народ. В Российской Федерации 94,6 тыс. человек. Основное население Польши. Живут также в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Латвии, США, Германии, Канаде и других странах. Язык польский западнославянской группы индо-евpoпейской семьи языков. Верующие - в основном католики.
ПОЛЯКИ
ПОЛЯКИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Поляки
основное население Польши. Говорят на польском языке, относящемся к западной ветви славянских языков. Большинство верующих – католики. По мнению ученых, ранний этногенез поляков связан с племенами лужицкой и поморской культуры (См. Лужицкая культура, Поморская культура). На рубеже и в начале н.э. на польских землях получила развитие культура ямных погребений (См. Ямная культура), носителями которой были, повидимому, раннеславянские племена венеды (См. Венеды). В период формирования Польского государства складывалась и польская народность (10 – 11 в.в.). Ее этническую основу составили поляне, висляне, мазовшане, поморяне (См. Славяне). Общая численность поляков 44,2 млн. чел. (1992), в том числе в Польше 37,75 млн. чел., в Российской Федерации 94,6 тыс. чел., на Украине 219,2 тыс. чел., в Литве 258 тыс. чел., Белоруссии 417,7 тыс. чел. Верующие – в основном католики. См. Гурали, Куявы.
Поляки
Наиболее значительным из польских племен в древности были поляне. Уже в древнейшее время поляне представляли собою мощный союз племен, в который входили не только ближайшие их соседи, ленчицяне и серадзяне, но и мазовшане.
Племя полян в истории польского народа объединило разрозненные польские племена в польский народ. Процесс этот был почти закончен в X в.
Политическими и культурными центрами племени полян были города: Гнезно, Крушвица и Познань. Гнезно был в древности главным культурным центром язычников лехов, позже, с 1000 г., здесь была кафедра польского митрополита и столица Болеслава Храброго и Мешка II.
Племя мазовшан (мазовян), позже – мазуров, представляло собою, наряду с полянами, тоже значительное и старинное польское племя. Третьим большим польским племенем в древности были слезане (слензане).
Из других польских племен наряду с слензанами в IX–X вв. были известны еще как отдельные племена бобране, дедошане и ополяне. Известны еще хорваты, представлявшие собою, по-видимому, восточное ответвление смежных с ними чешских хорватов.
Некоторые находки из поселений Польши: 1 – нож с орнаментированной рукояткой (Нестройна); 2 – серебряное височное кольцо (Швянтек); 3 – культовая фигурка из дерева (Ополе); 4 – деревянная голова языческого божества (Янково); 5 – деревянный сосудик (Гданьск); 6 – фрагмент серебряной капторги (Бискупин)
Происхождение племенного термина поляне от «поле», т. е. «жители полей», ни в ком из исследователей не вызывает сомнений. Хуже обстоит дело с объяснением термина «лях» или «лех». Наиболее популярным является сейчас объяснение термина «лях» или «лех» от слова «ляда», «лядина» (пустошь, заросль и т. п.), имеющегося во всех славянских языках. Таким образом, лях – это человек, живущий на пустошах, в зарослях и, стало быть, занимающийся охотою и скотоводством, в противоположность полянину, жителю полей, занимающемуся земледелием.
Племя полян в истории польского народа объединило разрозненные польские племена в польский народ. Процесс этот был почти закончен в X в.
Политическими и культурными центрами племени полян были города: Гнезно, Крушвица и Познань. Гнезно был в древности главным культурным центром язычников лехов, позже, с 1000 г., здесь была кафедра польского митрополита и столица Болеслава Храброго и Мешка II.
Племя мазовшан (мазовян), позже – мазуров, представляло собою, наряду с полянами, тоже значительное и старинное польское племя. Третьим большим польским племенем в древности были слезане (слензане).
Из других польских племен наряду с слензанами в IX–X вв. были известны еще как отдельные племена бобране, дедошане и ополяне. Известны еще хорваты, представлявшие собою, по-видимому, восточное ответвление смежных с ними чешских хорватов.
