Полис
Полис
название города-государства в Древней Греции.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Полис
греческий город-государство, которое одновременно было и гражданской общиной полноправных граждан. Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору- соседнюю сельскохозяйственную округу.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Полис
греч. рolis) – город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Полис
греческое понятие, обозначавшее город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции. Представляла собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся промыслами и ремеслами. В качестве антагонистов им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являющиеся гражданами полиса.
ПОЛИС
город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государство в Древней Греции и Древней Италии. П. составляли полноправные граждане, члены общины, каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения П. не входила и не имела прав граждан: метеки, периэки, вольноотпущенники, рабы. Форма власти в П. была различной: олигархия, демократия и др. В современном значении термин обозначает документ, как правило именной, например П. страховой, медицинский и др., квитанцию, расписку.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Полис
Полис (polls), греч. город-государство. В Др. Греции существовало неск. сотен П. (первые, видимо, появились в 8 в. до н.э.), мн. были очень маленькими, но каждый представлял собой обнесенный стеной город, по окраинам к-рого располагались с.-х. поселения. В центре обычно находились цитадель и агора. В демократических Афинах — образце развитого П. — власть осуществлялась полноправными гражданами, в число к-рых не входили женщины, проживающие в Афинах иностранцы и рабы. Как ни странно, но причинами бесконечных войн между П. служили их идеалы: свобода, опора на собственные силы и автономия. Даже врем, единство для отражения вражеского вторжения (персов или македонцев) достигалось с трудом и далеко не всегда. Образование в кон. 4 в. до н.э. неск. эллинистических царств означало, что время П. прошло.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ПОЛИС
гор.-госуд., особая форма соц.-экономич. и политич. организации общества, типич. для Др. Греции. П. представлял собой объед. частных землевладельцев, а также граждан, занимавш. различ. промыслами и ремеслами, к-рые, будучи полноправ. его членами, имели право на собственность. Типич. признаками П. являлись право земельной собствен., а также наличие гражд. прав независимо от того, находится ли собствен. и место жительства граждан П. в черте города или в сел. местности. Несмотря на противоречия между крупным и мелким землевладе-нием, различие в формах и размерах собствености, а также разделение граждан П. на различ. соц. слои (крупные землевладельцы, крестьяне, ремесленники, купцы, мелкие торговцы, сезонные работники, батраки) и тем самым разные возможности реал. использования политич. прав, граждане П. конституиров. как господствующий класс. В кач-ве осн. антагониста им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить по-дати и налоги и не явл. гражданами П.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Полис
(греч.), город-государство, особая форма социально-экономич. и политич. организации общества, типичная для Др. Греции. П. представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Типичными признаками П. являлись право земельной собственности, а также наличие гражданских прав независимо от того, находится ли собственность и место жительства граждан П. в черте города или в сельской местности. Несмотря на противоречия между крупным и мелким землевладением, различие в формах и размерах собственности, а также разделение граждан П. на различные социальные слои (крупные землевладельцы, крестьяне, ремесленники, купцы, мелкие торговцы, сезонные работники, батраки) и тем самым разные возможности реального использования политич. прав, граждане П. конституировались как господствующий класс. В качестве осн. антагониста им противостояли рабы, а также представители свободного населения, обязанные платить подати и налоги и не являвшиеся гражданами П. Предпосылкой возникновения П. были сельские поселения крестьян и ремесленников, экономич. и политич. зависимость которых от крупных землевладельцев была упразднена в связи с дорич. переселением (12–10 вв. до н. э.), а родовые связи усилились благодаря притоку новых племен, находившихся на примитивных стадиях развития. Переселение дорийцев и необходимость защиты страны от чужеземных захватчиков приводит при Тесее к объединению неск. родовых центров в один (синойкизм). Вся пригодная к возделыванию земля была поделена между членами этого объединения. Совет старейшин племен, родов и сельских поселений ограничил власть военного вождя (басилея), а вместе с тем и значение народного собрания членов племени. Обладая большей частью земли и скота, родовая знать пыталась закабалить своих сородичей и поставить их в отношения зависимости (кабальное рабство). Социальные противоречия, вылившиеся главным образом в борьбу за землю и власть, в 8 — 6 вв. до н. э. привели к поражению родовой знати и оформлению обществ, устройства в форме П., одной из основ которых стало развивающееся рабство. Процесс становления П. продолжался до нач. эллинизма и привел к различной их организации (аристократия, демократия, олигархия). Существовали и такие П., в которых племена-завоеватели покорили местное население, обратив их в зависимых земледельцев типа спартанских илотов (например, в Спарте, Фессалии, Беотии). Другой тип П. предполагал господство ср. слоев городских собственников и землевладельцев (например, в Афинах, Коринфе, Эфесе, Милете). В П. колоний на основе относительно большой доли земледельч. поселений, а также благодаря возможности обогащения за счет местного населения осуществлялось господство богатых граждан (например, П. Черноморья, Великая Греция).
