам, высылка иностранцев из России; наблюдение за всеми видами культурнопросветительской деятельности и утверждение уставов различных обществ. Эти обязанности были впоследствии детализированы ведомственными инструкциями и распределены по структурам этого органа. Первоначально Департамент полиции подразделялся на три делопроизводства. Первое (распорядительное). «Занималось общеполицейскими делами, личным составом Департамента полиции, ведением списков чинов полиции и служебными перестановками по полицейским должностям от VI класса и выше, назначением пенсий, пособий, награждением, расходованием средств, представленных в распоряжение ДП, делами об изготовлении и распространении фальшивых денег, об объявлении лицам, находящимся за границей, требований правительства о возвращении их на родину. С марта 1883 г. ведало рассмотрением заявлений о неправильных действиях полиции, отчетов губернаторов по ревизии полицейских учреждений и сенатских определений по вопросам о привлечении полицейских чинов к ответственности. С 1907 г. вопросы о кредитах и пенсиях переходят в 3е делопроизводство»3. Второе (законодательное). «Осуществляло организацию и контроль за деятельностью полицейских учреждений, разработку инструкций, циркуляров, правил для руководства чинов полиции по предметам их служебной деятельности, наблюдение за точным исполнением законов и уставов, высочайших повелений, указов Правительствующему сенату, всех вопросов, касающихся соблюдения порядка в полицейских управлениях. Занималось охраной и возобновлением государственных границ и рубежных знаков, предупреждением и пресечением преступлений против личной и имущественной безопасности, утверждением уставов общественных собраний и клубов, разрешением балов, маскарадов, танцевальных вечеров, наблюдением за питейными и трактирными заведениями, исполнением узаконений и правил о паспортах, урегулированием отношений между рабочими и фабрикантами, заводчиками, нанимателями (с 1881 г.), принятием изза границы русских подданных (после 1 января 1889 г.): малолетних, беглых, уголовных преступников, учетом паспортов, снабжением паспортами русских подданных для въезда в Россию (за исключением политических). С января 1901 г. в круг деятельности 2го делопроизводства входили вопросы об изменении уездных границ, о сборах пожертвований, об учреждении должностей пограничных комиссаров, об утверждении скаковых и беговых обществ, о паломничестве магометан. С 3 января 1914 г. в ведение этого делопроизводства вошли вопросы об объявлении местностей на «исключительном положении», о продлении срока действия усиленной и чрезвычайной охраны, об учреждении отдельных полицейских должностей на средства городов, о льготной перевозке безработных, о принятии в пределы империи умалишенных, больных, неимущих русских подданных, об организации полицейского надзора в приморских и коммерческих портах, о высылке иностранных подданных, о ввозе в империю аэропланов, автомобилей, о рассмотрении жалоб в связи с наложением административных взысканий губернаторами, градоначальниками, главноначальствующими за нарушение издаваемых ими обязательных постановлений. С 24 декабря 1915 г. 2е делопроизводство занималось вопросами применения рабочего законодательства»4. Третье, так называемое секретное, делопроизводство занималось вопросами политического сыска и руководило внутренней и заграничной агентурой Департамента полиции, охраной императора и его семьи, ведало наблюдением за революционной деятельностью в России, ее предупреждением и пресечением. Необходимая информация поступала в Департамент полиции по нескольким каналам: через перлюстрацию писем, внешнее филерское наблюдение и внутреннюю агентуру в лице осведомителей и секретных сотрудников. Если последние представляли из себя агентов, внедренных полицией в антиправительственные организации, то осведомители в них не состояли и потому не участвовали в противоправной деятельности. Как правило, осведомителей вербовали из числа дворников, лакеев, официантов и лиц других профессий, часто находящихся по роду своих занятий в местах большого скопления людей. Наиболее ценились именно секретные сотрудники, и инструкция 1907 г. по организации и ведению внутреннего наблюдения в жандармских и розыскных учреждениях особо подчеркивала: «Следует всегда иметь в виду, что