ПОЛИХРОМИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Полихромия
от гр. polys - многочисленный + chroma - цвет) – многоцветность (не менее двух цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПОЛИХРОМИЯ
многодетность, многоцветная окраска, применение материалов разных цветов, главным образом в произведениях декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Полихромия
(греч. многоцветность). Сохранилось лишь небольшое количество следов П. в больших и малых жанрах живописи, росписи произведений скульптуры и архитектуры. П. часто встречалась на Востоке, а с 7–6 вв. до н. э. распространилась в Греции. В классике 5–4 вв. до н. э. господствовала четырехцветная живопись (белый, черный, красный, желтый). В период эллинизма сформировалась более богатая палитра, к прежним цветам добавились голубой и зеленый, что подтверждается дельфийской и пергамской мозаикой. Великолепный, разнообразный и одновременно тонкий и нежный колорит отличает рим. фрески и мозаики.

Источник: Словарь античности. 1989

ПОЛИХРОМИЯ
(греч. polys — многочисленный и chroma — цвет) — в архитектуре, скульптуре, декоративном искусстве использование многоцветной раскраски или многоцветности материала. Первые поли-хромные росписи появились в период неолита. Их палитра ограничивалась тремя естественными красите-лями: красная охра, белая глина и окись марганца. Примером полихромной скульптуры могут служить древнегреческие мужские и женские статуи. Мужские тела раскрашивались в красно-коричневый цвет, женские — в желтоваторозовый, волосы были черными, одежда белой, глаза инкрустировались драгоценными камнями. Полихромия использовалась древними народами в декорации фасадов и самого здания, причем каждый цвет имел символическое значение. В Двуре-чье, например, при раскраске зиккуратов использова-лось от трех до семи цветов по количеству ярусов, каж-дый из которых имел свою окраску. Верхний ярус был золотым (желтым), так как у большинства народов жел-тый и голубой цвета символизировали небо. Изобретение масляных красок расширило возможность поли-хромии в передаче структуры материала, оттенков цвета и тона, контрастов света и тени и т.д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Полихромия
греч. многоцветие)
   худож. принцип раскраски произв. антич. иск-ва, придание им цветового колорита. Сохран. памятники П. в разл. жанрах. В живописи - настенные росписи храмов, дворцов, жилых домов и гробниц (фрески, энкаустика). Произв. скульптуры, детали и декор архит. сооружений были также многоцветны и своей живостью производили в древности впечатление на зрителя, отличное от совр. их восприятия монотонно-белыми, отрешенными от жизни. В VI - V вв. в архитектуре господствовали четыре цвета: белый, красный, желтый (золото), синий. Обычно фон фронтона др.-гр. храма был синим, линии антаблемента - красными, плоскости - белыми. Волюта капители часто имела золотистый (металлич.) цветок. В живописи применялись белый, черный, красный, желтый цвета. В IV в. добавились голубой и зеленый. Краски были в основном растительного (косточки плодов) и минерального происх. (охра, ляпис-лазурит). Пурпур, в к-рый окрашивали ткани, получали из морских улиток. Разнообразием оттенков отличались рим. фрески (Помпеи, Вилла Мистерий) и мозаики. Стеклянная глазурь в них окрашивалась медью - в синий, железом - в желтый, коричневый и магнием - в фиолетовый цвета.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Погребение с полихромными стеклянными бусами эпохи эллинизма на Нижней Катуни

Бородовская Елена Львовна
Бусы в погребениях носителей пазырыкской культуры на Алтае встречаются достаточно редко. В 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Материальная культура номадов Южного Зауралья во II начале VI века Н. Э. : полихромные изделия

Любчанский Илья Эдуардович
Настоящая статья продолжает цикл статей, посвященных материальной культуре номадов Южного Зауралья. В ней рассматривается уникальная категория вещей, изготовленных в полихромном стиле, из некрополей Южного Зауралья.
Читать PDF
0.00 байт

Изделия полихромного стиля из погребения на Р. Ераська

Казаков Александр Альбертович
Рассматриваются технологические приемы, используемые мастерами эпохи «великого переселения народов» при изготовлении ювелирных изделий, выполненных в полихромном стиле, ставших маркерами при выделении погребений гуннского периода.
Читать PDF
0.00 байт

Материальная культура номадов Южного Зауралья во II - начале VI века Н. Э. : полихромные изделия

Любчанский Илья Эдуардович
Настоящая статья продолжает цикл статей, посвященных материальной культуре номадов Южного Зауралья. В ней рассматривается уникальная категория вещей, изготовленных в полихромном стиле, из некрополей Южного Зауралья.
Читать PDF
0.00 байт

О восточной границе распространения изделий полихромного стиля

Казаков Александр Альбертович
На основании новых материалов, полученных исследователями за последние 50 лет, определяется восточная граница распространения изделий полихромного стиля, которые маркируют ареал влияния культур гуннского круга.
Читать PDF
0.00 байт

Исторические факторы формирования традиций архитектурной полихромии казанских татар

Аитов Р.Р., Афанасьева Е.А.
Постановка задачи. Целью работы является выявление содержания исторических и культурных влияний на формирование традиций использования цвета в архитектурном декоре казанских татар. Результаты.
Читать PDF
0.00 байт

О полихромном стиле позднеримского времени на территории Сарматии

С. А. Яценко, В. Ю. Малашев
Читать PDF
0.00 байт

Символика изображений в искусстве полихромного рельефного изразца великого Новгорода и его окрестнос

Околович Марина Геннадьевна
Искусство полихромного рельефного изразца во второй половине XVII в. достигает кульминации своего развития и играет наиважнейшую роль в декорации храмовой архитектуры.
Читать PDF
0.00 байт

Полихромные рельефные изразцы великого Новгорода: проблема изучения

Околович Марина Геннадьевна
Анализируется история изучения искусства полихромного рельефного изразца Великого Новгорода XVII-XVIII веков.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы границ памяти и полихроматизация языка культуры

С. В. Коровина-Реймерс
Читать PDF
0.00 байт

Идея «Меланхолии» и ее воплощение в испанской полихромной скульптуре XVII в

Эсоно Флорентинович Эсоно
В статье рассмотрена тема меланхолии — в русле специальной проблемы — испанской барочной полихромной скульптуры XVII в.