, Антонио (Pollaiuolo, Antonio), наст. имя Антонио Бенчи Ок. 1431/1433, Флоренция — 1498, Рим. Итальянский живописец, скульптор, гравер, рисовальщик, ювелир. Мастер флорентийской школы. Работал в содружестве с братом Пьеро Поллайоло (1443—1496). Испытавший влияние Кастаньо, Поллайоло был, наряду с Боттичелли и Верроккио, одним из создателей нового художественного направления, существенно отличающего флорентийскую школу последней трети XV в. (т. н. эпохи Лоренцо Великолепного) от предшествующего этапа флорентийского Раннего Возрождения. Живописи Поллайоло свойственна жесткость и пластическая энергия моделировки, нервная экспрессия линий, интерес к резкому, угловатому, полному напряжения, иногда неистовому движению, к передаче душевных аффектов в динамике поз и жестов, ритме развевающихся складок одежд. Эти черты равно проявляются и в его религиозных композициях, и в мифологических сценах. Поллайоло был одним из основоположников мифологического жанра в итальянской живописи XV в. К этой теме он впервые обратился ок. 1460 в серии Подвиги Геракла, написанной для правителя Флоренции Пьеро Медичи (не сохранилась). Две копии мастерской Поллайоло с картин этой серии (Геракл и Антей, Геракл и Гидра, ок. 1475, Флоренция, галерея Уффици), композиции Похищение Деяниры (ок. 1475, Нью-Хейвен, музей Йельского университета) и Аполлон и Дафна (ок. 1489, Лондон, Нац. галерея) свидетельствуют о трактовке художником мифологических сцен в драматическом ключе; угловатая экспрессия сильных, жилистых тел нарочито далека от античного идеала красоты. Кульминацией этого экспрессивного стиля является экстатический танец обнаженных мужчин в росписях виллы Ла Галлина близ Флоренции (ок. 1464). Особый характер мифологическим композициям Поллайоло придает навеянный нидерландской живописью широкий панорамный пейзаж, как бы увиденный с птичьего полета. Такой же бескрайний пейзаж с горами, изгибающимися руслом реки, группами деревьев повторяется в самой значительной из религиозных композиций Поллайоло — монументальном алтаре Мученичество св. Себастьяна (ок. 1475, Лондон, Нац. галерея), придавая происходящему характер величественной драмы. В то же время Поллайоло, много работавший в области декоративного искусства, обладает утонченностью вкуса и чувством стилизованной красоты линий, что сказывается в таких композициях, как Товий и ангел (1470-е, Турин, галерея Сабауда) и в двух приписываемых Поллайоло профильных женских портретах (ок. 1470, Берлин, Гос. музеи; Милан, Музей Польди-Пеццоли). Поллайоло сыграл большую роль в проникновении ренессансных форм в декоративное искусство. Характерные свойства его дарования — нервная порывистость жестов и поз, динамика слегка стилизованных линий, нарядность и тонкая проработка деталей — характеризуют цикл небольших композиций, посвященных Иоанну Крестителю, выполненных по его картонам в технике ручной вышивки (1466—1487, Флоренция, Музей собора). Поллайоло занимает важное место в истории европейской гравюры. Одновременно с Мантеньей он реформировал резцовую гравюру на меди, развивающуюся в Италии с сер. XV в. и оперировавшую преимущественно контурной линией. В единственной сохранившейся до наших дней гравюре Поллайоло Битва десяти обнаженных мужчин использован более богатый, чем у его современников, набор резцов, линии приобретают гибкость, разнообразие, динамику. Сохраняя твердость и четкость, присущие линии, проведенной резцом, он вводит энергичную моделировку форм сгущением и разрежением тонких параллельных штрихов и придает скульптурную отчетливость пластике сильных, пронизанных неистовой яростью борьбы фигур сражающихся. Сравнительно небольшое скульптурное наследие Поллайоло достаточно многообразно, включает в себя различные виды скульптуры — от небольших статуэток до величественных надгробных монументов. Профессия ювелира и гравера, видимо, объясняет и его предпочтение металлу — бронзе, серебру, которое Поллайоло демонстрировал и в круглой скульптуре. Работал во Флоренции и Риме (ок. 1483—1498). А. Поллайоло, возможно, был учеником Гиберти и начал свою творческую деятельность как ювелир: первой его работой был большой серебряный крест для флорентийского баптистерия (1457—1459, Флоренция, Нац. музей). В 1470-е Поллайоло получил ряд заказов от семьи Медичи (по-видимому, от правителя Флоренции Лоренцо Медичи), для которого создает несколько небольших бронзовых скульптур на мифологические темы. Самая известная из них — скульптурная группа Геракл и Антей (ок. 1472, Флоренция, Нац. музей), одна из наиболее характерных работ Поллайоло этого периода — резкая, несколько преувеличенная экспрессия ожесточенной борьбы античных героев находит выражение не только в патетичности яростной схватки, но и в напряженности, утрированной остроте пластического языка. Самые масштабные скульптурные работы Поллайоло — монументальные надгробия пап Сикста IV и Иннокентия VIII — относятся к последнему, римскому периоду его творчества и созданы, как и некоторые работы флорентийского периода, в содружестве с его братом Пьеро. Надгробие Сикста IV (1484—1492, Ватикан) предназначалось для старой, снесенной в нач. XVI в. базилики Св. Петра и с началом строительства нового собора Св. Петра было перенесено в эти т. н. Ватиканские гроты — подземелья под старой базиликой и частью Ватиканского дворца. Выбрав довольно традиционный для Италии тип надгробного монумента с телом покойного, лежащего на крышке саркофага, он придал этому мотиву новое великолепие и эффектность. Саркофаг заменяет величественный постамент, стены которого украшены крупным, пластически выраженным растительным орнаментом и полными грации и одухотворенности фигурами богословских Добродетелей. Возлежащая на этом подиуме фигура папы почти бесплотна, иссохшее тело спрятано под складками одежд, старческое лицо тронуто смертным тлением. Это Memento Mori, напоминание о смерти, вносит в великолепие памятника драматическое начало. Драматическое начало присутствует и в последней работе Поллайоло — надгробном монументе папы Иннокентия VIII (1492—1498, Рим, собор Св. Петра), также первоначально предназначенном для старой базилики Св. Петра. После завершения строительства собора Св. Петра, освященного в 1626, надгробие Иннокентия VIII было установлено в новом храме, но смонтировано заново. Судя по документам, оно первоначально было более сложным: надгробие осенял киворий на 4 колоннах, украшенный скульптурным фризом и статуями апостолов в нишах. Фрагменты скульптурного фриза сохранились и находятся теперь в гротах Ватикана. Однако и в теперешнем виде надгробие Иннокентия VIII поражает необычностью решения. Античного рисунка саркофаг с телом покойного составляет верхнюю, заключенную в арочное обрамление часть монумента, а его нижнюю часть украшает монументальная, полная экспрессии фигура сидящего на троне папы, поднявшем правую руку в жесте скорее властном, чем благословляющем. Наряду с Верроккио, Антонио Поллайоло завершает историю флорентийской скульптуры XV в.
Лит.: Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987; Colaciechi G. Antonio da Pollaiuolo. Firenze, 1943; Sabatini A. Antonio e Pietro Pollaiuolo. Firenze, 1944; Ortobani S. Il Pollaiuolo. Milano, 1948; Busignani A. Pollaiuolo. Firenze, 1969; Ettlingen L. D. Antonio e Pietro Pollaiuolo. London, 1978.
И. Смирнова