один, даже слабый секретный сотрудник, находящийся в обследуемой среде («партийный сотрудник»), несоизмеримо даст больше материала для обнаружения государственного преступления, чем общество, в котором официально может вращаться заведующий розыском. Поэтому секретного сотрудника, находящегося в революционной среде или другом обследуемом обществе, никто и ничто заменить не может». Убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. положило конец «диктатуре сердца» ЛорисМеликова, но не затронуло созданный им орган политического сыска, который вскоре даже расширился из образованных в 1883 г. двух новых делопроизводств (в дополнение к уже существовавшим). Четвертое делопроизводство стало наблюдать за ходом политических дознаний в губернских жандармских управлениях. Оно было создано в марте 1883 г. и просуществовало до сентября 1902 г., когда было организовано очередное 7е делопроизводство, куда перешли все его функции и документы. «Новое 4е делопроизводство было создано в январе 1907 года при очередной реорганизации Департамента полиции на базе второго отделения Особого отдела Департамента. На него были возложены обязанности наблюдения за рабочим и крестьянским движением, политическим направлением легальных обществ, земских союзов, городских и сословных учреждений, регистрация дел о прессе, монастырях»5. Пятое делопроизводство («исполнительное»). Было создано в 1883 г. на базе 2го делопроизводства судебного отдела Министерства внутренних дел. В его функции входило составление докладов для Особого совещания под председательством товарища министра внутренних дел по вопросам об административной высылке ряда лиц в связи с их политической неблагонадежностью под гласный надзор полиции. Ведало перепиской по приведению в исполнение решений Особого совещания, надзором за применением учреждениями, подведомственными Министерству внутренних дел, «Положения о негласном надзоре» 1882 г. (до 1 января 1889 г.), «Положения о государственной охране», «Положения о гласном полицейском надзоре», правил о высылке, содержании в тюрьмах, об изменении положения о поднадзорных. В июне 1912 г. 5е делопроизводство было объединено с 6м, и к нему перешли все его функции. После очередной реорганизации в Департаменте в январе 1914 года функции 5го делопроизводства были вновь уточнены. К этому времени, кроме подготовки материалов к докладу в Особом совещании, исполнения состоявшихся постановлений, составления докладов министру по пересмотру постановлений, в 5м делопроизводстве стала производиться переписка по ходатайствам лиц, отбывающих ссылку, о лицах, высылаемых по распоряжению местных властей согласно правилам об усиленной и чрезвычайной охране, о высылке из пределов Кавказского, Степного, Туркестанского края на основании особых законоположений, о высылке из столицы разных лиц за нищенство и отсутствие паспорта в порядке особых законоположений, переписка о высылке конокрадов, доклады и переписка об отпуске кредитов на содержание, одежду, лечение и передвижение лиц, отбывающих ссылку и надзор, о лицах, бежавших с мест выселения, переписка о лицах, которым высылка в отдаленные местности губернии заменена выездом за границу на тот же срок»6. В 1894 г. образуется Шестое делопроизводство, заведующее различными вопросами, относящимися к сфере деятельности Департамента полиции, к числу которых принадлежали изготовление, хранение и перевозка взрывчатых веществ (этим раньше занималось Второе делопроизводство), разработка и надзор за реализацией фабричнозаводского законодательства и т.п. «В июне 1900 г. к обязанностям этого делопроизводства относилась переписка с Министерством финансов по вопросам награждения чинов полиции за заслуги по делам казенной продажи «питей», принятия мер против хищения оружия и о разрешении провоза через границу оружия и взрывчатых веществ, против бродяжничества, подделки денежных знаков. В январе 1901 г. прибавились функции в связи с применением уставов о частной золотопромышленности и частном нефтяном промысле. С 1907 г. 6е делопроизводство стало заниматься составлением справок по запросам различных учреждений о политической благонадежности лиц, поступающих на государственную и земскую службу. В июне 1912 г. это делопроизводство объединяется с 5м, к которому и переходят все его функции. 