Источник: Словарь античности. 1989
Полис
греч. polis - город, государство)
особая форма социально-экономической и политической организации общества в античности. П. - это город-государство, сравнительно небольшая община граждан, которая возникла в процессе борьбы с пережитками родового общества, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия и борьбы населения с родовой аристократией. Типичная форма п. - городское или крупное сельское поселение как политический, идеологический и культурный центр и близлежащая территория (хора). Историческое значение п., его уникальность заключаются прежде всего в том, что это первая в истории человеческого общества форма общежития, которую можно определить как гражданскую общину со всем комплексом материальных и духовных ценностей. В зависимости от политического строя древнегреческие п. были демократические и аристократические, по характеру экономического развития - аграрные (Спарта), аграрно-ремесленные (Афины) или торгово-ремесленные (Коринф).
Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // ВДИ. 1980. № 1; Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис // Античная Греция: Проблемы развития полиса: В 2 т. Т.1. М., 1983. С. 5-36; Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983; Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н.Новгород, 1991; Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в Др. Греции самоуправляющаяся гражд. община, «город-государство». Полноправным членом П. в классич. эпоху (V в. до н. э.) мог быть только тот, кто имел родителями граждан данного П., обладал земельным участком и был способен обеспечить себя за собств. счет вооружением для службы в ополчении. Гос. форма П. могла быть олигархической, как в Спарте, или демократической, как в Афинах, причем в последней наступление консервативно-олигарх. элементов всегда приводило к установлению имуществ. ценза и ограничению избирательных прав обедневших граждан. Кризис афинского П. в IV в. до н. э. был связан в первую очередь с падением его воен. потенциала и переходом к системе наемного войска. Начиная с эпохи эллинизма гр. П. теряют возможность вести самостоят, внеш. политику, Ано надолго сохран. значение как административное целое со своими органами управления. В Риме гр. П. в общем соотв. civitas эпохи ранней Республики (примерно до сер. II в. до н. э.) - совокупность граждан - землевладельцев и воинов, рамки к-рой ограничивали развитие рим. гос-ва, когда оно в III - II вв. перешло к активной завоевательной политике в Италии и вне ее. Кризис рим. П. нашел выражение в длительной эпохе гражд. войн, нач. к-рой положило подавление братьев Гракхов (133-122), а кон. - установление принципата Августа.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
особая форма социально-экономической и политической организации общества в античности. П. - это город-государство, сравнительно небольшая община граждан, которая возникла в процессе борьбы с пережитками родового общества, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия и борьбы населения с родовой аристократией. Типичная форма п. - городское или крупное сельское поселение как политический, идеологический и культурный центр и близлежащая территория (хора). Историческое значение п., его уникальность заключаются прежде всего в том, что это первая в истории человеческого общества форма общежития, которую можно определить как гражданскую общину со всем комплексом материальных и духовных ценностей. В зависимости от политического строя древнегреческие п. были демократические и аристократические, по характеру экономического развития - аграрные (Спарта), аграрно-ремесленные (Афины) или торгово-ремесленные (Коринф).