Некоторые находки из поселений Польши: 1 – нож с орнаментированной рукояткой (Нестройна); 2 – серебряное височное кольцо (Швянтек); 3 – культовая фигурка из дерева (Ополе); 4 – деревянная голова языческого божества (Янково); 5 – деревянный сосудик (Гданьск); 6 – фрагмент серебряной капторги (Бискупин)
Происхождение племенного термина поляне от «поле», т. е. «жители полей», ни в ком из исследователей не вызывает сомнений. Хуже обстоит дело с объяснением термина «лях» или «лех». Наиболее популярным является сейчас объяснение термина «лях» или «лех» от слова «ляда», «лядина» (пустошь, заросль и т. п.), имеющегося во всех славянских языках. Таким образом, лях – это человек, живущий на пустошах, в зарослях и, стало быть, занимающийся охотою и скотоводством, в противоположность полянину, жителю полей, занимающемуся земледелием.
Источник: Славянская энциклопедия.
ПОЛЯКИ
нация, осн. население Польши. Числ. - ок. 31 млн. чел., или более 98% от общего числа жителей страны (на конец 1965). За пределами Польши живут: в СССР - 1380 тыс. чел. (1959), в США - св. 2,5 млн. чел., в Канаде - до 325 тыс. чел., в Бразилии - 400 тыс. чел., в Аргентине - 120 тыс. чел., во Франции - 750 тыс. чел., в Великобритании - 150 тыс. чел., в ФРГ - 132 тыс. чел., в Чехословакии - 68 тыс. чел., в Бельгии - 30 тыс. чел. и в нек-рых др. странах. Польский язык относится к зап. ветви слав. языков. Из верующих П. - большинство католики. По мнению нек-рых ученых, ранний этногенез П. связан с племенами лужицкой культуры и поморской культуры. На рубеже и в нач. н. э. на польск. землях получила развитие т. н. культура ямных погребений, носителями к-рой, по-видимому, были раннеславянские племена - венеды. Значит. роль в последующем формировании польск. народности сыграли зап.-слав. племена, оставшиеся на терр. Польши после Великого переселения народов. Из этих племен или союзов племен, с развитием раннефеод. отношений складывавшихся в "племенные княжения" (ранние формы гос. организации), по источникам 9 в. известны: дзядошане, бобжане, слензане, голенжицы, ополяне, гопляне, лендзяне, висляне, пыжичане, волиняне и др. В период формирования Польского гос-ва складывалась и польск. народность (10-11 вв.). Ее этнич. основу составили поляне, слензане, висляне, мазовшане, поморяне. Процесс консолидации Поморья с остальными польск. землями был заторможен не только непрочностью политич. связей его с Древнепольским гос-вом, но и своеобразием его социально-экономич. и культурного развития (длит, господство язычества и др.). По говорам наиболее близки были поляне, слензане и висляне. В период феод. раздробленности (11-12 вв.) произошло политич. обособление отдельных территориальных групп П., но культурные и экономич. связи между ними не прерывались. В ходе сопротивления нем. феод. агрессии (13-15 вв.) у П. укреплялось стремление к сплоченности, к объединению польск. земель, усилились связи между их населением. В это же время шел процесс германизации захваченных немцами зап. польск. земель (Ниж. Силезия, Поморье, Мазовия), особенно усилившихся в 18-19 вв. Конец 15 и 16 вв. был временем бурного развития польск. культуры, расцвета нац. иск-ва, лит-ры и науки, что способствовало развитию нац. самосознания; оно усилилось в годы войн с внеш. врагами в 17 в. В рамках многонац. гос-ва - Речи Посполитой - происходил процесс консолидации польск. нации. Этот процесс осложнился в 18 в. трехкратным разделом Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) и ее переделами в годы наполеоновских войн и после них. В кон. 18-19 вв., с потерей польск. государственности, в развитии нац. самосознания П. выдающуюся роль сыграли народно- освободит. движения (восстание 1794 под рук. Т. Костюшко, восстания 1830-31, 1846, 1863-64); польск. народ сохранял любовь к родине, к родному языку и обычаям. В части зап. польск. земель (Силезия, Мазовия) начался постепенный подъем нац. самосознания. Но политич. разобщенность П. сказывалась на их этнич. истории. Создалась нек-рая обособленность жителей каждой из аннексированных областей; их называли - крулевяки, галицианяне, познане и т.