(Соборная площадь).
В 1451 г. большое войско татарского царевича Мазовши осадило Москву. Но внезапно 2 июля, в день празднования Положения ризы Божией Матери во Влахерне, после ожесточенного боя неприятельское войско ушло. В память покровительства Богородицы митрополит Иона устроил на своем дворе в Кремле Ризположенский храм. В 1472 г. митрополичий двор сгорел, а в 1485 г. псковские мастера возвели из кирпича ныне существующий небольшой одноглавый храм. Он был домовой церковью митрополитов, а с 1589 г. — патриархов. С возведением в середине XVII века Патриаршего дворца домовой церковью патриархов стал собор Двенадцати апостолов, а Ризположенский храм — дворцовой церковью. Во второй половине XVII века его западную и северную паперти превратили в закрытые галереи, и устроили здесь часовню Печерской иконы Божией Матери. В ней находился Печеский образ Божией Матери с предстоящими московскими святителями Петром, Алексием, Ионой и Филиппом, а также преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. После пожара 1737 г. восстановленная церковь получила простое четырехскатное покрытие и фигурную главу. Храм капитально отремонтировали в середине XIX века в связи со строительством Большого Кремлевского дворца. Закрыт, как и большинство кремлевских храмов, в 1918 г.
В 1940—1950 гг. Ризположенский храм отреставрировали, вернув ему первоначальный облик, убрав поздние наслоения в живописи, восстановив древнюю форму иконостаса. В его пятиярусном иконостасе находится много икон XIV—XVII веков.
Иконописные царские врата XVI века перенесены сюда из уничтоженной в 1932 г. кремлевской церкви Спаса на Бору. Справа от врат находится храмовая икона XVII века «Положение ризы и пояса Богоматери». Иконы трех верхних ярусов (пророческий, праздничный и деисусный), а также образа Троицы и Богоматери в нижнем ярусе написаны в 1627 г. известным иконописцем Оружейной палаты Назарием Истоминым. Узким фризом над местным рядом расположены небольшие иконы-пядницы XVI—XVII веков, собранные из разных храмов. Древней является и стенная роспись, выполненная царскими мастерами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым в 1644 г. После реставрации Ризположенской церкви на паперти-галерее была устроена экспозиция русской деревянной скульптуры и мелкой пластики XIV—XVII веков. Здесь собраны памятники из разных храмов Москвы и других городов. Древнейшей деревянной скульптурной иконой является резной образ великомученика Георгия Победоносца (конец XIV — начало XV века). В галерее находится портретная деревянная резная крышка раки основателя церкви митрополита Ионы (XVII век). Резная фигура святителя Николы Можайского (XVII век) находилась в старину в кремлевской церкви Николы Гостунского, разобранной в XIX веке. На выставке экспонируется часть рельефной Страстной иконы Божией Матери XVII века, вывезенной из часовни у Пятницких ворот города Коломны, а также резные деревянные иконы мучеников Параскевы Пятницы и Никиты и «Распятие с разбойниками».
Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле церковь
Положения ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле церковь
Источник: Москва православная Все храмы и часовни.