• Polygn?tus,
??????????, см. Pictores, Живопись, 2.
ПОЛИГНОТ
ПОЛИГНОТ
ПОЛИГНОТ
великий др.-греч. живописец, заложивший своим творчеством основы греч. живописи эпохи классики. Родом с о-ва Тасос. Работал в 70 — 50-е гг. 5 в. до н.э. Автор монумент. многофигур. настенных росписей, проникнутых духом героики — сцены из эпоса «Разрушенная Троя» и «Одиссей в подземном царстве» в лесхе книдян в Дельфах, росписи в Пинакотеке и в Стое Пойкиле в Афинах и др.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Полигнот
греч. живописец 1-й пол. 5 в. до н. э., родом с о. Фасос, за свои заслуги получил афинское гражданство. Несохранившимся стенным росписям П. («Греки после взятия Илиона», Стоя Пойкиле, Афины; «Отъезд греков из захваченного Илиона. Подземное царство», сокровищница книдян, Дельфы) и картинам в технике энкаустики, по свидетельствам античных авторов, были свойственны попытки передачи пространства, выразительность жестов, тонкость рисунка фигур и развевающихся одежд. Некоторое представление о характере его живописи можно получить на основании вазописи того времени, например, вазописи «вазописца Ниобид» (кратер аргонавтов). По мнению Теофраста, П. заново открыл живопись, совершив в ней переворот. По сравнению с картинами П. все созданное до него кажется несостроверш. Однако в отличие от Аполлодора из Афин, который является основоположником светотеневой живописи, палитра П. была ограничена четырьмя красками.
Источник: Словарь античности. 1989
Полигнот
Греческий художник, живший и работавший в середине 5 в. до н. э. Ни одна из работ Полигнота не сохранилась, однако по описаниям Павсания известна его стенная живопись в Афинах и Дельфах, изображающая падение Трои и Подземное царство. Плиний Старший восхищается умением Полигнота выбирать композицию и передавать оттенки выражения человеческого лица. Теофраст считал, что Полигнот совершил переворот в живописи своими попытками передачи пространства. Его палитра была ограничена четырьмя красками.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) крупнейш. др.-гр. художник (2-я четв. - сер. V в. до н. э.) с о-ва Фасос, работал в Дельфах и Афинах, удостоен афинского гражд-ва. По Аристотелю, «изображал людей лучшими», в то время как др. - «худшими или похожими на нас». Автор грандиозных (до 70 - 90 фигур) композиций, исполненных благородной сдержанности и величия, проникнутых пафосом побед. П. переходит от фризообразного расположения фигур в одной плоскости к свободному их размещению на разной высоте, сохраняя единый для всех масштаб; композиции, имевшие геометр, и смысловой центр, строились на чередовании фигур в разных позах, одеждах, объединенных элементами пейзажа - линией почвы, берегом моря, стеной города. Расписал Лесху (зал для бесед) книдян в Дельфах, храмы Тесея и Диоскуров в Афинах, Стою в Пропилеях Акрополя (т. н. Пойкиле - расписная).
2) Полигнот I - др.-гр. вазописец, работавший ок. 445 - 430 до н. э. Сохран. пять его подписных ваз. Росписи П., обычно на мифолог, сюжеты, с простыми композициями из 2 - 3 фигур, неск. идеализированные, проникнутые легкой грустью, типичны для краснофигурной вазописи свободного стиля.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
1) крупнейш. др.-гр. художник (2-я четв. - сер. V в. до н. э.) с о-ва Фасос, работал в Дельфах и Афинах, удостоен афинского гражд-ва. По Аристотелю, «изображал людей лучшими», в то время как др. - «худшими или похожими на нас». Автор грандиозных (до 70 - 90 фигур) композиций, исполненных благородной сдержанности и величия, проникнутых пафосом побед. П. переходит от фризообразного расположения фигур в одной плоскости к свободному их размещению на разной высоте, сохраняя единый для всех масштаб; композиции, имевшие геометр, и смысловой центр, строились на чередовании фигур в разных позах, одеждах, объединенных элементами пейзажа - линией почвы, берегом моря, стеной города. Расписал Лесху (зал для бесед) книдян в Дельфах, храмы Тесея и Диоскуров в Афинах, Стою в Пропилеях Акрополя (т. н. Пойкиле - расписная).
2) Полигнот I - др.-гр. вазописец, работавший ок. 445 - 430 до н. э. Сохран. пять его подписных ваз. Росписи П., обычно на мифолог, сюжеты, с простыми композициями из 2 - 3 фигур, неск. идеализированные, проникнутые легкой грустью, типичны для краснофигурной вазописи свободного стиля.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)