п. Еще в 19 в. сохранялось несколько групп П., различавшихся диалектами и нек-рыми этнографич. особенностями: в зап. р-нах Польши - велико-поляне, ленчицане и серадзяне; в юж. части - малополяне; в Силезии - слензане; в сев.-вост. р-нах - мазуры; на побережье Балт. м. - поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных р-нов), краковяки и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и др. более мелкие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы; нек-рые ученые считали их даже особой по происхождению народностью. В кон. 19-20 вв. различия между этими группами стираются, заметна нивелировка их быта. После 1-й мировой войны 1914-18 образовалось польское бурж.-помещичье гос-во, в к-рое не вошли многие зап.-польские земли, тогда как на В. оно захватило р-ны, населенные украинцами, белоруссами, литовцами. Гос. воссоединение польск. земель наступило лишь после 2-й мировой войны 1939-45. Произошли значит. перемещения населения. В зап. р-нах Великой Польши, в части Силезии, Поморье и Мазурах, откуда выехали немцы и где остались П.-автохтоны, поселились также П. из др. частей Польши, репатрианты из СССР и бывшие эмигранты, вернувшиеся из зап. стран. Из вост. малопольских и подляских р-нов выехали в СССР группы украинцев и белоруссов, а на их место прибыли П. из СССР. После войны Польша стала страной с почти однородным нац. составом. В ходе социалистич. строительства в Польше успешно осуществляется культурная революция. О хозяйстве, истории и культуре П. см. в ст. Польша. Лит.: Королюк В. Д., Древнепольское государство, М., 1957; Лер-Сплавинский Т., Польский язык, М., 1954; История Польши, т. 1-3, М., 1954-58; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964, с. 75-172; Kolberg О., Lud, Jego zwyczaje, spos?b zycia, mowa, podania, przyslowia, obrzedy, gusla, zabawy, piesni, muzyka i tance, Kr., 1865-90; Hensel W., Polska przed tysiacem lat, Wr.-Warsz., 1960. O. A. Ганцкая. Москва.
ПОЛЯКИ
один из народов Восточной Европы. Самоназвание — поляци. Польский язык относится к западнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность — на основе латинского алфавита. Формирование польской народности связано с консолидацией отдельных западнославянских племен: полян, слензан, мазовшан, вислян, поморян и др. На процесс формирования польской народности повлияло образование древнепольского государства (X—XI вв.), сопротивление немецкой агрессии (XIII—XV вв.), образование единого польского государства (XIV—XV вв.), объединение с Великим княжеством Литовским (1569 г.) и образование многонационального государства Речи Посполитой. В конце XVIII в. процесс консолидации осложнился разделами польских земель между Россией, Австрией и Пруссией (1772, 1793, 1795). Значительная часть восточных районов Польши территориально отошла к России. С 1918 г. Польша становится самостоятельным государством. В Республике Польша в 2000 г. насчитывалось 38 644 тыс. поляков. Значительные группы проживают в Белоруссии (1999 г. — 395,7 тыс. чел.), Литве (2001 г. — 235 тыс. чел.), Украине (2001 г. — 144,1 тыс. чел.), в США (3,8 млн. чел), Франции (300 тыс. чел.), Канаде (255 тыс. чел.) и др. странах мира.