Кошеленко Г.А. Полис и город: к постановке проблемы // ВДИ. 1980. № 1; Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис // Античная Греция: Проблемы развития полиса: В 2 т. Т.1. М., 1983. С. 5-36; Маяк И.Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса. М., 1983; Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции. Н.Новгород, 1991; Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
в Др. Греции самоуправляющаяся гражд. община, «город-государство». Полноправным членом П. в классич. эпоху (V в. до н. э.) мог быть только тот, кто имел родителями граждан данного П., обладал земельным участком и был способен обеспечить себя за собств. счет вооружением для службы в ополчении. Гос. форма П. могла быть олигархической, как в Спарте, или демократической, как в Афинах, причем в последней наступление консервативно-олигарх. элементов всегда приводило к установлению имуществ. ценза и ограничению избирательных прав обедневших граждан. Кризис афинского П. в IV в. до н. э. был связан в первую очередь с падением его воен. потенциала и переходом к системе наемного войска. Начиная с эпохи эллинизма гр. П. теряют возможность вести самостоят, внеш. политику, Ано надолго сохран. значение как административное целое со своими органами управления. В Риме гр. П. в общем соотв. civitas эпохи ранней Республики (примерно до сер. II в. до н. э.) - совокупность граждан - землевладельцев и воинов, рамки к-рой ограничивали развитие рим. гос-ва, когда оно в III - II вв. перешло к активной завоевательной политике в Италии и вне ее. Кризис рим. П. нашел выражение в длительной эпохе гражд. войн, нач. к-рой положило подавление братьев Гракхов (133-122), а кон. - установление принципата Августа.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПОЛИС
греч. polis) - город-государство, особая форма социально-экономич. и политич. организации общества, типичная для Др. Греции и Др. Италии (лат. civitas). П. состоял не только из гор. поселения, но и из земледельч. поселений (хоры) данного гос-ва. Классич. примером П. является древнегреч. П. Греч. П. возникли в 8-6 вв. до н. э. в борьбе с пережитками родового строя, в период усиления классовых противоречий, роста товарно-ден. отношений, отделения ремесла от земледелия. Процесс их образования сопровождался обострением социальной борьбы крестьянства и торг.-ремесл. слоев с родовой знатью (см. Греция Древняя). Экономич. базисом П. являлась античная форма земельной собственности, к-рая, согласно Марксу, выступает всегда в противоречивой, двойственной форме: как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причем последняя, как правило, обусловлена первой. Право частной собственности на землю имел тот, кто владел общественной землей, а владеть ею мог лишь полноправный гражданин П. (общины), являвшийся таковым благодаря своему происхождению. Однако наряду с полноправными гражданами П. населяли также свободные, но неполноправные жители: метеки, периэки, вольноотпущенники, занимавшиеся обычно ремеслом и торговлей. За особые заслуги перед П. нек-рые из них получали гражд. права. Третьей группой населения были рабы, принудительный труд к-рых являлся основой экономич. благосостояния П. П. обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов, обязанностью его была забота об экономич. поддержании граждан П.; соответственно внеш. и внутр. экономич. политика П. направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий, аграрные реформы и т. д.). В П. вводились т. н. литургии, раздача зрелищных денег, оплата за несение воен. (во флоте) и государственных служб. Граждане П. составляли народное ополчение, причем средние и беднейшие слои общества были его основой, т. к. служили тяжеловооруженными (гоплиты) и легковооруженными (пелтасты) воинами. Особый характер полисных отношений способствовал формированию полисной идеологии, полисного патриотизма. Политич. устройство П. при всем их