многобожие, почитание многих богов, в отличие от монотеизма — единобожия.
Политеизм
ПОЛИТЕИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Политеизм
религиозное учение о наличии многих богов, составляющих определенную иерархическую пирамиду.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Политеизм
(poly – много + theos – бог) – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму. Классическим примером политеизма могут служить древнегреческие и древнеримские религии. Элементы политеизма присутствуют во всех мототеистических религиях. См. Бог, Монотеизм.
ПОЛИТЕИЗМ
от греч. polu - много и teos - бог) - многобожие, поклонение многим богам. П. развился из родоплеменных культов в раннеклассовых обществах в форму нац. гос. культов, как отражение подавленности человека природой и социальным гнетом. Таковы были религии древних египтян, греков римлян и др. народов, а также религии совр. Японии, Индии и Тропич. Африки. В П. сверхъестественный мир представляется как иерархия старших и младших богов, имеющих каждый свое индивидуальное имя, свой облик, часто антропоморфный, и свою определенную сферу управления в природе и в обществе. Во главе политеистич. пантеона, в соответствии с земной властью, стоит верховный, т. е. главный, бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. П. не исключает признания богов чужих народов. В ритуале П. гл. роль играет жречество, группирующееся вокруг храмов. Мн. представления и обряды П. сохраняются и в т. н. высших, или монотеистич., религиях.
Политеизм
(греч., лат. многобожие). Античный П. не был дальнейшим развитием доисторич. полидеймонизма, но результатом историч. соединения отдельных поселений с их собств. богами в коллективы больших размеров. П. возник в раннеклассовом обществе, когда функциональное разделение и создание иерархии богов осуществлялось аналогично иерархич. структуре общества, т. е. происходило выделение гл. среди божеств и формирование генеалогически организованного пантеона. Построенная т. о. система в целом не имела значения для практич. благочестия, в котором доминировали автохтонные силы. Поэтому античный П. всегда носил отпечаток убиквитарной монолатрии. Кроме того, религиозность была всегда генотеистична, т. е. божество почиталось в значительной мере независимо от культов других богов. Эллинизм и в особенности восточные искупительные религии вроде иудаизма, христианства, манихейства или церванизма создавали предпосылки монотеистич. идей, то же можно сказать и о «солнечном боге» поздней античности. Этот процесс был облегчен античным синкретизмом, слившим воедино различных богов. Религиозная философия Стой, так же как неоплатонизм и неопифагореизм, завершилась в пантеизме. Но в пантеизме остались и типичные символы П., которые содержали групповые изображения тройств, семериц, восьмериц, девятериц.
Источник: Словарь античности. 1989