Полиелей
Полиелей
часть великой утрени. Начинается пением «Хвалите Имя Господне.», которое следует сразу после чтения кафизм. На полиелее происходит помазание мирян елеем, которое часто затягивается и продолжается до тех пор, пока не прочтут и не споют праздничный канон. Полиелей служат по воскресным и праздничным дням на утрени.
Источник: Православная энциклопедия.
ПОЛИЕЛЕЙ
составная часть чинопоследования, воскресной или праздничной утрени; состоит из торжественного песнопения, составленного из стихов псалмов 134-го и 135-го «Хвалите имя Господне», тропаря или величания, чтения Евангелия и Псалтири. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите Имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или по-гречески – полиелеем. Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Святой алтарь, а потом и весь храм озаряются светом, благоухает кадильный фимиам. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. С клиросов воссылается хвала Ангелов и человеков воскресшему Господу. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на челе каждого подходящего к иконе.
Источник: Православие. Словарь-справочник.