30 октября 1912 г. 6е делопроизводство было восстановлено, но в виде центрального справочного аппарата ДП. В делопроизводстве находилась справочная часть всех делопроизводств и отделов ДП, Центральный справочный алфавит, справочный стол. В 6м делопроизводстве были сосредоточены сведения о политической благонадежности лиц, поступающих на государственную и земскую службу. 27 марта 1915 г. 6е делопроизводство было присоединено к Особому отделу, который стал называться 6м делопроизводством (5 сентября 1916 г. восстанавливается Особый отдел с его прежними обязанностями)»7. В 1902 году создается Седьмое (наблюдательное) делопроизводство, на которое возлагаются дела упраздненного Четвертого делопроизводства, т.е. наблюдение за производством жандармами дознаний по государственным преступлениям. «С мая 1905 г. на 7е делопроизводство возлагалось составление розыскных циркуляров, ведение переписки по тюремному ведомству (о числе заключенных, о беспорядках в тюрьмах, побегах и т.д.); с 3 января 1914 г. на делопроизводство были возложены обязанности по юрисконсультской части: разработка всех законопроектов, касающихся устройства, деятельности и штатов полиции, переписка по этим законопроектам, разработка законодательных предложений по вопросам, касающимся ведения ДП, заключений по этим предложениям, инструкций и правил, вырабатываемых другими учреждениями, но поступающих на заключение или для отзыва в ДП»8. В 1908 г. было учреждено Восьмое делопроизводство, заведующее органами уголовного сыска, школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. «Осуществляло наблюдение за деятельностью сыскных отделений, составление инструкций и правил, касающихся уголовносыскной деятельности, издание розыскных циркуляров, сношения с иностранными полицейскими учреждениями, организацию работы школы инструкторов, заведование фотографией ДП. С 3 января 1915 г. занималось организацией сыскных отделений. После декабря 1915 г. из 4го делопроизводства в 8е были переданы все сообщения местных властей о происшествиях уголовного характера (разбои, грабежи)»9. Девятое делопроизводство было создано в апреле 1914 г. на базе упраздненного Особого отдела (о нем расскажем ниже) «со всеми обязанностями, ранее выполнявшимися Особым отделом». После начала Первой мировой войны «9е делопроизводство стало заниматься вопросами, касающимися борьбы с «немецким засилием», вопросами о военнопленных, перепиской о подданных неприятельских держав. При очередной реорганизации 27 марта 1915 г., когда Особый отдел стал называться 6м делопроизводством, 9е делопроизводство сохраняется как структура с функциями, связанными с военным временем»10. Важнейшим органом, ведавшим политическим сыском, в Департаменте полиции был Особый отдел. Первоначально он входил в состав Третьего делопроизводства, занимаясь разработкой секретных сведений и перлюстрацией писем. Как самостоятельная структура он выделяется из него через 17 лет после создания Департамента полиции, 1 января 1898 г. Это было обусловлено как бурным ростом рабочего движения (число стачек с 77 в 1894 г. возрастает до 258 в 1897 г.), так и значительным движением объема ведомственной документации. «В ближайшем будущем, – отмечал в 1898 г. директор Департамента полиции С. Э. Зволянский, – предвидится еще более быстрое возрастание дел, ввиду увеличивающегося рабочего движения и признанной необходимости упорядочения розыскного дела в более крупных центрах». Третье же делопроизводство даже «при самых напряженных усилиях не могло справиться с такой непосильной работой». Для хранения и систематизации поступающей в Департамент полиции информации в 1907 г. в его составе был образован специальный Регистрационный отдел, в котором на базе переданных ему из отдельных делопроизводств учетных карточек была сформирована общая картотека департамента. Сведения о социалдемократах заносились на синие карточки, об эсерах – на красные, анархистах – на зеленые, кадетах – на белые, студентах – на желтые. Всего в картотеке было собрано около 2,5 млн карточек. На основании этих данных в Департаменте полиции составлялись списки лиц, подлежащих всероссийскому политическому розыску. Как следует из материалов архивов полиции, все разыскиваемые по спискам делились на несколько групп: «1. Лица, подлежащие немедленному аресту и обыску, включались в список А 2. Социалистыреволюционеры, максималисты и анархисты выделялись в особый список А 1. 