разнообразии представляло нек-рое единство. Гос. аппарат П. состоял из нар. собрания полноправных граждан-мужчин, совета, суда и разл. выборных должностных лиц. Нар. собрание - наиболее демократич. орган управления - было необходимым атрибутом П. Оно осуществляло право каждого собственника - члена нар. собрания - управлять своей собственностью и охранять ее. В зависимости от того, какой вес в политич. жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и крестьянству в борьбе с родовой знатью, П. были либо олигархическими, либо демократическими. В олигархич. П. право обладания политич. правами зависело от размера надела (клера), т. е. фактически существовал имущественный ценз. В экономич. отношении различие между П. определялось ролью хоры и, следовательно, земледелия или ремесла и торговли. Типичным земледельч. П. со слабым развитием ремесла и торговли была Спарта, обладавшая большой хорой; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесл. центром, а его многочисл. богатые колонии восполняли недостаток в с.-х. продуктах. С установлением в Др. Греции рабовладельч. строя П. становится формой рабовладельч. гос-ва. Наивысший расцвет греч. рабовладельч. П. в экономич. и политич. отношениях приходится на 5 в. до н. э., что объясняется ростом эксплуатации рабского труда. Дальнейший рост частной собственности, разорение крестьян, тяжелые последствия Пелопоннесской войны привели к кризису полисного строя в Греции в кон. 5 - нач. 4 вв. до н. э. Это был кризис узкой и ограниченной политич. и социальной формы гос-ва, изжившей себя и ставшей тормозом экономич. развития рабовладельч. общества. Он был вызван дальнейшим ростом торговых связей, товарно-денежных отношений и ремесла. Кризис греч. П. облегчил Македонии завоевание Греции и способствовал переходу к эллинизму и сопутствующим ему новым формам политич. жизни. В период эллинизма П. Греции вошли в состав эллинистич. гос-в и за небольшим исключением утратили свою самостоятельность, а после завоевания Римом превратились в зависящие от Рима общины. Л. Н. Казаманова. Москва. Наряду с характеристикой П., изложенной выше, в сов. историографии существует точка зрения, согласно к-рой П. является социально-экономич. и политич. организацией об-ва Др. Греции и Др. Италии периода формирования рабовладельч. строя, утверждение же рабовладельч. отношений, как правило, совпадает с кризисом полисной организации. Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистич. производству, М., 1940; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., О гос-ве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39 (т. 29); Тюменев А. И., История античных рабовладельч. обществ, М.-Л., 1935; Утченко С. Л., Кризис полиса и политич. воззрения римских стоиков, М., 1955; его же, Кризис и падение Рим. Республики, М., 1965; Колобова К. M., Возникновение и развитие рабовладельч. полисов в Греции, Л., 1956; Кудрявцев О. В., Исследования по истории Балкано-Дунайских областей в период Римской империи и статьи по общим проблемам древней истории, М., 1957; Блаватский В. Д., Античный город, в кн.: Античный город, М., 1963; Доватур, Политика и Политии Аристотеля, М.-Л., 1965; Фюстельде-Куланж. Древняя гражданская община, (пер. с франц.), 2 изд., М., 1903; Вебер М., Аграрная история древнего мира, пер. с нем., М., 1925; Glotz G., La solidarit? de la famille dans le droit criminel en Gr?ce, P., 1904; его же, La cit? grecque, P., 1928; Meyer E., Geschichte des Altertums, Bd 3-5, Stuttg.-В., 1901-902; Francotte H., La polis grecque, Paderborn, 1907; Hasebroek J., Staat und Handel im alten Griechenland, T?bingen, 1928; его же, Griechische Wirtschafts- und Gesellschaftsgeschichte bis zur Perserzeit, T?bingen, 1931; Rostovtzeff M., The social and economic history of the Hellenistic world, v. 1-3, Oxf., 1941; Freeman K., Greek city-states, L., (1950); Moss? С l., La fin de la d?mocratie ath?nienne, P., 1962.