В России в 2002 г. проживало 73 001 поляк, из них 742 человека — в Пермском крае. Формирование поляков на территории Прикамья связано с миграциями служилого, рабочего населения, представителей интеллигенции с целью заработка, политических ссыльнопоселенцев XIX — нач. XX вв., беженцев в годы Первой мировой войны, раскулаченных, сосланных и депортированных в течение 1930—1950-х гг. В ХIХ в. Пермская губерния также стала одним из центров польской ссылки. В 1830-е гг. в Перми уже проживали ссыльные, участники восстания 1830—1831 гг. На основании циркуляра Департамента полиции от 28 мая 1863 г. Пермская губерния стала одной из 14 административных территорий, предназначенных для ссылки поляков, «обнаруживших противоправительственные стремления». Местами ссылки стали 6 уездов губернии, в том числе Кунгурский, Соликамский, Красноуфимский, Оханский, Шадринский, Чердынский и Верхотурский. Кроме того, Пермская губерния относилась к числу так называемых «внутренних губерний» России, где было разрешено селиться отбывшим срок каторги и ссылки. Значительные группы поляков существовали преимущественно в крупных городах Прикамья: Пермь, Кунгур, Соликамск. Польская ссылка в Пермской губернии участников восстания 1863—1864 гг. заканчивается в начале 1890-х гг. Во второй половине ХIХ — начале ХХ в., когда Царство Польское уже плотно интегрировалось в российскую экономику, многие поляки, имея хорошее образование и желание трудиться, делали карьеру в отдаленных от центра губерниях России, где всегда был высокий спрос на квалифицированных специалистов. К концу XIX в. число поляков, постоянно проживавших в Перми, достигло 739 чел., что составляло более 1,5% от всего населения города. По переписи 1897 г., в западных уездах Пермской губернии был отмечен 1091 поляк. Социальный состав поляков на рубеже XIX—XX вв. характеризовался высокой долей дворянства и крестьянства и небольшим числом мещанства, высоким уровнем образования. Отмечается занятость поляков в XIX в. в сферах медицины, фармацевтики, науки, государственной гражданской и военной службы, промышленности и транспорта. Дисперсное расселение поляков на территории Пермского края не способствовало сохранению их традиционной культуры. В материальном комплексе достаточно рано начали преобладать черты городской культуры. Большинство поляков исповедует католицизм. Благодаря стараниям польской общественности в 1875 г. в Перми был открыт католический храм. Религия имеет большое значение для поддержания этнического самосознания, сохранения национального своеобразия в обрядах жизненного цикла и календарных праздниках. Поляки продолжают отмечать Рождество, Пасху, Смигус-Дынгус («Мокрый понедельник»), Миколайки (день святого Миколая) и др. В храме проводятся обряды крещения и венчания. Элементы самобытной национальной культуры сохраняются в кулинарных традициях поляков Пермского края. В праздничные и будничные дни готовят зеленые щи из первой зелени, фаршированный желудок, говяжий рубец с овощами, разные виды колбасы, бигос (капуста, тушенная с несколькими сортами мяса), ягодные настойки и т.д. Значителен вклад поляков в развитие культуры, искусства и образования Пермской губернии; среди известных польских деятелей Прикамья — архитекторы А.Б. Турчевич-Глумов и Р. Карвовский; организатор первого книжного магазина в г. Перми Ю. Пиотровский; директора народных училищ Пермской губернии И. Грацинский и А. Раменский. В ХХ в. приток польского населения в регион был обусловлен началом Первой мировой войны, вызвавшей миграции из прифронтовых губерний на восток. В 1920-е гг. в Прикамье начинают действовать Польские бюро, способствующие реализации конкретных направлений новой национальной политики, однако их деятельность вскоре была прекращена. В конце 1920-х гг. в Прикамье появляются сотни поляков, высланных из западных районов Советского Союза в связи с проведением ускоренной коллективизации на селе. В 1930-е гг. к ним присоединяются жертвы массовых репрессий. Очередная волна переселенцев связана с выселением поляков из восточных районов Польши, вошедших в состав СССР в 1939 г. В послевоенный период численность поляков в Прикамье уменьшается. Важную роль в этнокультурной жизни поляков в настоящее время играют католический храм и Общественная организация «Пермский центр польской культуры». В г. Перми действует воскресная школа по обучению польскому языку, поддерживаются системные связи с полонийным движением России.
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник. М., 1988; Пермские поляки. Пермь, 2001; Поляки в Кунгуре. Кунгур, 2004; Поляки в Пермском крае: очерки истории и этнографии. СПб., 2009; Поляки Прикамья: сб. статей. Пермь, 2004.
