ПОЛЯКОВ
ПОЛЯКОВ
Юрий Александрович (р. 18.X.1921) - сов. историк, чл.-корр. АН СССР (1966). Чл. КПСС с 1945. Окончил ист. ф-т МГУ (1945). Доктор ист. наук (1965). Автор св. 80 работ по истории Окт. революции и гражд. войны в СССР, восстановит. периода, истории сов. крестьянства (среди них книги: "Московские трудящиеся в обороне сов. столицы в 1919 г.", М., 1958; "От боя к труду - от труда до атак", М., 1960; "Переход к нэпу и сов. крестьянство", М., 1967). Соавтор учебника "История СССР. Эпоха социализма" (М., 1964), 6-го тома "Истории Москвы" (кн. 1, М., 1957), 8-го тома "Всемирной истории" (М., 1961) и др. коллективных трудов. Вел преподавательскую работу в МГУ и Академии обществ. наук при ЦК КПСС. С 1959-зав. Отделом истории сов. общества Ин-та истории АН СССР. Гл. ред. журнала "История СССР" (1966).
ПОЛЯКОВ
Юрий Михайлович (р. 1954, Москва), русский прозаик, поэт, публицист. Окончил Московский областной педагогический ин-т им. Н. К. Крупской (1976). После окончания службы в армии (1976–77) работал учителем рус. языка и литературы в школе, был сотрудником, а затем главным редактором газеты «Московский литератор», позже главным редактором «Литературной газеты». Литературную деятельность начинал как поэт, в 1980 г. вышла первая книга стихотворений «Время прибытия». Прозаический дебют – публикация в журнале «Юность» повести «ЧП районного масштаба» (1985), привлекшей широкое внимание читателей и критиков, вызвавшей активную дискуссию. Предметом художественного исследования Поляков избрал жизнь комсомольской организации, точнее – аппарата ВЛКСМ. Ему удалось на примере вымышленного райкома комсомола показать фальшь, приспособленчество, воссоздать нравственно-психологическую атмосферу, уродующую личности комсомольских функционеров. Тема компромисса, образ «человека свиты» (В. С. Маканин) проходят через дальнейшие произведения писателя: «Сто дней до приказа» (1986), «Апофегей» (1989), «Парижская любовь Кости Гуманкова» (1991), «Замыслил я побег» (1997–99). Замысел большинства произведений писателя раскрывают слова Н. В. Гоголя, взятые Поляковым в качестве эпиграфа к книге «Козленок в молоке»: «Настоящее слишком живо, слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит в сатиру».
Большинство произведений Полякова экранизированы («Работа над ошибками», 1987; «ЧП районного масштаба», 1988; «Сто дней до приказа», 1989; и др.).
Большинство произведений Полякова экранизированы («Работа над ошибками», 1987; «ЧП районного масштаба», 1988; «Сто дней до приказа», 1989; и др.).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Поляков
, Серж (Poliakoff, Serge) 1900, Москва — 1969, Париж. Французский художник русского происхождения. Начал заниматься живописью с 1914. События революции вынудили его покинуть Россию. Пребывая в разных странах Восточной Европы, выступал в качестве гитариста и еще долгое время не расставался с этой профессией, обеспечивавшей его средствами существования. В 1923 прибыл в Париж, но лишь в 1931 впервые выставил свои работы. В 1935—1937 жил в Лондоне, где обучался в Слейд-скул, активно посещал музеи, заинтересовавшись историей искусств. В Британском музее открыл для себя красоту древнеегипетских саркофагов, внимательно изучал технику их росписи. Вернувшись в Париж, познакомился с Робером и Соней Делоне, а затем с Кандинским, которые направили его на путь абстрактного искусства. В послевоенный период Поляков стал одним из самых видных художников абстракционизма, завоевавшего художественную сцену парижской школы. Отстраняясь от популярных в то время направлений (ташизм, информель, геометрическая абстракция, живопись жеста, пейзажная абстракция), он создал собственный стиль, основанный на плотно сомкнутых формах криволинейных очертаний, складывающихся в полнозвучные, глубокие цветовые аккорды. В крепкой спаянности плоскостных элементов, в особой хроматической гамме, построенной на оттенках красного, белого, желтого, черного, просматривается формальный строй древнерусской иконописи. Цвет нагнетается от затемненных краев полотна к центру, создавая впечатление медленного проступания форм в разгорающемся световом луче. Этой стилистике художник оставался верен до конца жизни (Композиция, 1955, Лион, Музей изящных искусств; Композиция, 1955, Париж, Гор. музей современного искусства).
Лит.: Marchiori G. Serge Poliakoff. Paris, 1976; Durozoi G. Poliakoff. Paris, 1984.
В. Крючкова
Лит.: Marchiori G. Serge Poliakoff. Paris, 1976; Durozoi G. Poliakoff. Paris, 1984.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006