от гр. polys - многочисленный + chroma - цвет) – многоцветность (не менее двух цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
ПОЛИХРОМИЯ
Полихромия
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПОЛИХРОМИЯ
многодетность, многоцветная окраска, применение материалов разных цветов, главным образом в произведениях декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Полихромия
(греч. многоцветность). Сохранилось лишь небольшое количество следов П. в больших и малых жанрах живописи, росписи произведений скульптуры и архитектуры. П. часто встречалась на Востоке, а с 7–6 вв. до н. э. распространилась в Греции. В классике 5–4 вв. до н. э. господствовала четырехцветная живопись (белый, черный, красный, желтый). В период эллинизма сформировалась более богатая палитра, к прежним цветам добавились голубой и зеленый, что подтверждается дельфийской и пергамской мозаикой. Великолепный, разнообразный и одновременно тонкий и нежный колорит отличает рим. фрески и мозаики.
Источник: Словарь античности. 1989
ПОЛИХРОМИЯ
(греч. polys — многочисленный и chroma — цвет) — в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве использование многоцветной раскраски или многоцветности материала. Первые поли-хромные росписи появились в период неолита. Их палитра ограничивалась тремя естественными красите-лями: красная охра, белая глина и окись марганца. Примером полихромной скульптуры могут служить древнегреческие мужские и женские статуи. Мужские тела раскрашивались в красно-коричневый цвет, женские — в желтоваторозовый, волосы были черными, одежда белой, глаза инкрустировались драгоценными камнями. Полихромия использовалась древними народами в декорации фасадов и самого здания, причем каждый цвет имел символическое значение. В Двуре-чье, например, при раскраске зиккуратов использова-лось от трех до семи цветов по количеству ярусов, каж-дый из которых имел свою окраску. Верхний ярус был золотым (желтым), так как у большинства народов жел-тый и голубой цвета символизировали небо. Изобретение масляных красок расширило возможность поли-хромии в передаче структуры материала, оттенков цвета и тона, контрастов света и тени и т.д.
Полихромия
греч. многоцветие)
худож. принцип раскраски произв. антич. иск-ва, придание им цветового колорита. Сохран. памятники П. в разл. жанрах. В живописи - настенные росписи храмов, дворцов, жилых домов и гробниц (фрески, энкаустика). Произв. скульптуры, детали и декор архит. сооружений были также многоцветны и своей живостью производили в древности впечатление на зрителя, отличное от совр. их восприятия монотонно-белыми, отрешенными от жизни. В VI - V вв. в архитектуре господствовали четыре цвета: белый, красный, желтый (золото), синий. Обычно фон фронтона др.-гр. храма был синим, линии антаблемента - красными, плоскости - белыми. Волюта капители часто имела золотистый (металлич.) цветок. В живописи применялись белый, черный, красный, желтый цвета. В IV в. добавились голубой и зеленый. Краски были в основном растительного (косточки плодов) и минерального происх. (охра, ляпис-лазурит). Пурпур, в к-рый окрашивали ткани, получали из морских улиток. Разнообразием оттенков отличались рим. фрески (Помпеи, Вилла Мистерий) и мозаики. Стеклянная глазурь в них окрашивалась медью - в синий, железом - в желтый, коричневый и магнием - в фиолетовый цвета.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
худож. принцип раскраски произв. антич. иск-ва, придание им цветового колорита. Сохран. памятники П. в разл. жанрах. В живописи - настенные росписи храмов, дворцов, жилых домов и гробниц (фрески, энкаустика). Произв. скульптуры, детали и декор архит. сооружений были также многоцветны и своей живостью производили в древности впечатление на зрителя, отличное от совр. их восприятия монотонно-белыми, отрешенными от жизни. В VI - V вв. в архитектуре господствовали четыре цвета: белый, красный, желтый (золото), синий. Обычно фон фронтона др.-гр. храма был синим, линии антаблемента - красными, плоскости - белыми. Волюта капители часто имела золотистый (металлич.) цветок. В живописи применялись белый, черный, красный, желтый цвета. В IV в. добавились голубой и зеленый. Краски были в основном растительного (косточки плодов) и минерального происх. (охра, ляпис-лазурит). Пурпур, в к-рый окрашивали ткани, получали из морских улиток. Разнообразием оттенков отличались рим. фрески (Помпеи, Вилла Мистерий) и мозаики. Стеклянная глазурь в них окрашивалась медью - в синий, железом - в желтый, коричневый и магнием - в фиолетовый цвета.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)