(по мужу Федченко) (?, Киев — ?) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано). Окончила Полтав. ин-т благородных девиц, где три года рук. церковным хором. Пению обучалась с 1899 в Петерб. конс. (кл. К. Ферни-Джиральдони, по оперному кл. у О. Палечека). Зимой 1901 дебютировала в Харьков. опере в партии Маши ("Дубровский"). Летом 1902 пела в петерб. Новом летнем т-ре "Олимпия". В 1902—05 солистка петерб. Мариинского т-ра, в 1905—07 — моск. Большого т-ра. В 1904 гастролировала в Кисловодске. С 1907 жила за границей. Обладала сильным голосом мягкого тембра и широкого диапазона.
1-я исп. партий: Девочки ("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Степаниды ("Псковитянка", 3-я ред.), Розы ("Лакме"). Лучшие партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон А. Рубинштейна), Марфа ("Царская невеста"), Лиза ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"), Татьяна, Недда, Микаэла. Др. партии: Горислава, Криза, Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Агнесса Сорель, Домна Сабурова, Степанида Матута, Оскольская, Неволея; Зибель и Маргарита ("Фауст"), Стефано ("Ромео и Джульетта"), Маллика, Эльза ("Лоэнгрин"); в оперетте — Викторина ("Корневильские колокола" Р. Планкета). Партнеры: И. Алчевский, A. Брагин, И. Грызунов, Н. Ермоленко-Южина, B. Петров, Л. Сибиряков, В. Тютюнник, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Блуменфельда, М. Букши, Э. Крушевского, Э. Направника, С. Рахманинова, С. Столермана.
Записывалась на грампластинки (13 произв.) в Петербурге ("В. И. Ребиков", 1903, 1904; (Граммофон", 1906, 1907).
Лит.: Божерянов И. Н., Карпов Н. И. Иллюстративная история русского театра XIX века. В 2 т. — СПб., 1904. Т. 2. Вып. 5—6. C. 37; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С 33—34.