2. Разыскиваемые лица всех прочих категорий, по обнаружении которых следовало, не подвергая их ни обыску, ни аресту, ограничиться установлением наблюдения, надзора или сообщением об их обнаружении разыскивающему учреждению, включались в список Б 1. Лица, которым въезд в империю запрещался или же которые были высланы безвозвратно или на известных условиях за границу, а равно подлежащие особому наблюдению иностранцы, выделялись в список Б 2. 3. Сведения о неопознанных революционерах с приложением фотографий на предмет опознания и установления личности включались в список В. 4. Сведения о лицах, розыск которых подлежит прекращению, помещались в список Г...». Важнейшими звеньями системы политического сыска Российской империи являлись местные органы Департамента полиции – Охранные отделения (охранка), кратковременный расцвет которых приходится на период правления Николая II. Еще в 1866 г. после выстрела Каракозова при Петербургском градоначальстве был создан новый орган политического сыска – Отделение по охранению общественного порядка и спокойствия в столице. Однако вплоть до назначения М.Т. ЛорисМеликова на пост министра внутренних дел оно влачило жалкое существование. В 1880 г. новый министр приказывает создать Секретнорозыскное отделение при канцелярии московского оберполицмейстера. Петербургское охранное отделение состояло из 12 сотрудников, московское – из 6. В утвержденных для этих отделений инструкциях указывалось, что они учреждены «для производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях с целью предупреждения и пресечения последних». Тогда же, в 1880 г., возникает третье охранное отделение – в Варшаве. Стремительное развитие новая организационная структура получает в начале прошлого века, что объясняется как ослаблением координации действий между Департаментом полиции и Отдельным корпусом жандармов, так и лавинообразным ростом числа подпольных революционных организаций, охвативших сетью своих кружков целые регионы. К концу 1902 г. министр внутренних дел В.К. Плеве создает розыскные отделения еще в восьми городах: Вильно, Екатеринославе, Казани, Киеве, Одессе, Саратове, Тифлисе и Харькове. В следующем году по ходатайству начальников этих органов они из розыскных переименовываются в охранные отделения. В 1906 г. начинается процесс создания районных охранных отделений, охватывавших несколько губерний (Московское – 12, Самарское – 11, Киевское – 5), и к концу года насчитывается уже 10 таких отделений. Создание промежуточных – между центром и губернскими городами – полицейских структур стимулировало и рост низовых охранных отделений. Каждое охранное отделение состояло из канцелярии и отделов: наружного (филерского) наблюдения и агентурного, ведавшего внутренним наблюдением за подпольными организациями. На роль носителя и распространителя «передового опыта» в масштабах России претендовало Московское охранное отделение во главе с ее начальником, жандармским полковником С.В. Зубатовым, занимавшим эту должность с 1896 по 1902 г., который даже организовал «летучий отряд филеров», сопровождавший московских революционеров по территории всей империи. Создание конкурирующей структуры вызвало недовольство руководства Отдельного корпуса жандармов, которое резко выступило против подобного новшества. В 1913 г. часть охранных отделений была ликвидирована, другая – переведена на положение розыскных пунктов. Со следующего года начался процесс упразднения районных охранных отделений, из которых к 1917 г. сохранились только три на окраинах империи – Туркестанское, Кавказское и ВосточноСибирское. Сумев разгромить в начале своей деятельности сравнительно немногочисленную «Народную волю», Департамент полиции спустя некоторое время столкнулся с гораздо более массовым рабочим и революционным движением, заставившим его перейти к новой тактике борьбы. Как впоследствии установил на основе секретных директив этого ведомства следователь Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства И. Молдавский, начиная с создания охранных отделений в 1903 г. политическая полиция делала главный упор на использование осведомителей и провокаторов. Окончательно закрепил переход от преимущественно наружного наблюдения к внедрению секретных агентов в подпольные организации министр внутренних дел и премьерминистр П.