Полторацкий, Марк Федорович

Найдено 1 определение
Полторацкий, Марк Федорович

Полторацкий Марк Федорович (1780)


действительный статский советник, директор Придворной Певческой Капеллы, сын соборного протоиерея в г. Соснице, Черниговской губернии, Федора Филипповича П., родился 17-го апреля 1729 года, в Малороссии; воспитание получил в латинской школе в Чернигове, где пробыл несколько лет. Обладая сильным и приятным голосом, проявившимся в нем, когда он был еще в школе, П. на шестнадцатом году от рождения, замеченный Разумовским, был определен в придворные певчие, и это решило его судьбу, а крупные музыкальные способности, обнаружившиеся у него еще в детстве, обратили на него общее внимание; П. серьезно занялся дальнейшим своим образованием, как музыкальным, так и общим: так, в 1746 году он начал изучать итальянское пение, к чему побуждало его желание скорее выдвинуться, так как императрица Елизавета Петровна очень любила итальянскую музыку, да и придворная опера в ту пору была только итальянская. Полторацкий не ошибся: Императрица заметила молодого, талантливого и красивого певчего, и он 25-го марта 1752 года был пожалован в камер-музыканты в итальянскую компанию (в придворную итальянскую оперную труппу). В следующем году он был произведен в чин бунчукового товарища, а через несколько месяцев — в полковники. Этим не ограничились к нему милости императрицы: назначив его управляющим придворной церковной музыкой и регентом придворного певческого хора, она в то ж время наградила его и большими имениями в Малороссии. И по смерти императрицы Елизаветы Петровны Полторацкий не потерял своего значения; напротив, назначенный императрице Екатериной II директором Придворной Певческой Капеллы и переименованный в статские советники, он стал очень близок ко двору, что, меж прочим, видно из того, что он часто был приглашаем императрицей к Высочайшему столу, а также и из нескольких сохранившихся его писем ко многим выдающимся лицам Екатерининской эпохи. Одно время Полторацкий числился в штате великих князей Александра и Константина Павловичей (1782 г.). Августа 6-го 1783 года он был произведен в действительные статские советники; он состоял членом Императорского Вольно-Экономического Общества; скончался 26-го ноября 1795 г. на 67 году от рождения; погребен в Александро-Невской лавре.


Кн. А. Б. Лобанов-Ростовский. "Русская родословная книга", СПб. 1895 г., т. II; "Русская Старина" 1886 г., т. I, стр. 174; В. И. Саитов, "Петербургский некрополь", M. 1883, стр. 106; "Опись Высочайших указов, хранящихся в Сенатском архиве", СПб. 1878 г., т. III, стр. 217; "Русский Архив" 1896 г., стр. 191; "Архив Дирекции Императорских театров", Изд. Дирекции Имп. Театров, СПб. 1892 г., т. II, стр. 218; "Отечественные Записки" 1823 г., ст. "Придворная певческая капелла", стр. 436; "Дневные записки путешествия Екатерины II" (Сборник, стр. 385). Сочинения Державина, изд. Грота, т. V; "Russica", т. II, стр. 114; "Русский Архив" 1871 г., стр. 2043 и 2049; "Камер-Фурьерский Журнал" 1753—1795 гг.; "Список находящимся в статской службе чинам" на 1793 г., стр. 26; "Адрес-Календарь" на 1793 г., стр. 8; "Труды Вольно-Экон. Общ.", т. 50, стр. VII; "Сборник Русского Исторического Общества", т. XXVI.


Е. Я.


{Половцов}





Полторацкий, Марк Федорович


(сцен. псевд. Марко Портурацкий) [17(28).4.1729, г. Сосница, ныне пгт Сосницкого р-на Чернигов. обл. — 13(24).4.1795, Петербург] — певец (бас-баритон), хор. дирижер. Род. в семье священника, учился в Чернигов, латинской школе, затем в Киев. бурсе, где пел в церковном хоре. В 1745 А. Разумовский, восхищенный голосом юноши, увез его в Петербург и определил в Придв. певческую капеллу, где он пять лет обучался пению и пел в хоре. В 1750 с триумфом дебютировал на премьере оперы "Беллерофонт". Один из критиков писал: "Актрисы и актеры и Марко Портурацкий заслужили себе притом великие похвалы и пред вельми помянутому Портурацкому, природному малороссийцу, который впервые вышел на театр. каждый удивлялся, и по справедливости сказать можно, что не уступит он наилучшим италианским актерам" (СПб. ведомости. 1750. № 99). П. — первый рус. оперный певец, к-рому было разрешено выступать вместе с итал. артистами. Был послан в Италию для совершенствования в вокальном искусстве. На оперной сцене пел до 1770 (в составе петерб. Итал. труппы). Композитор Ф. Арайя специально для певца писал партии "героев" и "тиранов".


1-й исп. партий: Атаманта ("Беллерофонт"), Клита ("Корона Александра Великого"), Марциана ("Евдоксия Венчанная, или Феодосии второй").


В 1753 был назначен регентом Придв. певческой капеллы, в 1763—95 — директором. Под рук. П. капелла стала первоклассным хор. коллективом и заняла ведущее место в муз. жизни Петербурга. Среди его учеников — М. Березовский, Д. Бортнянский.


В честь признания заслуг арт. был возведен в дворянское достоинство (действительный статский советник).


Имеются портреты певца худож. В. Боровиковского и Д. Левицкого (1780, в ГРМ).


Лит.: Русский биографический словарь. — СПб., 1905. Т. 14. С. 424; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 65; Керн А. П. Воспоминания. Дневники. Переписка. — М., 1974. С. 114— 115, 332; Фільштейн С. M. Ф. Полторацький // Музика (Київ). 1980. № 1. С. 31.





Полторацкий, Марк Федорович


из уставщиков, директор придворной певческой капеллы, д. с. с.; р. 1727, † 26 нояб. 1795 г.



Прибавление: Полторацкий, Марк Федорович, р. 17 апр. 1729 г.; † 1795 г. 13 апр.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008