М.С. Каменских
В России в 2002 г. проживало 73 001 поляк, из них 742 человека — в Пермском крае. Формирование поляков на территории Прикамья связано с миграциями служилого, рабочего населения, представителей интеллигенции с целью заработка, политических ссыльнопоселенцев XIX — нач. XX вв., беженцев в годы Первой мировой войны, раскулаченных, сосланных и депортированных в течение 1930—1950-х гг. В ХIХ в. Пермская губерния также стала одним из центров польской ссылки. В 1830-е гг. в Перми уже проживали ссыльные, участники восстания 1830—1831 гг. На основании циркуляра Департамента полиции от 28 мая 1863 г. Пермская губерния стала одной из 14 административных территорий, предназначенных для ссылки поляков, «обнаруживших противоправительственные стремления». Местами ссылки стали 6 уездов губернии, в том числе Кунгурский, Соликамский, Красноуфимский, Оханский, Шадринский, Чердынский и Верхотурский. Кроме того, Пермская губерния относилась к числу так называемых «внутренних губерний» России, где было разрешено селиться отбывшим срок каторги и ссылки. Значительные группы поляков существовали преимущественно в крупных городах Прикамья: Пермь, Кунгур, Соликамск. Польская ссылка в Пермской губернии участников восстания 1863—1864 гг. заканчивается в начале 1890-х гг. Во второй половине ХIХ — начале ХХ в., когда Царство Польское уже плотно интегрировалось в российскую экономику, многие поляки, имея хорошее образование и желание трудиться, делали карьеру в отдаленных от центра губерниях России, где всегда был высокий спрос на квалифицированных специалистов. К концу XIX в. число поляков, постоянно проживавших в Перми, достигло 739 чел., что составляло более 1,5% от всего населения города. По переписи 1897 г., в западных уездах Пермской губернии был отмечен 1091 поляк. Социальный состав поляков на рубеже XIX—XX вв. характеризовался высокой долей дворянства и крестьянства и небольшим числом мещанства, высоким уровнем образования. Отмечается занятость поляков в XIX в. в сферах медицины, фармацевтики, науки, государственной гражданской и военной службы, промышленности и транспорта. Дисперсное расселение поляков на территории Пермского края не способствовало сохранению их традиционной культуры. В материальном комплексе достаточно рано начали преобладать черты городской культуры. Большинство поляков исповедует католицизм. Благодаря стараниям польской общественности в 1875 г. в Перми был открыт католический храм. Религия имеет большое значение для поддержания этнического самосознания, сохранения национального своеобразия в обрядах жизненного цикла и календарных праздниках. Поляки продолжают отмечать Рождество, Пасху, Смигус-Дынгус («Мокрый понедельник»), Миколайки (день святого Миколая) и др. В храме проводятся обряды крещения и венчания. Элементы самобытной национальной культуры сохраняются в кулинарных традициях поляков Пермского края. В праздничные и будничные дни готовят зеленые щи из первой зелени, фаршированный желудок, говяжий рубец с овощами, разные виды колбасы, бигос (капуста, тушенная с несколькими сортами мяса), ягодные настойки и т.д. Значителен вклад поляков в развитие культуры, искусства и образования Пермской губернии; среди известных польских деятелей Прикамья — архитекторы А.Б. Турчевич-Глумов и Р. Карвовский; организатор первого книжного магазина в г. Перми Ю. Пиотровский; директора народных училищ Пермской губернии И. Грацинский и А. Раменский. В ХХ в. приток польского населения в регион был обусловлен началом Первой мировой войны, вызвавшей миграции из прифронтовых губерний на восток. В 1920-е гг. в Прикамье начинают действовать Польские бюро, способствующие реализации конкретных направлений новой национальной политики, однако их деятельность вскоре была прекращена. В конце 1920-х гг. в Прикамье появляются сотни поляков, высланных из западных районов Советского Союза в связи с проведением ускоренной коллективизации на селе. В 1930-е гг. к ним присоединяются жертвы массовых репрессий. Очередная волна переселенцев связана с выселением поляков из восточных районов Польши, вошедших в состав СССР в 1939 г. В послевоенный период численность поляков в Прикамье уменьшается. Важную роль в этнокультурной жизни поляков в настоящее время играют католический храм и Общественная организация «Пермский центр польской культуры». В г. Перми действует воскресная школа по обучению польскому языку, поддерживаются системные связи с полонийным движением России.
Лит.:Народы мира: ист.-этногр. справочник. М., 1988; Пермские поляки. Пермь, 2001; Поляки в Кунгуре. Кунгур, 2004; Поляки в Пермском крае: очерки истории и этнографии. СПб., 2009; Поляки Прикамья: сб. статей. Пермь, 2004.
М.С. Каменских
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.