А. Столыпин в своих циркулярах от 10 февраля 1907 г. и 19 февраля 1911 г. Департамент полиции постепенно делает ставку не на полное подавление подполья, а на наводнение его своими секретными агентамипровокаторами, в идеале ставившими конспиративные организации под свой полный контроль. В своем завершенном виде эта идея была сформулирована начальником Петербургского охранного отделения полковником А.В. Герасимовым: «Моя задача заключалась в том, чтобы в известных случаях сберечь от арестов и сохранить те центры революционных партий, в которых имеются верные и надежные агенты. Эту новую тактику диктовал мне учет существующей обстановки. В период революционного движения было бы неосуществимой, утопической задачей переловить всех революционеров, ликвидировать все организации. Но каждый арест революционного центра в этих условиях означал собой срыв работы сидящего в нем секретного агента и явный ущерб для всей работы политической полиции. Поэтому не целесообразнее ли держать под тщательным и систематическим контролем существующий революционный центр, не выпускать его из виду, держать его под стеклянным колпаком – ограничиваясь преимущественно индивидуальными арестами. Вот в общих чертах та схема постановки политического розыска и организации центральной агентуры, которую я проводил и которая, при всей сложности и опасности ее, имела положительное значение в борьбе с возобновившимся единоличным террором». Хотя подобная тактика и могла незамедлительно принести значимые результаты, но в стратегическом плане борьбы с революционным движением она была неосуществимой полицейской утопией. Наиболее громкими успехами Департамента полиции на этом поприще явилось внедрение своих агентов Евно Азефа на пост руководителя «Боевой организации» эсеров и Романа Малиновского в ЦК РСДРП (в 1913 г. он возглавлял фракцию большевиков в IV Государственной думе), что, однако, не привело к установлению контроля над этими революционными партиями. Более того, провокация, нанося серьезный ущерб подпольным организациям, оказалась обоюдоострым оружием. Агентпровокатор Азеф организует убийство министра внутренних дел, шефа Отдельного корпуса жандармов Плеве и московского генералгубернатора великого князя Сергея Александровича, а другой провокатор, Д. Богров, убивает премьерминистра Столыпина. Результаты наиболее крупномасштабных провокаций, связанных с именами Азефа, Талона, Малиновского, показывают, что в конечном итоге они принесли правящему режиму больше вреда, чем пользы. Что касается общей численности секретных агентов, то в результате частичного уничтожения полицейских архивных документов точно определить ее не представляется возможным. Оценки численности тайной агентуры Департамента полиции и местных учреждений политического сыска различными исследователями колеблются от 10 до 40 тысяч человек. Однако все усилия Департамента полиции не смогли предотвратить Февральскую революцию 1917 г., начало которой стало для этого ведомства полной неожиданностью. В первые дни начавшейся революции министр внутренних дел А.Д. Протопопов докладывал о ней царю как о незначительных волнениях, вызванных нехваткой продовольствия в столице, которые мгновенно утихнут, как только подвоз продовольствия в Петроград возобновится после расчистки от снежных заносов железнодорожных путей. Отвечавшего за политический сыск товарища министра в эти же дни больше всего волновал вопрос, следует ли мостить улицы Ялты брусчаткой или залить асфальтом. Между тем начавшаяся 23 февраля революция развивалась по своим законам, и 27 февраля всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, к которому примкнули солдаты петроградского гарнизона. Одним из первых учреждений царского режима подвергся нападению Департамент полиции, сотрудники которого, не оказав сопротивления, разбежались из дома № 16 на Фонтанке. Ворвавшаяся в здание толпа, в которой, как полагают, находились и опасавшиеся за свою судьбу провокаторы, разгромила и сожгла часть секретного архива. Аналогичная участь постигла и многие местные охранные отделения. Последний орган государственной безопасности Российской империи прекратил свое существование вместе с охраняемым им самодержавием.
Источник: Спецслужбы Российской Империи. 2010